Патент ссср 330468
ЗЗО468
О П И С А Й
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 12.Х.1970 (¹ 1483895118-24) N. Кл. G 06g 7i 62 с присоединением заявки М
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет
Опубликовано 24.11.1972. Бюллетень ¹ 8
Дата опубликования описания 17.1 .1972
УДК 681.333(088.8) Автор изобретения
В. Н. Букин
Армянский научно-исследозательский институт энергетики
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГОСИСТЕМ
Изобретение относится к области специализированных аналоговых вычислительных машин, используемых в энергетике и можсг быть использовано для определения экономически наивыгоднейшего состава оборудования в энергосистеме.
Известно устройство для определения наивыгоднейшего состава ооорудования в энергосистеме, недостатками которого являются низкая точность, отсутствие возмозкностп ",âтоматического выбора наиболее нсэкономичного агрегата и отключения его в первую очередь, отсутствие возможности автоматического повторного выбора наиболее экономичного агрегата.
Предлагаемое устройство благодаря реализации в пем принципа опредслсппя расхода топлива непосредственно l10 моделируемой расходной характеристике, позволяет значительно повысить точность опрсделения расхода топлива агрегатом.
Благодаря применению в схеме запоминающих и экстремальных срав устройств позволяет производить автоматическое определение наиболее неэкономичного агрегата и отключение его в первую очередь.
В предложенном устройстве благодаря применению экстремального сравнивающего устройства с релейным выходом осуществляется автоматическое отключение неэкономичного агрегата, с последующим автоматическим поиском очередного пеэкопомнчного агрегата.
В предложенном устройстве производится выбор наиболее оптимального состава оборудования с учетом оптимального распредечения нагрузок между выбранными агрегатами в энергосистеме по методу равенства относительных приростов.
10 Предлагаемое устройство позволяет производить парное отключение псэкономичных агрегатов.
Предложенное устройство построено в основном на элементах аналоговой техники.
15 На чертеже показана блок-схема предлагаемого устройства.
Выходы блока функциональных преобразователей соединен через коммутатор 2 со входами блока баланса и интегрирования 8, 20 второй вход которого соединен с задатчпком графика нагрузки 4. В свою очередь выход блока 8 соединен со входом б.пока функциональных преобразователей, выходы коммутатора 2 соединены со входамн функцпо25 нальпого преобразователя 5, выходы которого соединены со входами блока суммирования и интегрирования б; выход блока б соединен со входом коммутатора 7, один выход которого соединен со входом блока суммиро30 вания 8 через блок памяти 9. Другие выходы
330468
30
55 б0 коммутатора 7 соединены непосредственно со входами блока 8, один из входов блока 7 через коммутатор 10 соединен с выходами датчика 11 расхода топлива на холостой ход и пуск агрегата. Выход блока 8 подсоединен ко входу коммутатора 12, выходы которого через блоки памяти 18 соединены со входами сравнивающего устройства 14; выходы этого устройства соединены со входами блока индикации 15 и входами функциональных преобразователей 1 и 5. Выходы пульта управления 1б подсоединены ко входам коммутаторов 2 и входу задатчика графика нагрузки 4, один из выходов которого соединен со входом блока б и блока 11.
В основу работы устройства положен принцип поочередного отключения всех работающих агрегатов при снижении нагрузки в ночной период и определения максимальной экономии для каждого отключения с учетом применения относительного прироста в энергосистеме.
Блок 8 выполняет роль сумматора интегратора, на входы которого подаются значения нагрузки агрегатов и заданная суммарная нагрузка системы, взятые. с противоположными знаками.
Сравнивающее устройство 14 предназначено для выбора и отключения агрегата, которое дает наибольший экономический эффект.
Блоки памяти 9 и 18 представляют собой операционные усилители, на входе которых включены прицизионные конденсаторы.
Задатчик графика нагрузки 4 состоит из непосредственно задатчика суточной нагрузки с интервалом 1 час и электронного коммутатора. Изменение начала l и конца 4 обегания цикла обеспечиваются с помощью задатчика времени.
В исходном состоянии с выхода блока 4 на вход блока 8 периодически поступает значение нагрузки по суточному графику или его части; на другие входы блока 8 поступают значения нагрузок агрегатов системы с блока 1 через коммутатор 2.
На первом этапе расчета предполагают, что все агрегаты находятся в работе; в этом случае определяют расход топлива Во.
На последующих этапах отключают последовательно каждый из проверяемых агрегатов и определяют расход топлива В о в энергосистеме при отключении одного из агрегатов. В функциональных блоках 1 и 5 смоделированы характеристики агрегатов в соответствии с заданным составом оборудования в системе.
При поступлении сигнала с пульта управления 1б блок 8 выдает последовательно значения предполагаемых нагрузок в энергосистеме для каждого часа с частотой несколько циклов в секунду. Коммутатор 2 устанавливают в положение, соответствующее включению всех агрегатов. При этом сигнал с выхода блока 8 управляет блоком 1, и текущие значения нагрузок агрегатов с выхода коммутатора 2 поступают на вход блока 5, с которого снимаются напряжения, пропорциональные часовому расходу топлива каждым агрегатом в отдельности. Поступая в блок б, они интегрируются за период Т=4 — t> просматриваемого графика, и выходной сигнал, пропорциональный значению Во, проходя через коммутатор 7, запоминается в блоке 9. После этого поступает сигнал из блока 1б и переключает коммутатор -го агрегата 3 положение, когда первый агрегат отключен; и при этом определяется расход В р. Далее значения расходов топлива суммируются в блоке 8 и определяется значение экономии для случая, когда -й агрегат отключен. Значения количеств сэкономленного топлива поступают через коммутатор последовательно в блоки 18 и сравниваются в блоке 14 на предмет выявления наибольшей экономии топлива. При этом подается сигнал в блоки 1 и 5 на отключение соответствующего функционального преобразователя.
В блоке индикации 15 загорается лампочка, соответствующая отключенному агрегату.
Предмет пзооретения
Устройство для моделирования энергосистем, содержащее фу нкциональные преобразователи, блоки суммирования и интегрирования, блоки памяти, сравнивающее устройство, коммутаторы, блок задания графика нагрузки, датчики расхода топлива, сумматор, пульт управления и блок индикации, отличающееся тем, что, с целью повышения точности определения расхода топлива агрегатами и расширения класса решаемых задач, в нем выходы блока преобразователей через первый коммутатор соединены со входами первого блока суммирования и интегрирования, на другой вход которого подключен выход блока задания графика нагрузки, выходы первого коммутатора соединены со входом преобразователя, выходы которого подключены ко входу второго блока суммирования и интегрирования, выход последнего через второй коммутатор соединен с сумматором, подключенным через третий коммутатор к датчику расхода топлива, выход сумматора соединен с четвертым коммутатором, выходы которого через блоки памяти соединены со входами сравнивающего устройства, подключенного ко входу блока преобразователей, к блоку индикации и к функциональному преобразователю, входы коммутаторов подключены к пульту управления, выход блока задания графика нагрузки соединен со входом второго блока суммирования и интегрирования и входом датчика расхода топлива.
330468
Составитель Е. Тимохина
Техред 3. Тараненко
Редактор И. Орлова
Корректор Т Китаева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 921/13 Изд. М 324 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, K-35, Раушская иаб., д. 4/5


