Патент ссср 369040
! а
Ф
О Л И С А Н И E 369040
ИЗОБРЕТЕНИЯ. л
Goes Советски
Социалистически1
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 08.Х11.1969 (№ 1 383453//27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 08.11.1973. Бюллетень ¹ 10
Дата опубликования описания 13.IV..1973
М. Кл. В 62k 15/00
Комитат оо делам изобретеиий и открытий при Совете йтииис.ров г.г, р
УДК 629,118„3(088.8) Автор изобретения
А. Л. Шутак
Заявитель Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения
ЗАМОК ДЛЯ ФИКСАЦИИ СКЛАДНОЙ РАМЫ ВЕЛОСИПЕДА
Изобретение относится к двухколесным транспортным средствам, а именно к велосипедам, имеющим складную раму для удобства их транспортирования.
Известны замки для фиксации разъемной рамы велосипеда, содержащие фланцы трубчатых частей рамы, лежащие в плоскости разъема стыка, и стягивающий фланцы в транспортном положении фиксатор, состоящий из взаимодействующих с фланцами поворотных втулок. Однако обеспечивая фиксацию разъемных частей рамы в транспортном положении, они не позволяют осуществлять ее складывания. Кроме того, в этих замках не предусмотрены узлы, позволяющие осуществлять фиксацию рамы при скошенном положении последней. При известном выполнении стыка складной рамы в виде замка с поворотными петлями, последний должен быть выполнен массивным, выходящим далеко за габариты труб в местах складывания. Попытки создать такие замки малогабаритными показали, что петли не имеют достаточной прочности, не обеспечивают безлюфтового соединения, что приводит к поломке труб рамы или петли.
Целью изобретения является обеопечение прочного и надежного соединения стыкуемых узлов складной рамы велосипеда при закрытом положении замка, осуществляемое с большим натягом,,при котором петля разгружается. Это достигается тем, что фланцы трубчатых частей рамы при закрытом положении замка располагаются соосно с образованием в плоскости разъема бобышек, имеющих вид
5 усеченных конусов, охватываемых поворотными втулками. Одна из упомянутых втулок выполнена в виде головки болта, проходящего через палец петли, расположенной в одной из бобышек. Указанный болт установлен в резьl0 бовом хвостовике другой поворотной втулки.
Для фиксации частей рамы в ее сложенном положении на одном из фланцев выполнены упоры, взаимодействующие с головкой болта.
На фиг. 1 изображена рама в транспортном
15 положении с указанием размещения замков; на фиг. 2 — то же, в сложенном положении; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг, 1; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 1; на фиг. 5 — узел 1 на фиг. 1; на фиг. 6 — вид пз
20 стрелке В на фиг. 2; на фиг. 7 — узел II на фиг. 2.
Замок содержит два стыкующихся,патрубка
1 и 2 трубчатых частей рамы велосипеда. Патрубок 1 со стороны стыка имеет плоскую по25 верхность, которая переходит в поперечном направлении во фланцы 8 и 4. Обратные поверхности фланцев представляют собой половины усеченных конусов. Патрубок 2 имеет также со стороны стыка плоскую поверхность, 30 переходящую в поперечном направлении во
869040 фланцы 5 и 6 с обратными повеохногтями. аналогичными фланцам 3 и 4. В состыкованном положении фланцы патрубков представляют собой усеченные конусные бобышки, обращенные своими ббльшими основаниями к центру пересечения. При этом, конусная бобышка, несущая поворотную петлю, образована фланцами 8 и 5, а противоположная бобышка образована фланцами 4 и 6. Конусные бобышки, образованные фланцами, расположены соосно и их общая ось х — х лежит в плоскости разъема (стыка).
Таким образом, плоскость разъема разделяет бобышки строго симметрично на продольные половины.
Образующие этих конусов имеют угол наклона относительно оси х — х (а = 11 — 14 ).
Этот угол является оптимальным для получения наибольшей силы затяжки конусов фланцев при отсутствии заклинивания.
