Рабочее колесо гидромашины
эсее!иф ибаеее е а еов, О П И С А Н И Е 392265
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социе!листи4еских
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”
М. Кл. F 03Ь 3 02
Заявлено 10.05.72 (№ 1782847/24-6) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опубликовано 27.07.73. Б!оллстснь № 32
Дата опубликования описания 05.08.71
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
УДК 621.224.24 (088.8) Авторы В. Ф. Антонов, Л. И. Фридман, Ю. Н. Мишев, А. А. Меловцов, изобретения A. П. Левицкий, А. И. Бузынник, А. В. Бунчучный и В. К. Рубцов
Заявитель
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ГИДРОМАШИНЫ
Изобретение относится к области гидромашиностроения и может использоваться в радиальноосевых гидротурбинах.
Известны рабочие колеса радиальноосевых гидротурбин, содержащие верхний и нижний ободы и размещенные между ними лопастии.
Однако в таких колесах в наиболее напряженных зонах лопастей (в местах переходов от лопастей к ободам) наблюдаются усталостные трещины, возникающие в основном у выходной кромки лопастей. Это явление возникает из-за недостаточной коррозионной выносливости материала колеса, изготовляемого обычно из углеродистых сталей. Изготовление же колес из высоколегированных сталей дорого и усложняет технологию изготовления.
С целью повышения динамической прочности рабочего колеса в переходных от лопастей к ободам зонах по всей длине последних установлены протекторы, выполненные из высокопрочного материала, поперечные размеры которых выораны в соответствии с соотношениями
В,= Н+6, B„=A+10, где В „ и В,„- — ширина проекций протектора соответственно на поверхности лопаста и обо-!! kk
Н вЂ” высота переходной зоны вдоль нормали к поверхности обода; 1 — ширина переходной зоны вдоль обода;
6 — наибольшая толщина сечения лопасти, примыкающего к соответствующему обод .
На фнг. 1 схематически показано предлагаемое рабочее колесо, разрез; на фиг. 2—
1о участок рабочего колеса с протектором (указаны все необходимые размеры).
Лопасть 1 закреплена между верхним 2 н нижним 8 ободами. В переходных зонах установлены протекторы 4 и 5, которые могут быть klàïëàâëеHû на колесо пли выполнены в виде облицовки.
Протекторы предотвращают доступ воды к переходным зонам, что уменьшает опасность коррозии и трещинообразования.
Предмет изобретения
Рабочее колесо гидромашины, например радиальноосевой гидротурбины, содержащее верхний и нижний ободы и размещенные
2!! между ними лопасти, отлачающееся тем, что, с целью повышения динамической прочности, в переходных от лопастей к ободам зонах по всей длине последних установлены высокопрочные протекторы, ширина которых выбрана в соответствии с соотношениями
392265
В,=a+ б, да;
Фиг,2
Составитель Н. Силаева
Техред Е. Борисова
Редактор Е. Караулова
Корректор Н. Аук
Заказ № 6028 Изд. № 1868 Тираж 539 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Загорская типография
В,„-= А+ 10, и В „где В,< — ширина проекций протектора на поверхности лопасти и обода;
Н вЂ” высота переходной зоны вдоль нормали к поверхности обода;
А — ширина переходной зоны вдоль обо6 — наибольшая толщина сечения лопа5 сти, примыкающего к соответствующему ободу.