Дождевальный аппарат
О П И С А Н И Е 3288 9!
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскио
С оциалистииеских
Республин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 17Л.1970 (№ 1299601/30-15) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 09.ll.1972. Бюллетень № 7
Дата опубликования описания 29.III.1972
М. Кл. А 01g 25/00
В 05Ь 3!06 йомитет ао делов изооретений и открытий ари Соеете Министров
СССР
УД1 621.647.2:626.845 (088.8) Авторы изобретения
А. Б. Дворкин, А. А. Никольская, П. А. Чернов, Е. Ф. Гольденгерш и Ю. А. Асташкин
Заявитель
Всесоюзное объединение по водохозяйственному проектированию
«Союзводпроект» с Головным проектным и научно-исследовательским институтом «Гипроводхоз»
ДОЖДЕВАЛЬНЫЙ АППАРАТ
Изобретение относится к дождевальной технике и может быть использовано на а втоматизированных и обычных стационарных оросительных системах.
В известных дождевальных аппаратах с анкерным тормозом качание анкерной пластины замедляется за счет инерции массы маятника, что влечет за собой значительное увеличение веса и длины маятника. Кроме того, эти аппараты обладают небольшим диапазоном регулирования скорости вращения аппарата.
Все это создает определенные трудности в эксплуатации подобных дождевальных аппаратов.
Цель изобретения — увеличение диапазона регулирования скорости вращения дождевальных аппаратов.
Для этого на неподвижной части корпуса аппарата установлен гидравлический демпфер, кинематически связа|нный с анкерной пластиной тормоза.
На чертеже схематично изображен предлагаемый дождевальный аппарат, общий вид.
Дождевальный аппарат включает корпус, состоящий из неподвижной 1 и поворотной 2 частей. Неподвижная часть корпуса в центральной своей части выпочнена в виде цилиндрического патрубка 8, внутри которого установлена опорная втулка 4, соединенная ребрами с внутренней поверхностью патрубка. В поворотной части корпуса закреплены
5 подшипниковые втулки 5 с манжетными уплотнениями 6.
Усилие от давления воды, действующее на поворотную часть корпуса в направлении оси неподвижной части, воспринимается стяжным
10 валиком 7, нижний конец которого с помощью штифта 8 закреплен в опорной втулке 4 и своей утолщенной частью опираегся на ее нижний торец. Передается усилие от поворотной части корпуса на стяжной валик 7, через
15 опорный подшипник 9, закрытый кожухом 10, и гайку 11. В месте прохода через стенку поворотной части корпуса валик 7 уплотнен манжетой 12 и центрирован втулкой 13.
С поворотной частью корпуса соединен
20 ствол 14, конец которого изогнут под углом а так, чтобы реактивная сила вытекающей из него струи созда вала крутящий момент относительно центральной оси неподвижной части корпуса.
25 Внизу части 2 корпуса неподвижно укреплены два соосных и соединенных между собой анкерных колеса 15, отстоящих друг оТ друга па расстоянии О. Этп колеса выполне
328891
1п|ографпя, пр. Сапунова, 2 ны с односторонне скошенными одннаковымп зубьями, причем одно из колес смещено относительно другого на половину шага зубы.
В основании неподвижной части 1 корпуса закреплена ось 1б, вокруг которой качается анкерная пластина 17. Ось 1б расположена между анкерными колесами на расстоянии
Н/2 от каждого из них и параллельна плоскости колес. Анкерная пластина имеет односторонний скос 18 и снабжена хвостовиком 19.
На части 1 корпуса установлен гидравлический демпфер, выполненный в виде цилиндра
20, закрытого пробкой 21, внутри которого перемещается поршень 22, уплотненньш с обеих сторон манжетами 28, прижимаемыми к нему пружинами 24. В средней части поршня 22 имеется паз, в который входит хвостовик 19 анкерной пластины 17.
Цилиндр 20 заполнен жидкостью необходимой вязкости, и полости внутри него над поршнем 22 и под ним соединены между собой каналом 25, перекрываемым дросселирующей иглой 26.
Дождевальный аппарат работает следующим образом.
При подаче в аппарат воды под напором под вижная часть корпуса со стволом 14 начинает поворачиваться под действием реакции вытекающей струи. Этому вращению препятствует анкерная пластина 17, находящаяся в зацеплении с одним из зубьев одного из анкерных колес. Скошен ная часть зуба, действуя на скос пластины, создает на ней усилие, направленное от центра анкерного колеса, стремящееся вывести пластину из зацепления с зубом. Одновременно с выходом из зацепле Ilail рассматриваемой стороны пластины другая ее сторона входит во впадину между зубьями другого анкерного колеса и начинает контактировать с его зубом, вызывая по ворот анкерной пластины в обратную сторону и т. д.
Во время качания анкерной пластины с помощью хвостовика 19 осуществляется возвратно-поступательное перемещение поршня
22 в цилиндре 20, Это перемещение заставляст имеющуюся в цилиндре 20 жидкость перетекать через канал 24, перекрываемый дросселирукнцей иглой 25. За счет дросселирования жидкости можно изменять период качания анкерной пластины, а следовательно, и скорость в ращения анкерных колес и связанной с ними поворотной части аппарата.
20 Предмет изобретения
1. Дождевальный аппарат, включающий корпус, состоящий из неподвижной и поворотной частей, ствол и анкерный тормоз, отличаюи1пйся тем, что, с целью увеличения диапа25 зона регулиро ва н ия скорости вращения аппарата, на неподвижной части корпуса установлен гидравлический демпфер, кинематически связанный с анкерной пластиной тормоза.
2. Аппарат по п. 1, отличаюцийся тем, что
30 гидравлический демпфер состоит из поршня с выемкой для введения выступа анкерной пластины и неподвижного цилиндра, разделенного этим поршнем на две отдельные сообщающиеся внешним каналом полости. ставитель Т. Кукос окова Техред Л. Богданова
Корректор E. Зимина д. М 241 Тираж 448 Подписное та по делам изобретений и открытий
Совете Министров СССР -35, Раушскан наб., д. 4,,5