Фланцы 3 и 5 выполнены за одно целое с ушками, образующими в сборе с осью 7 поворотную петлю; охватывающие ушки 8 выполнены за одное целое с фланцем 5, и их наружная поверхность является продолжением конической поверхности фланца 5; охватываемые ушки 9 выполнены плоскими за одно целое с фланцем 3 и расстояние между ними определяется диаметром стяжного болта 10.
Длина фланцев 3 и 5 зависит от расстояния L между осью отверстий в патрубках и осью у — у поворота петли. Длина фланцев 4 и 6 меньше и определяется условиями стягивания этих фланцев. Для стягивания фланцев в транспортном положении рамы предусмотрен стяжной болт 10, головка которого выполнена в виде скругленной снаружи втулки 11, а внутренняя поверхность повторяет конус, образованный фланцами 3 и 5. Во втулке 12 с хвостовиком 13 имеется резьбовое отверстие, служащее для наварачивания хвостовика 13 на резьбовой конец стяжного болта 10. Внутренняя поверхность втулки 12 повторяет конус, образованный фланцами 4 и 6. Фланцы 4 и 6 имеют в плоскости разъема полукруглые углубления 14, в которые в состыкованном положении образуют круглое отверстие, расположенное симметрично относительно плоскости разъема, через которое проходит хвостовик
13 с гарантированным зазором. Эот дает возможность предварительно совмещать фланцы перед их стягиванием. Фланцы 8 и 5 имеют также в плоскости разъема полукруглые углубления 15, которые в состыкованном положении образуют круглое отверстие, распэтожениное си м метр HMHQ относителъно плоскости разъема, через которое проходит стяжной болт
10 с гарантированным зазором. Попречное отверстие такого же диаметра имеет ось 7. Это
5 отверстие предназначено для прохождения стяжного болта 10 и для фиксации оси 7 от выпадания из петли при сложенной раме. Концы фланцев патрубков со стороны поворотной петли снабжены упорами 16, служащими для
10 фиксации рамы велосипеда в сложенном положении за счет взаимодействия этих упоров с головкой стяжното болта.
Замок такой конструкции может быть установлен как на горизонтальных, так и на на15 клонных трубах рамы, В этом случае плоскость разъема располагается относительно продольной оси патрубков под углом, соогветст вующ,им на клон у трубы.
Для складывания рамы велосипеда необхо20 димо повернуть втулку 12 на такую величину, чтобы можно было легким ударом руки по этой втулке сдвинуть с конусной бобышки втулку 11 и поставить обе втулки в положение, показанное пунктиром на фиг. 4. После этого
25 раму можно сложить, поворачивая один из ее концов вокруг оси у — у. Для фиксации рамы в сложенном положении необходимо за упоры
16 зацепить втулку 11, а втулку 12 повернуть до упора хвостовика 18 в ушки поворотной
30 петли. Для установки рамы в транспортное положение описанные операция проделывают в обратном порядке.
Предмет изобретения
1. Замок для фиксации складной рамы велосипеда, содержащий фланцы трубчатых частей рамы, лежащие в плоскости разъема стыка, и стягивающий фланцы в транспортном по40 ложении фиксатор, состоящий из взаимодействующих с фланцами поворотных втулок, отличаюи1ийся тем, что, с целью обеспечения надежного соединения частей рамы при закрытом положении замка, фланцы расположены
45 соосно с образованием в плоскости разъема бобышек, имеющих вид усеченных конусов, охватываемых поворотными втулками, одна из которых выполнена в виде головки болта, проходящего через палец петли, расположенной в
50 одной из бобышек, и установленного в резьбовом хвостовике другой поворотной втулки.
2, Замок по п. 1, отличающийся тем, что, с целью фиксации частей рамы в ее сложенном положении, на одном из фланцев выполнены
55 упоры, взаимодействующие с головкой болта.
369040 я-A
11 Вид В фиг. 5
Фиг. Б
Фиг. Ф
Составитель Г. Петровы
Редактор Л. Струве Техред T. Курилко Корректор Е. Михеева
Заказ 100%(Изд. ¹ !189 Тираж 602 Подписное
Ц111!1!ПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Рау!нская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2