Устройство для сборки деталей типа вал —втулка
368003 иб те
Союз Советскик
Сопиалистических республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1, ф
Зависимое or авт. свидетельства №
Заявлено 1З.VI1.1970 (№ 1468185/25-8) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 26.1.1973. Бюллетень ¹ 9
Дата опубликования описания 4.1V.1973
М, Кл. В 23р 19/04
G 05b 1/10
F 15с 9/04
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете йтииистров
УДК 621.757.851(088.8) Авторы изобретения В. А. Яхимович, О. Н. Вертоградов, Л. Л. Штанюк и С. Д. Вертоградова
Специальное проектно-конструкторское бюро технологического оборудования для промышленности источников тока
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРКИ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ вЂ” ВТУЛКА
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению. Оно может быть использовано при сборке узлов и изделий из штучных деталей.
Известно устройство для сборки деталей типа вал — втулка, выполненное в виде имеющей пневмоприводы центрирующей втулки с соплами, в которую помещается одна из собираемых деталей.
Предложенное устройство отличается от известного тем, что с целью повышения быстродействия, чувствительности и точности сборки, оно снабжено контрольно-управляющим контуром, выполненным в виде логических элементов, соединенных с пневмолиниями приводов.
На фиг. 1 изображено устройство с контрольно-управляющим контуром, разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение по Б — Б на фиг. 1.
Механизм состоит из двух контуров, взаимосвязанных друг с другом (исполнительного и контрольно-управляющего).
Исполнительный контур содержит четыре пневмопривода 1 — 4, соединенных штоками 5 посредством шарниров 6 с центрирующей втулкой (центрователем) 7.
Центрователь располагается над втулкой 8, в отверстие 9 которой подается вторая собираемая деталь — валик 10 и опирается на втулку четырьмя гребешками 11 (фиг. 3). Втулка зажимается в захвате 12 приспособления.
Между гребешками имеются четыре выемки
18, что улучшает прилегание центрователя к
5 поверхности втулки.
Пневмоприводы язляются приводами одностороннего действия, однако они могут быть заменены на два привода двустороннего действия, расположенных перпендикулярно друг
10 к другу.
Контрольно-управляющий контур включает в себя четыре сопла 14 17, выходящие к стыкам собираемых деталей 10 и 9 так, как показано на фиг. 1, и другие элементы.
На входе контрольно-управляющего контура имеется пневмолиния (шланг) 18, разветвляющаяся на две линии 19 и 20, на которых установлены регулируемые дроссели 21 и 22.
Линии 19 и 20 оканчиваются соплами 14 и 16.
20 От этих же линий отходят линии 28, 24, соединяющиеся с глухими камерами управления Г тре> мембранных пневмореле 25, 26. Пневмореле подключены к источнику через линии 27, 28, причем верхние проточные камеры В реле
25 линиями 29, 80 соединяются с приводами 1 и
8 по этим линиям в приводы поступает давление питания.
Проточные камеры Е реле 25 и 26 также соединены линиямп 81 и 82 с приводами. Ка30 меры Е имеют выходы в атмосферу 83, 84. Во
368003
60 вторые глухие камеры Д обоих пневмореле 25, 2б подается давление подпора (подпор обозначен штриховкой), под действием которого подвижные штоки пневмореле запирают линии
27, 28 питания приводов.
Контрольно-управляющий контур, связанный с приводами 2 и 4 выполнен совершенно аналогично и работа его ничем не отличается от работы описанного выше контура.
В контрольно управляющий контур приспособления по линии 18 подается воздух низкого давления. Через входы линии питания осуществляется подача воздуха, давление которого выше, чем в линии 18. Линии 27, 28 выходят от одного источника сжатого воздуха.
Устройство работает следующим образом.
Втулка 8 подается в захват 12, например, планшайбой сборочного автомата. В центрователь 7 устанавливается валик 10, он поджимается к торцу втулки с некоторой силой q, например, силой своего веса.
