Узел храповика мотального механизма кольцепрядильной машины
ФОИЗОЫ Ет ЕН ИЯ
Союз Советских.
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 28.VI.1971 (№ 1674671/28-12) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 11.И1.1973. Бюллетень №,30
Дата опубликования описания 19.XII,1973
И, Кл, D Olh 1/36
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изооретений и открытий
УДK 677.052.57 (088.8) Авторы изобретения
A. М. Кившенко, В, С. Наливкин, Т. Ш. Якупов, В. Н. Мараев и Ю. Я. Харчев
Пензенский научно-исследовательский и экспериментальноконструкторский институт прядильных машин
Заявитель
УЗЕЛ ХРАПОВИКА МОТАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
КОЛЬЦЕПРЯДИЛЪНОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к прядильному производству текстильной промышленности.
Известные узлы храповика мотального механизма кольцепрядильной машины содержат собачку, смонтированную на кронштейне, средство для регулирования величины смещения кольцевой планки машины .при наработке початка. Однако при использовании этих узлов необходимо останавливать прядильную машину при регулировании величины смещения кольцевой планки.
Описываемый узел храповика обеспечивает регулирование смещения кольцевой планки на ходу машины. Достигается это тем, что средство для регулирования выполнено в виде червячной пары, на червячном колесе которой установлены упор, взаимодействующий с кронштейном собачки, и шкала, перемещаемые совместно с колесом при вращении колеса до совпадения отметки на шкале, соответствующей толщине вырабатываемой пряжи и диаметру кольца, с имеющимся на машине указателем.
На фиг. 1 показан мотальный механизм с узлом храповика, общий вид; на фиг. 2— разрез по А — А на фиг. 1; на фиг, 3 — вид по стрелке Б; на фиг. 4 — разрез по  — В на фиг. 2.
Мотальный механизм содер>кит рас пределительный вал 1, рычаг 2 мотки, узел 8 храповика. Распределительный вал 1 несет блок
4, связанный цепью 5 с блопом б узла 8 храповика, и блоки 7, 8, 9, связанные гибкими связями 10, 11, 12 с известной системой тяг, 5 блоков и гибких связей (на чертеже не показаны), передающих движение от распределительного вала 1 кольцевым планкам, планкам кольцевых баллоноогранпчителей и нптепроводников (на чертежах не показаны). Цепь
10 охватывает аправяющие ролики 18 и 14 рычага 2 мотки. Ось 15 ролика 14 является осью качания рычага 2. Узел 8 храповика содер>кит храповик 16, связанный с блоком 6 посредством цилиндрического дифференциала, 15 состоящего из водила 17, выполненного ввидс вала с эксцентричным выступом 18, солнечного колеса 19, приемного колеса 20 и блока
21 сателлитов, расположенного на эксцентричном выступе 18 водила 17. Шестерня 22 бло20 ка 21 сателлитов находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом солнечного колеса 19, шестерня 28 блока 21 сателлитов— в зацеплении с внутренним зубчатым венцом приемного колеса 20. Храповпк 16 жестко
25 связан с водилом 17,,которое может свободно вращаться в отверстиях крышки 24» приемного колеса 24. Приемное колесо 20 свободно установлено в корпусе 25 узла 8 и жестко связано с блоком 6. Солнечное колесо 19
30 установлено на подшипниках 26, закрепленЗЧО2()0
15 и ых на внутреннем выступе крышки 24, которая в свою очередь жестко закреплена па корпусе 25. Установленное соосно с солнечным «олесом 19 и жестко с ним связанное червячное колесо 27 входит в зацепление с червяком 28, расположенным на подшиппи1(2.;" (па чертеже не показаны) в корпусе 25.
Червяк 28 цепной передачей, включающей звездочки 29, 80 и цепь 81; связан с электродвигателем 3?. Собачка 88 свободно установлена па оси 34 и прижата к храповику !6 плоской пружиной 85. Ось 84 и пру>кина 35 закреплены на кронштенйе 86, выполненном как единое целое с блоком 37 и установленном сгободно на наружном выступе крыш«и
24. Кронштейн 86 приводится в движение посредством кривошипно-шатунного механизма, содержащего кривошип 88, жестко закрепленный на общем валу с эксцентриком мотки 39, и шатун, выполненный ввиде гибкой связи 40, например цепи, соединяющей кривошип 38 с блоком 87. Для заводки кронштейна 86 с собачкой, т. е. возвращения его в исходное положение, имеется пру>кина 41, один конец которой закреплен на крышке 24, а другой— па внутренней поверхности блока,37. Червячггое .колесо 42 с жестко закрепленп ri»ra пем упором 43, входит в зацепление с червяком 44.
Червячное колесо 42 свободно установлено на выступе 45 крышки 24, червяк 44 также закреплен па крышке 24 посредством двух кронштейнов 46. На червячном колесе 42 закреплена шкала 47, оттарированная в тексах для каждого диаметра колец; на корпусе 25 закреплен указатель 48. Распределительный вал
1 несет также компенсирующий эксцентрик
49, соединенный гибкой связью с пру>кипами уравновешивания подвижных элементов мотального механизма (на черте>ке не показаны).
Мотальный механизм работает следующим образом.
