Способ раздельного уравновешивания моста
.. 1 ! т
О П И С-А Н ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
335616
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 17.Х1.1970 (№ 1492348/18-10) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 11.1Ч.1972. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 15Л,1972
М. Кл. G Olr 17/10 комитет по делам изобретений и открытий прн Совете Министров
СССР
УДК 621.317.733.025 (088.8) Авторы изобретения
А, А. Кольцов и О. Н. Вещев
Уфимский нефтяной институт
Заявитель
СПОСОБ РАЗДЕЛЬНОГО УРАВНОВЕШИВАНИЯ МОСТА
ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ КОМПЛЕКСНЫХ
СОПРОТИВЛЕНИЙ
Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано при измерении комплексных сопротивлений мостом переменного тока.
Известен способ раздельного уравновешивания моста для измерения параметров комплексных сопротивлений, составленного из двух- и четырехэлементных ветвей, по которому сначала регулировкой одного из элементов ветви, содержащей измеряемое комплекс- 10 ное сопротивление, устанавливают равенство фаз напряжений на диагонали питания и на плече сравнения этой ветви, а затем регулировкой одного из элементов двухэлементной ветви приводят мост к состоянию равновесия.
Предложенный способ обеспечивает раздельный отсчет параметров комплексного сопротивления индуктивного характера без использования образцовой меры индуктивности благодаря тому, что первой регулировкой устанавливают квадратуру между напряжениями на плечах четырехэлементной ветви.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема моста, иллюстрирующая описанный способ уравновешивания (а, b, с, d — вершины моста, RI, сз, Рз, сз — образцовые элементы; L., R4 — измеряемая индуктивность;
1 — квадратурный указатель, 2 — переключатель); на фиг. 2 — топографическая диаграмма моста. 30
Сначала при положении переключателя, показанном на чертеже, регулировкой Сз добиваются квадратуры между напряжениями Ун, и бд„этом потенциальная точка 41 из начального положения до перемещается в положение dI. Расположение центра окружности
Сз=оаг в данном случае безразлично, так как точка dI всегда лежит на окружности регулирования любого элемента двухэлементной ветви RI, C>, так как разность фаз напряжений на плечах этой ветви всегда 90 .
Затем, регулируя RI, добиваются равновесия моста, при этом потенциальная точка С из начального положения Со переместится в положение dI.
Равновесное состояние моста можно фиксировать при помощи нулевого индикатора, включенного в измерительную диагональ моста, или при помощи квадратурного индикатора, на один из входов которого подают напряжение с измерительной диагонали моста (переключатель 2 в нижнем положении).
При рассмотренном выборе регулируемых элементов обеспечивается раздельный отсчет индуктивности L4=RI % Сз и добротности
Q — аРзСз измеряемого сопротивления.
При регулируемых элементах RI и R> можно измерить сопротивление R4 — — RI — и поС
Сз
335616
Фиг /
Фог Г
Составитель А. Айрапетова
Техред А. Камышникова
Корректор Е. Исакова
Редактор Т. Ларина
Заказ 1175/15 Изд, Мв 516 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 стоянную времени т4 — — Рз Сз измеряемого сопротивления.
Предмет изобретения
Способ раздельного уравновешивания моста для измерения параметров комплексных сопротивлений, составленного из двух- и четырехэлементных ветвей, по которому сначала регулировкой одного из элементов ветви, содержащей измеряемое комплексное сопротивление, устанавливают фазовые соотношения между двумя напряжениями, а затем регулировкой одного из элементов двухэлементной ветви приводят мост к состоянию равновесия, отличающийся тем, что, с целью раздельного отсчета параметров комплексного сопротивления индуктивного характера, первой регулировкой устанавливают квадратуру между напряжениями на плечах четырехэлементной
10 ветви.

