Способ измерения монтажного радиального зазора (натяга)
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
М. Кл. 6 Olb 5/14
Заявлено 21ЛЧ.1970 (№ 1430524/25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05.VI.1972. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 27Л 1.1972
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 531.717(088.8) МФЮ Ю-- Тйв% ъ,в
Фабм«К те.Ъ Ю Д
Автор изобретения
Е. Н. Парада
Украинский научно-исследовательский институт станков и инструментов
Заявитель
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОНТАЖНОГО
РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА (НАТЯГА) -- е «кольцо 1 конИзобретение относится к технологии машиностроения, а именно к способам измерения монтажных радиальных за зоров и натягов в подшипниках качения.
Известны .способы измерения монтажных ,радиальных зазоров в подшипниках качения, заключающиеся в том, что неподвижно закрепляют одно из колец контролируемого подшипника качения. К другому свободному кольцу прилагают заданную радиальную нагрузку. Затем изменяют направление нагрузки на противоположное и измеряют смещение свободного кольца подшипника качения относительно закрепленного. По величине смещения судят о величине монтажного радиального зазора.
Цель изобретения — расширить область применения способа.
Для этого тело качения, расположенное на линии действия нагрузки и лежащее т«о отношению к ней с противоположной стороны, сме:щают в радиальном направлении до касания со свободным и закрепленным кольцами. Измеряют величину этого смещения, а о величине зазора (натяга) судят по разности удвоенного смещения тела качения и смещения свободного кольца. г едлагаемь«й способ иллюстрирован чертролируемого подшипника качения закрепля«от неподвижно, а к другому (свободному) кольцу 2 прикладывают радиальную нагрузку P. Положение свободного кольца фиксируют с помощью измерителя 8 линейных перемещений.
Затем смещают тело качения 4, расположенное на линии действия нагрузки P и лежащее с противоположной по отношению к
10 приложенной нагрузке стороны. К дорожкам качения внутреннего и наружного колец тело качения прижимают.с усилием Q значительно меньшим, чем приложенная к свободному кольцу нагрузка P. Величину смещения Л1
1s тела качения регистрируют с помощью измерителя 5 линейных перемещений.
После измерения смещения Л< тела качения изменяют на противоположное направление радиальной нагрузки P и с помощью измерителя линейных перемещений регистрируют смещение Л свободного кольца 2.
За величину монтажного радиального зазора б принимают разность между удвоенным смещением тела качения и смещением свобод25 ного кольца контролируемого подшипника. б = 24х — Лз.
Если величина б будет отрицательной, то это означает, что в сопряжении имеет место
30 натяг.
340877
Предмет изобретения
Составитель В. Романов
Текред Л, Куклина
Корректоры: E. Исакова и О, Тюрина
Редактор Л. Народная
Заказ 1807/5 Изд, Ко 790 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, К-З5, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Способ измерения монтажного радиального зазора (натяга) в подшипниках качения, заключающийся. в том, что неподвижно закрепляют одно из колец контролируемого подшипника, а к другому свободному кольцу прилагают заданную радиальную нагрузку, изменяют направление нагрузки на противоположное и измеряют смещение свободного кольца, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения, смещают в радиальном направлении до поочередного касания со свободным и закрепленным кольцами тело качения, расположенное на линии действия на5 грузки и лежащее по отношени1о к ней с противоположной стороны, измеряют величину этого смещения, а о величине монтажного радиального зазора судят по разности удвоенного, смещения тела качения и смещения сво10 бодного кольца.

