Датчик для определения динал\ической устойчивости колесных машин
О П И С А Н И Е 372436
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
СОюз Советскиз
Сециа IHGTNVSCKHl
Респтблив
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. 6 Olc 9/10
Заявлено 10.Ч1.1971 (№ 1668841/18-10) с присоединением заявки фй
Приоритет
Опубликовано 01.111.1973. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 25.1Ъ .1973
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 528.541(088.8) — - СуЯЗЦАЯ
Авторы изобретсния
А. И, Лесниковский, Ю, И. Моравский и В, П. Росляко
Пушкинская государственная машиноиспытательная станция и Курский сельскохозяйственный институт им. И. И. Иванова
Заявители
ДАТЧИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ КОЛЕСНЫХ МАШИН
Изобретение относится к автоматическим наклономерам и может быть использовано для оценки динамической устойчивости колесных мобильных машин, например сельскохозяйственных, при их испытаниях.
При движении колесной машины ее устойчивость по опрокидыванию и заносу определяется величиной уклона, характером и величиной неровностей, скоростью движения и динамическими воздействиями со стороны агрегатируемых машин, обрабатываемого материала и т. д. Углы наклона машины и ускорения (угловые и линейные) являются теми показателями, с помощью которых можно определить степень динамической устойчивости машины. Для регистрации углов наклона и ускорений известны различные наклономеры и акселерометры. Однако их применение при испытаниях машин сложнено тем, что для суждения о степени устойчивости необходима запись большого числа процессов с применением сложной тензометрической, оптической и т, д. аппаратуры с последующей громоздкой математической обработкой экспериментального материала.
Предлагаемый датчик отличается тем, что камера высокого давления имеет сфероидную форму с находящимися в ней шариковым клапаном, который в зависимости от угла наклона и величины у скорений (или в отдельности от того или другого) открывает или закрывает канал в камеру низкого давления. Последняя имеет упругую мембрану, передающую сигнал на регистрирующий орган. При этом в камере
5 низкого давления, создается некоторое давление, которое пропорционально вероятности опрокидывания или заноса машины, т. е. камера низкого давления выступает в роли накопителя информации о режиме движения
10 машины. Для быстродействия и точности оболочка шарикового клапана изготовлена из упругого эластичного материала и внутренняя полость шарика заполнена жидкостью. Для настройки датчика в камере низкого давления
15 находятся два дросселя, с помощью которых регулируются сечения каналов, соединяющих камеры и камеру низкого давления с атмосферой.
На чертеже изображена схема датчика для
20 определения динамической устойчивости колесных машин.
В камере высокого давления 1, имеющей сфероидную форму, находится шариковый клапан 2, запирающий канал 8, который сое25 диняет камеру 1 с камерой низкого давления 4. Камера 4 содержит упругую мембрану 5 и связана с атмосферой прп помощи дросселя 6. В канале 3 установлен дроссель 7, регулирующий количество воздуха, поступаю30 щего из камеры 1 в камеру 4. т1увствительный
372436
Составитель В. Соломатов
Типография, пр. Сапунова, 2 элемент датчика — шариковый клапан 2— для демпфирования собственных колебаний выполнен полым, имеет упругую эластичную оболочку и частично заполнен жидкостью.
Датчик работает от источника сжатого воздуха, подающего сжатый воздух в камеру 1.
Давление в камере 1 поддерживается постоянным.
Датчик работает следующим образом.
При значительных кренах или резких толчках, которые могут повлиять на устойчивость машины, шариковый клапан 2 выходит из гнезда, открывая канал 8, соединяющий камеру 1 с камерой 4. В камере 4 в результате этого повышается давление, которое, воздействуя на мембрану б, может передать сигнал на регистрирующий орган. Клапан 2 в зависимости от величины угла наклона и интенсивности толчков будет держать открытым канал 3 различное время. Чем чаще и больше толчки и углы наклона, тем чаще и на большее время будет открыт этот канал и, следовательно, тем больше будет давление в камере 4, оставаясь, однако, значительно меньшим давления в камере 1 за счет дросселя б, соединяющего камеру 4 с атмосферой. При снятии возмущения (уменьшение угла наклона или ускорений) клапан 2 под действием своего веса и воздушного потока, образующегося за счет разности давлений в камерах 1 и 4, будет возвращаться в первоначальное положение. Если возмущение не повторится достаточно долгое время, то давление в камере 4 благодаря дросселю б выровняется с атмосферным, и мембрана б возвратится в первоначальное положение.
Таким образом, давление в камере 4 будет некоторой функцией основных показателей, характеризующих степень устойчивости машин, а именно углов наклона, величины и ча5 стоты резких воздействий (угловых и линейных ускорений). Дроссели б и 7, при помощи которых регулируется подача воздуха из камеры 1 в камеру 4 и расход воздуха из камеры 4 в атмосферу, служат для настройки дат10 чика на величину углов наклона и ускорений, которые могут повлиять на устойчивость машины. Собственные колебания шарикового клапана с эластичной оболочкой достаточно быстро гасятся жидкостью, которой частично
1S заполнена внутренняя полость клапана.
Предмет изобретения
1. Датчик для определения динамической устойчивости колесных машин, например сель20 скохозяйственных агрегатов, содержащий наклономер, выполненный в виде сферического основания, по которому перемещается инерционный шарик, служащий чувствительным элементом, отличающийся тем, что, с целью
25 получения сравнительных данных о степени устойчивости машин при работе в различных динамических условиях, в нем наклономер помещен в камеру повышенного давления, соединенную через дроссель с камерой низко3О ro давления, в которой расположено регистрирующее устройство, например мембрана, при этом инерционный шарик выполняет роль клапана.
2. Датчик по п. 1, отличающийся тем, что, 35 с целью повышения точности, в нем шариковый клапан выполнен из эластичного материала и частично заполнен жидкостью.
Редактор О. Филиппова Техред Л. Богданова
Корректор Е. Денисова
Заказ 1149/5 Изд. № 293 Тираж 755 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

