Демпферная связь лопаток турбомашины
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Заявлено 24Х.1971 (№ 1659301/24-6) с присоединением заявки № 1678085/24-6
Приоритет
Опубликовано 17.1Х.1973. Бюллетень № 37
Дата опубликования описания 17.1,1974
М. Кл. F Old 5/26
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий
УДК 621.438-226+621..165 (088.8) Авторы изобретения Б. А. Борок, Ж. И. Дзнеладзе, А. А. Канцепольский, И. А. Коколевский, В, А. Гельфер и Л. Н. Петров
Заявитель
ДЕМПФЕРНАЯ СВЯЗЬ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ
Изобретение относится к газотурбиностроению, в частности к авиационным газотурбинным двигателям.
Известны демпферные связи лопаток турбомашины, содержащие пальцы, например, с консолями, соединяющие соседние лопатки.
Однако известные демпферные связи из-за больших диаметров (по условиям прочности) как внутри .пролета, так и по разгрузочным концам создают загромождение в проточной части.
Предлагаемая демпферная связь отличается от известных тем, что пальцы выполнены в виде заключенных в защитную оболочку стержней, а стержни могут быть выполнены из двух размещенных в консолях частей из материала с удельным весом, большим, чем удельный вес материала оболочки.
Для обеспечения фиксации в плане части стержня соединены друг с другом.
Такое выполнение демпферной связи позволит уменьшить гидравлические потери и повысить надежность работы.
На фиг. 1 изображена конструкция статически определимой демпферной связи; на фиг. 2 — конструкция статически неопределимой демпферной связи; на фиг. 3 — то же, с фиксацией частей стержня в пальце.
Лопатки 1 соединены пальцем 2, свободно сидящим в пазу лопатки 1. Пяльцы 2 выполиены в виде заключенных в защитную оболочку 3 стержней 4. В консолях 5 пальцев 2 размещены стержни 4 с удельным весом, большим, чем удельный вес материала обо5 лочки 3. Тяжелые стержни 4 в консолях 5 позволяют уменьшить диаметр пальца 2 в середине пролета и одновременно длину консолей 5.
Зто становится возможным, так как общая
10 центробежная сила, развиваемая пальцем изза большого удельного веса стержня, не уменьшается и обеспечивается конструктивное демпфирование (необходимая величина силы трения между пальцем п лопатками) .
15 На фиг. 3 представлена конструкция демпферного пальца 2, части стержня 4 которого соединены между собой тонкой проволокой б, изготовленной либо заодно с частями стержня 4, либо из основного материала, либо из
20 другого, удобного по соображениям технологии материала. Проволока б обеспечивает фиксацию частей стержня при изготовлении пальца.
Предмет изобретения
1. Демпферная связь лопаток турбомашины, содержащая пальцы, например, с консолями, соединяющие соседние лопатки, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения гид30 равлических потспь и повышения надежности, 397665 пальцы выполнены в виде заключенных в защитную оболочку стержней.
2. Демпферная связь по п. 1, отличающаяся тем, что стержни выполнены из двух размещенных в консолях частей из материала с удельным весом большим, чем удельный вес материала оболочки.
3. Демпферная связь по п. 2, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения фиксации в пальце, части стержня соединены друг с другом.
5 Приоритет п. 1 исчислять с 24 мая 1971 г., а по пп, 2 и 3 — с 16 июля 1971 г.
397665
Юг 2
Составитель И. Аниканова
Техред Т. Курилко
Редактор H. Вирко
Корректор Л. Чуркина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 3707!13 Изд. № 22 Тираж 602 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5


