Патент ссср 354447
,..:;З, 1
354447
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетел,,ства №
М. К.л. 6 09Ь 9jl08
G 01L 5/22
Заявлено 18.ill.1971 (№ 1639698/40-23) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 09.Х.1972. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 25.Х.1972
Комитет пп целом изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 6<29.1l3,014.9(088.8) Авторы изобретения
В. Г. Денисов, В. В. Козарук, А. A. Терешкин и А. В. Скрипец
Киевский ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров гражданской авиации
Заявитель
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ПИЛОТА
Предмет изобретения
Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к испытательному оборудованию по исследованию, эргатических систем «пилот †самолет †с», Известны способы определения относительной напряженности пилота,по величине полного усилия зажима рукоятки штурвала.
Однако известные способы не обеспечивают получения сигнала, непосредственно связанного с уровнем относительной психофизиологической напряженности, так как на этот сигнал накладываются .сигналы дополнительных усилий зажима рукояток штурвала, возникающих при пилотировании самолета.
Цель изобретения — повышение достоверности и безопасности полетов.
Техническая задача заключается в том, чтобы из общего усилия зажима рукояток штурвала при пилотировании самолста выделить ту часть, которая характеризует сго психофизиологическую напряженность.
Для этого измеряемые с помощью датчиков усилия вращения штурвала и усилия продольного перемещения штурвальной колонки суммируются, и полученная сумма вычитается из полного зажима рукояток штурвала.
На чертеже изображена схема реализации предложенного способа.
Сигналы датчика 1 усилия вращения штурвала и датчика 2 усилия продольного перемещения штурвальной колонки подаются в сумматор 8, где суммируются. Полученный на выходе сумматора > сигнал вычитается в сумматоре 4 из сигнала полного усилия за>кима
5 рукоятки штурвала, измеряемого датчиком 5.
Сигнал с выхода сумматора 4, характеризующий относительную психофизиологическую напряженность пилота, регистрируется устройством 6.
10 Таким образом, способ обеспечивает возможность определения относительной психофизиологической напряженности пилота в полете, что позволяет решить задачу оптимизации эргатических комплексов «пилот — само15 лет — среда».
Способ определения напря>кенности пилота, 20 основанный на измерении усилия вращения штурвала и усилия продольного перемещения штурвальной колонки, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и безопасности полетов, измеряют усилие зажима ру25 кояток штурвала, суммируют сигналы, пропорциональные усилиям вращения и продольного перемещения штурвальной колонки, и полученную сумму вычитают из сигнала, пропорционального усилию зажима рукояток
30 штурвала, 354447
Составитель Л. Солдатенкова
Редактор А. Купрякова Техред Т. Курилко Корректоры: Л. Чуркина и О. Волкова
Заказ 3575/13 Изд. М 1483 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и огкрытнй прн Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4 5
Типография, п р. Са нуно па, 2

