Патент ссср 397095
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 397095
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 05.04.71 (21) 1643667/26-25 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.04.74. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 26.11.74 (51) М. Кл. G 21с 19/18
Государственный комите
Совета Министров СССР па делам изобретений н открытий (53) УДК 621.039,5 (088.8) (72) Авторы изобретения Д. В. Костылев, Ю. В. Семенов, Е. Н. Автомонов, Ю. А. Евсеенков, Я. И. Баранов, Б. А. Константинов и В. А. Максимов (71) Заявитель дя ®. (54) ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ МАШИНА
Изобретение относится к области атомной техники и предназначено для перегрузки тепловыделяющих элементов ядерных реакторов канального типа.
Одной из проблем при перегрузке канальных ядерных реакторов является предохранение технологического канала реактора от перекоса и скручивания при стыковке стыковочного патрубка перегрузочной машины с каналом и работе привода герметизации, т. е. отвертывапии и завертывании запорной пробки канала.
Эту проблему решают с одной стороны путем создания независимой подвески стыковочного патрубка, обеспечивающей его самоустановку по оси канала, а с другой — за счет повышения точности наведения перегрузочной машины на координату канала реактора.
Известна перегрузочная машина ядерного канального реактора, содержащая корпус, установленный на подвижной платформе, трубу, жестко связанную с корпусом, и стыковочный патрубок, телескопически связанный с трубой. Привод перемещения стыковочного патрубка выполнен гидравлическим, он требует использования в качестве рабочего тела теплоносителя (воды), что связано с коррозией деталей привода, трудностями уплотнения и плохими условиями работы пар трения. Эти недостатки можно устранить применением механического, в частности винтового, привода стыковочного патрубка. Однако технические решения известной машины, обеспечивающие самоустановку стыковочного патрубка, не могут быть использованы в машине с винтовым приводом перемещения стыковочного патрубка.
Цель изобретения — обеспечение самоустановки стыковочного патрубка и за счет этого предохранение канала реактора от перекоса и
10 скручивания в процессе перегрузочных операций применительно к машине с винтовым приводом стыковочного патрубка, а также разгрузка канала реактора от осевых усилий, которые возникают при температурных колеба15 ниях канала в состыкованном с перегрузочной машиной положении.
Это достигается тем, что стыковочный патрубок шарнирно связан с траверсой, подвешенной к корпусу машины на винтах, кото20 рые имеют привод, шарнирные опоры в корпусе и несут гайки, размещенные в обоймах.
Обоймы установлены в траверсе с возможностью поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
25 Кроме того, гайки установлены в обоймах с возможностью осевого перемещения, например, на шпонке и снабжены упорами и выключателями, управляющими приводом винтов.
На фиг. 1 показана нижняя часть перегру30 зочной машины в состыкованном с каналом
397095
3 реактора положении; на фиг. 2 — винтовой привод стыковочного патрубка, разрез по
А — А на фиг. 1 при нижнем положении гайки; на фиг. 3 — траверса, разрез по  — Б на фиг.
1; на фиг. 4 — канал реактора, разрез по
 — В на фиг. I в положении, когда выступы стыковочного патрубка вошли в пазы фланца.
Корпус 1 машины размещен на подвижной платформе 2. Снизу к корпусу жестко присоединена труба 3, на которой телескопически установлен стыковочный патрубок 4. 11атрубок направляется подшипниками скольжения и роликами 5, опирающимися в направлении
6, жестко скрепленные с корпусом машины. В нижней части патрубок имеет датчик 7 положения и два выступа 8, которые могут входить в пазы фланца 9 технологического канала 10 реактора. Стыковочный патрубок шарнирно соединен с помощью цапф с траверсой I I.
Траверса подвешена к корпусу машины на двух винтах 12, имеющих в корпусе шарнирные (сферические) опоры 13 и привод от шестерен 14 со сферическим зубом. Винты несут шариковые гайки 15, размещенные с помощью втулок 16 и шпонок в обоймах 17.
Обоймы установлены в траверсе с возможно, стью поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на подшипниках 18 качения.