Работа исполнительного контура зависит от того, поступает ли сжатый воздух в приводы 1 и 3 или же не поступает. Подача же сжатого воздуха в эти приводы зависит от соотношения давлений в глухих камерах управления l и камер подпора Д пневмореле 25 и 25. Соотношение давлений в этих глухих камерах каждого реле зависит от величины открытия сопел
l4 и lб верхним торцом втулки 8, т. е. зависит от условий и интенсивности истечения воздуха нз линий 19 и 20 через эти сопла.
При работе механизма сжатый воздух подается, например, через золотник (не показан) по линии 18 только тогда, когда валик 10 и втулка 8 находятся на сборочной позиции.
Сжатый воздух по линиям 27, 28 подается все время, подпор в камерах I также осуществляется все время.
Пока в линию 18 не подан сжатый воздух, питание в полости приводов 1 и 8 не поступает, так как под действием давления подпора подвижные органы пневмореле находятся в крайних верхних положениях, запирая входы в камеры В всех реле. Так как приводы 1 и 8 через линии 29, 80 и через Ä 81, 82 связаны с камерами Е реле, то давление в этих приводах равно атмосферному, поскольку из реле открыты выходы в атмосферу по линиям
88, 84 при верхних положениях штоков реле.
После того, как детали поступили на сборку, в линию 18 подается сжатый воздух. Отсюда воздух через дроссель 21 и линию 19 попадает в сопло 14. Если выход из сопла закрыт торцом втулки 8, то воздух через это сопло не расходуется и давление в линии 19 повышается до номинала. Одновременно до номинала повышается давление в глухой камере I управления реле 25, связанной с линией 19 и линией 28.
Давление в камере Г поднимается настолько, что становится больше давления подпора
Зо
50 в камере Д и подвижной орган (шток) реле
25 занимает крайнее нижнее положение, открывая доступ воздуха в камеру В реле 25 и запирая сопло, соединяющее камеру Е с атмосферой. Воздух через камеру В и линию 29 поступает в привод l, давление в котором повышается. Возникающее на штоке 5 привода усилие перемещает центрователь 7 с валиком 10 слева направо так, что ось валика совпадает с осью отверстия 9.
В то же самое время воздух из линии 18 через дроссель 22 и линию 20 поступает в сопло lб. Поскольку это сопло находится над отверстием 9, то воздух из сопла выходит в атмосферу и давление в камере Г реле 2б не достигает той же величины, что и давление в камере Г реле 25, а подвижный орган реле не открывает доступ сжатому воздуху в камеру
В. Следовательно, давление в приводе 8 равно атмосферному, и этот привод не противодействует приводу 1 при перемещении валика
10 над отверстием втулки 8.
Аналогично работает привод 4, связанный через трехмембранное реле (не показано) с соплом 17, и привод 2, связанный с соплом 15.
Поэтому в таком положении работают приводы 1 и 4, перемещая центрователь с валиком слева направо и снизу вверх.
Когда из сопла 14 вытекает воздух, то давление в линии 19, а значит и в камере Г реле 25, падает. Давление в камере Г становится меньше давления подпора в камере Д.
Поэтому подвижной орган (шток) реле 25 перебрасывается в верхнее положение, и лиш я 27 запирается. Воздух из привода 1 по линиям 29, 27, через камеру Е и линию 38 стравливается в атмосферу, центрователь останавливается. Валик под действием силы Q входит в отверстие втулки.
Если же пентрователь перебежал положение совпадения осей вправо, то включается через реле 2б привод 8 и возвращает центрователь ч нужное положение. Движение центрователя к центру отверстия 9 является затухающим, так как в механизме происходят невозвратные потери энергии на трение. Кроме того, давление в прпводе 8 не успевает подняться до номинала, ввиду кратковременности действия и из-за потерь на трение.
Предмет изобретения
Устройство для сборки деталей типа вал— втулка, выполненное в виде имеющей пневмоприводы центрируюгцей втулки с соплами, в которую помещается одна из собираемых деталей, отличающееся тем, что, с целью повышения быстродействия и чувствительности устройства и точности сборки, оно снабжено контрольно-управляющим контуром, выполненным в виде логических элементов, соединенных с пневмолиниями приводов.
368003
Редактор Г. Кузьмина
Заказ 746/17 Изд. № 198 Тираж 888 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель С. Новак
Техред Т. Курилко
Корректоры; Л. Чуркина и Г. Запорожец



