Поворотная реверсивно-рулевая насадка судового водометного движителя
О П И CA Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистицеских
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 03.V.1971 (№ 1656296,27-11) М. 1хл. В 63h 11. !04 с присоединением заявки №
Комитет ое еелам изобретений и открытий ори Совета министров
СССР
Приоритет
Опублш овапо 31.Х.1972. Б оллетеш. ¹ 33
Дата опубликования описания 29.XI.1972
УД K 629.12:532.582.5.035, .2 (088.8) Автор изобретения
В. И. Смирнов
Заявитель
ПОВОРОТНАЯ РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВАЯ НАСАДКА СУДОВОГО
ВОДОМЕТНОГО ДВИ)КИТЕЛЯ
Изобретение относится к судостроеншо, в частности к реверсивно-рулевым насадкам водометного движителя.
Известны поворотные реверсивпо-рулевые насадки судовых водометных движителей, содержащих подвижную часть, вращающуюся а 360 относительно прикрспленноп к соплу неподви>кной части. Однако при любом положении подвижной части насадки (и на переднем ходу судна) протекающая струя два раза отклоняется в корпусе водомета на угол до 180, что вызывает ",èà÷èòåëüïoñ постоянное гидродипамическое сопротивление, снижающее общий к.п.д. установки.
Целью изобретения является снижение гидродинамического сопротивления насадки прп работе водомета на переднем ходу путем спрямления водометного канала.
Для этого неподвижная и подви>кпая части состыкованы под углом к оси насадки и имеют в поперечном сечении форму эллипса с горизонтально расположенной большой осью, причем плоскость стыкового сечения расположена под таким углом к вертикальной оси эллипса, который образует в этом сечении правильную окружность.
На фиг. 1 изображена предлагаемая насадка в продольном разрезе (в положении «передний ход»); а фпг. 2 — разрез по Л вЂ” Л па фиг. 1.
Водометный движитель судна имеет выступающее за транец 1 сопло 2 круглого сечения. Неподвижная часть 8 насадки жестко соединена с соплом 2 и является переходной
5 от круглого сечения к эллиптическому с сохрапением той жс площади сечения. Поворотная часть 4 насадки соединена с неподвижной частью > при помощи фланца, закрепленного на неподвижной части и пмшо10 щего кольцевую выточку, опорного кольца, соединенного с фланцем 5, и фланца 7, скрепленного с поворотной частью 4 и установленного в кольцевой выточке фланца 5. Нижний конец баллера 8 жестко соединен с поворот15 ной частью 4 насадки, а верхний конец — с органами управления. Баллер установлен в стакане 9, закрепленном на верхней стороне неподвижной части 3 насадки и имеющем сальниковую набивку.
20 Подвижная часть 4 насадки, жестко соединенная с баллером 8, приводится в движение от органов управления судном, т. е. от рулевого колеса (штурвала). При этом фланец 7 подвижной части насадки вращается по
25 окружности сечения в кольцевой выточке неподвижного фланца 5 на угол 360, а свободный конец подвижной части 4 насадки описывает в пространстве некоторый сферический угол у=180 — 2а. Струя воды, выбра30 сываемая водометом, также меняет свое на357116 правление в пределах (у в зависимости от положения подвижной части насадки. При положении насадки в диаметральной плоскости (угол поворота баллера 0 ) струя воды движется в канале насадки прямолинейно, судно идет прямо, сопротивление насадки минимальное, а упор движителя максимальный.
При малых углах поворота насадки струя воды отклоняется, сила упора раскладывается, появляется сила, создающая вращающий момент судна. Судно движется вперед и одновременно описывает циркуляцию, т. е. поворотная насадка работает как обы шос рулевое устройство.
При повороте баллера на 180 (если (у)90 ) истекающая струя воды поворачивается вперед и вниз, а сила реакции струи направляется назад и вверх. Судно движется задним ходом. При этом положении насадки угол поворота струи водомета и гидродинамическое сопротивлонне максимальные, а полезный упор на заднем ходу минимальный.
Большое гидродинамическое сопротивление насадки на заднем ходу мало влияет на общий к.Il.ä. установки, так как время работы движителя на задний ход на судах составляет 3 — 5% от общего времени работы установки.
Предмет изобретения
10 Поворотная реверсивно-рулевая насадка судового водометного движителя, содержащая подвижную часть, вращающуюся на 360 относительно неподвижной части, прикрепленной к соплу, отличающаяся тем, что, с
15 целью снижения гидродинамического сопротивления насадки на переднем ходу, неподвижная и подвижная части состыкованы под углом к оси насадки и имеют в поперечном сечении форму эллипса с горизонтально рас20 положенной большой осью, причем плоскост., стыкового сечения расположена под таким углом к вертикальной оси эллипса, при котором конфигурация этого сечения имеет правильную окружность.
357116
Редактор 3. Овчаренко
Заказ 3827/19 Изд. № 1678 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета IIO делам изобретений и открытий при Совете 1llflllcTjloB СССР
Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель Б. Софман
Техред А. Евдонов
Корректоры: В. Петрова и Е. Давыдкина


