Судовая силовая установка
O ll M C A H M E
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соввтскит
Социалистическив
Республик л О1 lp
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 07.XII.1970 (№ 1497908/27-11) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 08.II.1973. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 4Х11.1973
M. Кл. В 6311 23/06
Новтитет по делатв изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 629.12-8(088.8) Автор изобретения
В. В. Гнездилов
Заявитель
СУДОВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА щее устройство 0 пониженной скорости размещены в редукторе, а разобщающее устройство 7 привода 8 отбора мощности расположено между последним и редуктором. Привод отбора мощности соединен с валогенератором или гидронасосом 9.
Кроме того, на чертежах приняты следующие условные обозначения: 10 — кривая зависимости тяги судна от скорости при no)0 стоянном номинальном крутящем моменте двигателя М„; 11 — кривая зависимости мощности, потребляемой гребным винтом, от скорости судна при постоянном номинальном крутящем моменте двигателя М„; 12 — кри15 вая зависимости тяги судна от скорости при определенном постоянном числе оборотов гребного винта а; 18 — кривая зависимости мощности, потребляемой гребным винтом, от скорости судна при определенном постоян20 ном числе оборотов винта, равном и; И— кривая зависимости буксировочного сопротивления трала от скорости его буксировки;
15 — кривая зависимости сопротивления трала от скорости судна при выборке трала;
25 16 — прямая зависимости мощности от оборотов двигателя при постоянном номинальном крутящем моменте двигателя М„; 17— кривая зависимости мощности, потребляемой гребным винтом фиксированного шага, от
ЗО оборотов винта (двигателя) при определепИзобретение относится к судостроению, в частности к судовым силовым установкам.
Известные судовые силовые установки содержат главный двигатель, работающий на движитель через двухскоростной редуктор, у которого ступени повышенной и пониженной скорости снабжены разобщающими устройствами.
Особенностью описываемой установки является то, что в ступени пониженной скорости выходной вал редуктора использован в качестве привода отбора мощности, например, траловой лебедки и снабжен дополнительным разобщающим устройством. Это обеспечивает использование номинальной мощности двигателя как в режиме свободного хода судна или в режиме траления, так и в режиме выборки трала.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема предлагаемой судовой силовой дизельной установки рыболовного судна; на фиг. 2 — кривые тяговой характеристики рыболовного судна с гребным винтом фиксированного шага; на фиг. 3 — кривые мощностной характеристики двигателя.
Главный двигатель 1 установки присоединен к двухскоростному редуктору 2, который через валопровод 8 связан с гребным винтом
4 фиксированного шага. Разобщающее устройство 5 повышенной скорости и разобщаю369046...—
369046
45 ном среднем значении скорости судна при выборке трала V,; V„— скорость судна;
N„— мощность отбора для привода траловой лебедки при работе установки на первой скорости редуктора; i — передаточное отношение первой скорости редуктора.
В режиме свободного хода судна главный двигатель работает только на гребной винт (разобщающее устройство 7 отключено) .
При этом главный двигатель может работать на гребной винт как на первой скорости редуктора (разобщающее устройство 5 включено, а разобщающее устройство 5 — отключено), так и на второй (пониженной) скорости редуктора (разобщающее устройство б— включено, а разобщающее устройство 5— отключено).
При работе на первой скорости при номинальных оборотах двигателя n„наиболее полно используется номинальная мощность двигателя N„, и судно имеет наибольшую скорость свободного хода.
В режиме траления и выборки трала установка переходит работать на вторую скорость редуктора, при этом разобщающее устройство 5 отключается и включаются разобщающие устройства б и 7. Теперь главный двигатель приводит во вращение как гребной винт, так и привод отбора мощности траловой лебедки. В этом случае отбор мощности от главного двигателя на привод траловой лебедки и использование полной номинальной мощности двигателя происходят следующим образом. В режиме траления траловая лебедка не работает, поэтому привод отбора мощности вращается вхолостую, и мощность на траловую лебедку не отбирается. Скорость судна при тралении V,р определяется точкой а пересечения кривых 12 и 14 (см. фиг. 2). Гребной винт имеет постоянные обороты и>.
В режиме выборки трала работает траловая лебедка, которая выбирает трал, сообщая ему движение со скоростью, среднее значение которой V, В этом режиме трал движется как от действия траловой лебедки, так и от буксировки его судном. Средняя скорость судна V при этом определяется в.т.
15 го
25 зо
4 точкой б пересечения кривых 15 и 12 (см. фиг, 2). Гребной винт имеет те же, что и в режиме траления, постоянные обороты и,.
Точка б на кривой И (см. фиг. 2) показывает, какую мощность потребляет гребной винт в режиме выборки трала при скорости судна V, а именно, равную N„. Эта мощв.т. ность N, на кривой 17 (фиг. 3) определяется точкой б" при оборотах винта п .
В результате использования в предлагаемой установке второй скорости редуктора при оборотах гребного винта и> обеспечиваются обороты двигателя, равные номинальным, при этом отбор мощности на траловую лебедку составляет по величине значения от
N(см,,фиг. 3) и в режиме выборки трала используется полная номинальная мо|цность двигателя NH.
Передаточное отношение второй скорости редуктора выбирают таким, чтобы обороты гребного винта, сохраняясь постоянными (nz), обеспечивали судну требуемые тяговые характеристики (кривая 12, фиг. 2), соизмеримые с тяговыми характеристиками траловой лебедки, и чтобы загрузка двигателя от гребного винта N, позволяла осуществлять требуемый по величине отбор мощности на траловую лебедку N„, учитывая, что главный двигатель при этом может работать на номинальных оборотах и развивать номинальную мощность NH.
Предмет изобретения
Судовая силовая установка, преимущественно для промыслового судна, содержащая главный двигатель, работающий на движитель через двухскоростной редуктор, у которого ступени повышенной и пониженной скорости снабжены разобщающими устройствами, отличающаяся тем, что, с целью использования номинальной мощности двигателя как в режиме свободного хода судна или в режиме траления, так и в режиме выборки трала, в ступени пониженной скорости редуктора выходной вал использован в качестве привода отбора мощности, например, траловой лебедки и снабжен дополнительным разобщающим устройством.
369046
Редактор Л. Струве
Заказ 1792/1 Изд. № 1387 Тираж 496 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель В. Левицкий
Техред А. Камышникова
Корректоры: Л. Корогод и М. Коробова



