Беззазорная зубчатая передача
О П И С А Н И Е 359459
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскин
Социалистичеснин
Республин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 16.IV.1970 (№ 1428193/25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 21.Х1.1972. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания 29.XII.1972
M. Кл, F 16h 55/18
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.833.1 (088.8) Авторы изобретения
М. Н. Шевцов, М. У. Носинов и Э. Х. Агиштейн
Заявитель
БЕЗЗАЗОРНАЯ ЗУБЧАТАЯ 11ЕРЕДАЧА
Предлагаемое изобретение относится к зубчатым передачам с выборкой зазоро в в зацеплении и Рможет быть использовано в области .маши нострое ния, в частности, в металлорежущих станках.
Известны конструкции беззазорных зубчатых передач, в которых одно зубчатое колесо выполнено састаBIHIIvl из двух частей, одна из которых жестко установлена на валу, а другая — подвижно и,нагружена крутящим моментом, создаваемым пружиной, наклоненной канавкои, выполненной в ступице подвиж но установлен ной части составного колеса, и шариком, закрвпленным в отверстии,на валу.
Эти передачи обеспечивают автоматическую выборку зазора в зацеплении, .но жесткая заделка шарика в огверстии вала не дает возмож ности свободного перекатыва ния марика lIIpH постоянных покачиваниях подвижно установленной части колеса относительно вала во время вращения. Зто прив одит к трению скольжения при ко печном контакте шарика с,поверхностью наклон ной канавки .и повышенному износу обеих поверхностей трения.
Предлагаемая ко нструкция устраняет указа поные недостатки, обеспечивает по выше ние к.п.д. передачи и точечность работы за счет того, что в .ней используется трение качения шарика по скосам.
Постановленная задача решается, путем уста новки между валом и подвиж но установленной частью колеса,втулки, жестко связан ной с последней, наклонная канавка образована
5 скосами на торцовых поверхностях ступицы жестко установленной части составного колеса и втулки, а шари к свободно установлен между валом, скосами и .подвижно уста но вленной частью составного колеса.
10 Конструкция описываемой беззазорной зубчатой передачи изображена на чертеже.
Зубчатое колесо 1 передачи закреплено на валу 2 и зацепляется с составным колесом, 15 выполненным из двух частей, одна из которых 3 жестко установлена:на валу 4, а другая часть 5 установлена на том же валу 4 подвижно и поджата пружинами б к перво и части 8 колеса, усилия прижима которых ре20 гулируются гайкой 7.
Жестко установленная на валу 4 часть 3
cocTBBIHoI колеса выполнена со ступицей, имеющей на торце скос, в виде наклонной,поверхности А.
25 Поверхность А конта|ктирует через шарик
8,:вободно,CTBHOBJIBHIHbIH iHB .валу 4, с на; клопиной поверх|пастью Б, образующей скос на втулке 9, свободно сидящей на валу 4 и жестко соединенной со второй частью 5 со30 ставного колеса.
3594Ы
Составитель Е. Андреенкова
Текред 3. Тараненко
Корректоры: Л. Новожилова и Г. Запорожец
Редактор В. Зивтынь
Заказ 4191/1 Изд. № 1749 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, В
Часть 5 составного колеса вместе с втулкой 9 подворачивается на валу 4 относительно ча сти 8 составного колеса по контактирующим через шарик 8 наклонным поверхностям
А и Б в результате прижима этих частей, 5 создающего крутящий момент с помощью пружины б. В этом положении части 8 и 5 составного колеса, находясь в зацеплении с зубчатым колесом, передают движение от вала 4 на вал 2. 10
Предмет изобретения
Беззазор ная зубчатая передача, содержащая составное зубчатое колесо, выполненное,из двух частей, одна .из которых жест ко установлена на валу, а другая — подвижно и нагружена крутящим моментом, создаваемым пружиной, наклонной канавкой и шариком, отличающаяся тем, что, с целью повышения кпд. и точности работы, между валом и подвижно установленной частью колеса расположе на втулка, жестко связанная с,последней, наклонная канавка образоBBIHB IcKolcBMH на ToipIIовых поверхностях ступицы, жестко установленной части cocTBBHQ I колеса и втулки, а шарик свободно устано вле н между валом, скосам и и,подвижно установленной частью составного колеса.

