Униполярная трансмиссия
О П И С А Н И Е ()365ПЗ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 29.12.69 (21) 1388422/24-07,(51) М.Кл. Н 02 К 51/00 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.09.82. Бюллетень № 33 (45) Дата опубликования описания 07.09.82
Государственный комитет по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.314.5:313. .291 — 62.295 (088.8) (72) Авторы изобретения
Б. Е. Коротенко, В. Б. Коротенко и П. К. Штепа
Харьковский автомобильно-дорожный институт (71) Заявитель (54) УНИПОЛЯРНАЯ ТРАНСМИССИЯ
Изобретение касается электрических униполярных трансмиссий, представляющих собой систему генератор — двигатель, одноименные детали которых якори либо магнитонроводы скреплены между собой и вращаются как одно целое со скоростью, меньшей, чем нескрепленные насти трансмиссии. Для такого типа трансмиссии и предназначается предлагаемое уст1ройство для подачи жидкого металла и обеспечения его циркуляции через контакты, что необходимо для охла>идения как контактов, так и всей трансмиссни.
Сложность подачи и:обеспечения цнркуляции жндкого металла и, следовательно, отвод тепла от контактов уннполяриых трансмиссий, в которых существуют весьма значительные гидравлические и электрические потери, является одним из главных недостатков трансмиссий.
Цель изобретения — создаиие простого, .надежного и компактного устройства, обеспечивающего подачу и циркуляцию жидкого металла в униполярной трансмиссии.
Эта цель достигается тем, что на вращаюшихся с различными угловыми скоростями магнигопроводе и якоре генератора униполярной трансмиссии установленыдве ступени заборных элементов, выходные кромки поверхностей которых направлены встречно относительным скоростям соответственно якоря или магнитопровода и расположены на большем радиусе чем выходные. При этом ваборные элементы первой ступени скреплены с вращающи мся магнитопроводом генератора и их входные кромки размещены в полости с жидким металлом, ограниченной кожухом, а заборные элементы второй ступени скреплены с якорем и их входные кромки расположены на дна метре меньшем, чем кромки элементов первой ступени.
Для обеспечения подачи жидкюго металла через все контакты трансмиссии между контактами в якорях и компенсационных обмотках выполнены каналы.
Т акое устройство позволяет Обеспечить циркуляцию жидкого металла из внешнего кожуха униполярной трансмиссии к коитактам, откуда он под действием центробежных сил подается к кожуху, кютюрйй рассеивает тепло в окружающую среду.
На фиг. 1 изображена униполярная
25 трансмиссия с предлагаемым устройством для подачи жидкого металла к контактам; иа фиг. 2 — разрез А — А на фиг..1.
Предлапаемое устройство установлено в униполярной трансмиссии.двойного вразо щения, представляющей собой систему ге365113 нератор — двигатель на униполярных машинах, якори которых скреплены и арашаются как одно целое. Входной вал 1 трансыисаии скреплен е магнитопроводом 2 генер атара, на иотором установлено кольцо 3 с заборными элементами 4. Ступица 5 вращается приводным двигателем со скоростью, меньшей, чем:входной вал, и скреплена с,кожухом 6, а последний через диск 7 и фигурный цилиндр 8, имеющий заборные элементы 9, скреплен с якорем 10 генерапора и якорем 11 дви пателя. Кольцо
3 имеет расточку 12, а фигурный цилиндр
8 установлен таким образом, что образует с ротором трансмиссии камеру 13. Отверстия 14 служат для,подачи жидкого металла к контактам 15 и 16, а каналы 17 и
18 для подачи к контактам 19 и 20. В магнитопроводах трансмиссии имеются каналы 21 и 22 для отвода жидкого металла к кожуху 6 трансмиссии.
Вследствие того, что окружная скорость вращения заборного элемента 4 выше, чем жидкого металла в кожухе 6 и что входное отверстие его направлено навстречу относительной скорости, жидкий металл, находящийся в кожухе, образует во входном сечении заборного элемента 4 гидродинамическое давление и металл поступает по заборному элементу в расточку 12 кольца
3. В расточке 12 металл вследствие трения о стенки кольца 3 приобретает более высокую скорость и входит во входное отверстие заборного элемента 9. Образовавшееся при этом, аналогично как и в первом заборном элементе 4, гидродинамическое давление подает металл в камеру 13, откуда под действием центробежной силы через отверстия 14 к контактам 15 и 16, а от них через каналы 17 и 18 к контактам 19 и
20. В последних имеются каналы 21 и 22, через которые жидкий металл возвращается обратно в кожух.
Указанная циркуляция жидкого металла помимо поддержания заданного уровня в,контактах обеспечивает передачу тепла, выделяемого в машине кожуху 6, откуда оно передается в окружающую среду.
Формула изобретения
1. Униполярная трансмиссия с устройством для подачи жидкого металла к токосъемными контактам с помощью заборных элементов, содержащая генератор и двигатель со скрепленными между собой якорями, расположенными в зазорах вращающихся магнитопроводов, помещенных в кожух, отли ч а ющ а яйся тем, что, с целью повышения надежности конструкции, устройст во для подачи жидкого металла содержит две ступени заборных элементов, входные кромки которых расположены на большем радиусе, чем,выходные, при этом заборные элементы первой ступени скреплены с:вращающимся магнитопроводом генератора и их входные кромки размещены в полости с жидким металлом, ограниченной кожухом, а заборные элементы второй ступени скреплены с якорем и их входные кромки расположены на диаметре, меньшем, чем элементы первой ступени.
2. Униполярная трансмиссия .по п. 1, отл и ч а ющ а яся тем, что, с целью подачи металла через все контакты трансмиссии, между, контактами в якорях вы4О полнены .каналы.
".! 1717155Ф
1 .ъ
МФ (!
t ф Г
Редактор M. Кузнецова
Техред И. Пенчко
Корректор С. Файн
Тип. Харьк. фнл. пред. с Патент»
Заказ 908/681 Изд. № 219. Тираж 514 Подписное
НПО сПоиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