Эксцентрик мотки 89, получающий равномерное вращательное движение известным способом от привода машины (на чертеже не показан), воздействуя на рычаг 2, заставляет его качаться в вертикальной плоскости. При этом цепь 5 на участке между роликом 13 рычага 2 и блоком 4 получает возвратно-поступательное движение, передаваемое посредством олоков 4, 7, 8, 9 и гибких связей 10, 11, 12 известным элементам, например траверсам, нспосрсдственно приводящим в вертикальное возвратно-поступательное движение кольцевые планки, планки нитепроводников и кольцевых баллоноограничителей. За каждый оборот эксцентрика мотки 89 рычаг 2, следовательно, и кольцевые планки, планки нитепроводников и кольцевых баллоноограничителсй совершают один двойной ход с постоянной амплитудой. Последовательное смещение кольцевых планок за каждый двойной их ход на некоторую величину, в результате которого образуется початок, производится следующим ооразом, 20 г5
4
При Вращении эксцентрика мотки 39 кривошип 38 половину оборота вращается в направлении от узла 8 храповика, а половину— к нему, независимо от общего направления вращения эксцентрика мотки 89. При вращении в направлении от узла 8 кривошип 38, натягивая цепь 40, приводит в движение кронштейн 86, в результате чего под воздействием собачки 88 поворачивается храповик 16 и связанное с ним водило 17, которое, воздейст вуя эксцентричным выступом 18 на блок 21 сателлитов, заставляет шестерню 22 обкатываться по солнечному колесу 19, находящемуся в неподви>кном состоянии, благодаря взаимодействию червячного колеса 27 с неподвижным червяком 28. Возникающее,при этом вращение блока 21 шестерней 23 передается приемному колесу 20. Блок 6 поворачивается вместе с приемным колесом 20 и наматывает на себя цепь 5, которая, сматываясь с блока 4, поворачивает распределительный вал 1 на некоторый дополнительный угол. При этом гибкие связи 10, 11, 12 наматываются на блоки 7, 8, 9, смещая кольцевые планки, планки нитепроводников и кольцевых баллоноограничителей вверх па заданную величину. После прохо>кдения дальней «мертвой точки» кривошип 38 движется по направлению к узлу 8 храповика, ослабляя цепь 40.
При этом, кронштейн 86 с собачкой 83 отводится пружиной 41 в исходное поло>кение, цепь 40 наматывается на блок 87 до тех пор, пока кронштейн 36 ire дойдет до упора 43.
Кронштейн 36 при этом останавлигается, а цепь 40 при дальнейшем движении кривоши,па 88 в сторону узла 8 храповика несколько провисает (если провисание не желательно, оно может быть устранено какой-либо известной натяжной системой, например подпру>кипенпыми роликами).
Количество зубьев храповика 16, подаваемое собачкой 88 за один оборот эксцентрика мотки 39 и определяющее величину смещения кольцевых планок за один двойной ход, зависит от положения упора 43. Регулирование положения упора 48 производится вращением червяка, при этом входящее с ним в зацепление червячное колесо 42 поворачивается и перемещает упор 43, Одновременно перемещается шкала 47, служащая для контроля наладки. Вращение червяка 44 производится с помощью специального ключа или рукоятки (па черте>ках пе показаны), надеваемой на квадрат вала червяка 44 через отверстие в ограждении машины и продолжается до тех пор, пока против указателя 48 на шкале 47 не будет установлена отметка, соответствующая толщине вырабатываемой пряжи и диаметру кольца.
Таким образом, регулирование положения упора 48 производится без останова машины и открывания ограждений, что значительно упрощает обслу>кивание машины и сокращает количество брака пз-за нарушения диаметра початка.
390209
Самоторможение червя шой пары, имеющей червячное колссо 42 и червяк 44, исключает возможность нарушения положения упора 43, а следовательно, и возможность разладок— при механических воздействиях, имеющих место при эксплуатации машины.
Лвтоматическое опускание кольцсвых планок в оложсние подмота производится следующим образом. В конце наработки сьема известным способом, например воздействием упора 43, связанного с каким-либо подвижным элементом мотального механизма, на конечный выключатель (а чертежах с показаны), включается электродвигатель 32 к сторону опускания планок. Вращение вала электродвигателя 82 посредством цепной передачи, вк..почающей звездочки 29, 80 и цепь
3!, передается а вал червяка 28, который вращает чсргячное колссо 27 и жестко с ним связанное солнечное колесо 19. Солнечное «олссо 19 посредством зацепления с шестерней
22 вращает блок 21 сателлитов, который в результате зацепления шестерни 23 с приемным колесом 20 поворачивает блок 6, закрепленный на колесе 20. При этом цепь 5 сматывается с блока 6, давая возможность кольцекым планкам под действием собственного веса опуститься в положение подмота.
При автоматическом подъеме кольцевых планок из положения подмота в положение
5 заработка перед началом наработки съема мотальный механизм работает аналогично, но электродвигатель 82 включается в противоположном направлении. Прп этом цепь 5 наматывается на блок 6 и, сматываясь с блока
10 4, поворачивает распределительный вал 1 к сторону подъема планок.
Предмет изобретения
15 Узел храповика мотального механизма кольц прядильной машины, содержащии со. бачку, смонтированную на кронштейне, средство для регулирования величины смещсш я кольцевой планки машины при наработке по20 чатка, отличаюгцийся тем, что, с целью регулирования смещения кольцевой планки на ходу машины, средство для регулирования величины смещения кольцевой планки выполнено в виде червячной пары, на червячном
25 колесе которой установлены упор, взаимодействующий с кронштейном собачки, и шкала.
390209
Составитель С. Маневич
Техред Е. Борисова
Редактор M. Андреева
Корректор Л. Орлова цпогр афия, пр. С апупорф, g
Заказ 3387/3 Изд. № 1821 Тираж 496 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, iK-35, Раушская наб„д, 4/5