Гаика -скреплена с чехлом 19, имеющим упор
20, взаимодействующий с двумя выключателями 21 и 22, установленными на обойме.
Машина работает следующим образом.
Движением платформы 2 машину вводят с допустимой точностью на координату канала
10 реактора. Затем включают привод винтов
12, при этом гайки 15 перемещаются по винтам вниз, а стыковочный патрубок 4 вместе с траверсой 11 под действием своего веса следует за ними, зазоры а и б между обоймой 17 и втулкой 16 гайки 15 отсутствуют. Если стыковочный патрубок останавливается под действием какого-либо препятствия в промежуточном положении, например выступ 8 не совпадает с пазом фланца 9, то гайки 15 двигаются по шпонкам независимо от траверсы, образуя с обоймой возрастающий зазор. По достижении зазором предусмотренной минимальной величины (а) упор 20 воздействует на выключатель 21 и выключатель дает сигнал на отключение электропривода винтов, что предохраняет винтовой механизм от черезмерных ударных нагрузок при падении стыковочного патрубка с препятствия. При отключении привода стыковочного патрубка его поднимают в исходное положение, корректируют координаты в шины и производят стыковку заново. Когда стыковочный патрубок устанавливается в крайнее нижнее положение, срабатывает датчик 7, который блокирует выключатель 21. Привод винтов продолжает работать до тех пор, пока упор 20 не вступит в контакт с выключателем 22. Этот выключатель дает сигнал на отключение вин5
ЗО
35 тового привода по достижении между втулкой 16 гайки 15 и обоймой 17 заранее рассчитанного зазора б. Зазор обеспечивает свободное перемещение стыковочного патрубка вниз при охлаждении канала реактора в состыкованном с патрубком положении, когда надувное манжетное уплотнение патрубка (на чертеже не показано) плотно обхватывает головку канала. Отсутствие зазора б вызвало бы возникновение па канале осевых сил растяжения, приводящих к его повреждению.
В процессе стыковки перегрузочной машины с каналом реактора возможно несовпадение осей стыковочного патрубка и канала. В этом случае происходит самоустановка стыковочного патрубка по оси канала за счет покачивания патрубка относительно трубы 3 на угол а в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Разгрузка канала реактора от действия крутящего момента при работе привода герметизации, установленного в стыковочном патрубке, осуществляется следующим образом.
При отвертывании (завертывании) запорной пробки канала в приводе герметизации возникает реактивный момент, который разворачивает стыковочный патрубок вокруг вертикальной оси на угол (3 до упора выступов 8 патрубка в боковую стенку паза фланц; 9, после чего скручиванию подвергается короткий участок канала между запорной пробкой и фланцем. Разворот стыковочного патрубка вокруг вертикальной оси возможен благодаря карданной подвеске гаек 15 в траверсе на подшипниках 18 и шарнирным сферическим опорам 13, допускающим отклонение винтов 12 от вертикали.
Предмет изобретения
1. Перегрузочная машина для перегрузки топлива канального ядерного реактора, содержащая корпус, установленный на платформе, трубу, жестко связанную с корпусом, и подвижный относительно трубы стыковочный патрубок, отличающаяся тем, что, с целью предохранения канала реактора от перекоса и скручивания, стыковочный патрубок шарчирно с.::!çàí с траверсой, подвешенной к корпусу машины на винтах, имеющих привод, шарнирные опоры в корпусе и несущих гайки, размещенные в обоймах, которые установлены в траверсе с возможностью поворота в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью предотвращепия действия на канал реактора осевых сил при его охлаждении в состыкованном с машиной положении, гайки установлены в обоймах с возможностью осевого перемещения, например, на шпонкс и снабжены упорами и выключателями, управляющими приводом винтов.
397095 ,4 - А
/2
/б
/7
И
Ог
О! @gal 7
Составитель В. Мурагов
Тс;рсд Л. Акимова Корректор В. Кочкарева
Заказ 3125/2 Изд. № 772 Тираж 506 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Мипистров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типогра<рия, пр. Сапупова, 2



