Устройство для управления
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Р
Союа Советскик
Социалистическими
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
ЧПК F Old 17/00
В 63h 21/16
Заявлено ОЗХ!.1968 (№ 1245526/24-6) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 04,Х1.1971. Бюллетень ¹ 34
Дата опубликования описания 15.II.1972
Комитет ло делам изобретений и открытий
УДК 621,125-546(088,8) ори Совете Министров
СССР
Авторы изобретения И. М. Кибяльник, А. Б. Рубинов, В. H. Новопяшенный и В. А. Рудаков
Заявитель " .ЙИ- I .: . ;тI,""I," ""ЦЦ;
Fii it:1 АОтEКА
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
Изобретение относится к области .управления судовыми двигателями.
Известны устройства для управления, например, судовой паровой турбиной, содержащие штурвал задающего золотника, связанный с водилом планетарного редуктора указателя., В эксплуатационных условиях возникает необходимость предотвратить вращение штурвала далее определенных положений, в том числе промежуточных.
Цель изобретения — обеспечить автоматическую остановку штурвала в заданных положениях.
Для этого на штурвале и ведомой шестерне планетарного редуктора закреплены шайбы с впадинами для стержневого подпружиненного стопора, установленного в корпусе редуктора, Чтобы обеспечить свободный поворот штурвала в обратном направлении после его остановки, впадины снабжены с одной стороны плавными скосами.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез.
Штурвал 1 через винтовую передачу 2 управляет перемещением задающего золотника
8, который изменяет давление в импульсной линии 4 системы регулирования судовой паровой турбины. С помощью водила 5, сателлита
6 и ведомой шестерни 7 планетарного редуктора вращение штурвала 1 передается также на стрелку 8 указателя со шкалой 9.
На штурвале 1 закреплена шайба 10, а на ведомой шестерне 7 — шайба 11. Оое шайбы имеют впадины 12 — 14 для стопора, установленного в корпусе планетарного редуктора.
Стержень 15 стопора нагружен пружиной 16.
Впадин 14 па шайбе II ведомой шестерни 7
1о может быть несколько — по числу заданных положений автоматической остановки, и они должны быть расположены в соответствии с зависимостью между углом поворота ведомой шестерни 7 и заданным режимом работы тур15 бппы.
В обычных режимах стерхкень 15 оппраегся уступом 17 на внешнюю окружность шайбы
11 радиуса Яь Когда прп своем вращении шайба 11 подходит впадиной 14 к стержню 15, 2п последний под действием пруж шы 16 входит во впадину 14. Теперь торец стержня 15 оказывается прижатым к внешней окружности шайбы 10 радиуса R2. После этого штурвал 1 можно поворачивать лишь до тех пор, пока стержень 15 не входит во впадину 12 плп впадину 18 на шайбе 10.
Чтобы продолжать вращение штурвала 1 (и изменение тем самым режима работы турбины), необходимо оттянуть стержень 15 пз впадин 12 (или 18) и 14 и вновь опереть его
320634
Имли
3 уступом 17 на внешнюю окружность шайбы
11. Зто может быть сделано вручную или автоматически (например, при помощи реле времени и электромагнита).
Благодаря плавным скосам во впадинах 12 и И с одной стороны штурвал 1 можно вращать после остановки в обратном направлении без какого-либо вмешательства. Указанные скосы отжимают торец стержня 15 на окружность радиуса R>, а скос 18 на шайбе 11, действуя на уступ 17, отжимает стержень 15 еще на некоторое расстояние для создания зазора между торцом стержня 15 и внешней окружностью шайбы 10 и обеспечения свободного поворота штурвала 1.
Расположением дополнительных впадин на шайбе 11 можно получить ряд автоматических остановок и при вращении штурвала в обратном направлении, Можно также соответствующим выполнением скосов на впадинах 12 и
И предупредить вращение штурвала 1 в любом направлении после остановки.
Устройство снабжено фрикционным механизмом для создания на штурвале 1 постоян. ного усилия и фиксации его в люоом промежуточном положении. Механизм содержит расположенные в штурвале 1 стержни 19, которые пружинами 20 прижаты к диску, свя5 занному с шестерней 7.
Предмет изобретения
10 1. Устройство для управления, например, судовой паровой турбиной, содержащее штурвал задающего золотника, связанный с водилом планетарного редуктора указателя, отличающееся тем, что, с целью обеспечения авто15 матической остановки штурвала в заданных положениях, на штурвале и ведомой шестерне планетарного редуктора закреплены шайбы с впадинами для стержневого подпружиненного стопора, установленного в корпусе редуктора.
20 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения свободного поворота штурвала в обратном направлении после его остановки, впадины снабжены с одной стороны плавными скосами.
320634
Составитель А. Калашников
Техред 3. Тараиенко
Редактор А. Корнеев
Корректор О, Тюрина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 239/!5 Изд. М 92 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по дслам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская паб., д. 4/5