Автоматический тормозной регулятор
ОПИСАНИЕ
ИЗОЬЕИтЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3I8755
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 10.XI.1969 .(№ 1375824/25-27) с присоединением заявки _#_
Приоритет
Опубликовано 28.Х.1971. Бюллетень Мо 32
Дата опубликования описания 23.II.1972
МПК F 16d 65/60
Комитет по делам изобретений и открытий прн Совете Министров
СССР
УДК 621-592.117 (088.8) Авторы изобретения
В. К. Дьяконов, В. А. Пилюгин, А. Л. Зац и В. Н. Кутовой
Киевское трамвайно-троллейбусное управление
Заявитель
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗНОЙ РЕГУЛЯТОР
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тормозных устройствах большегрузных автомобилей, автобусов и троллейбусов.
Известны автоматические тормозные регуляторы, позволяющие независимо от степени износа тормозных накладок поддерживать постоянную величину зазора между трущимися поверхностями тормозной накладки и тормозного барабана и содержащие корпус с рычагом, червячный вал, червячное колесо, зубчатое колесо, зубчатую рейку, рессору, управляющий диск и механизм привода червячного вала, выполненный в виде одноходовой конусной фрикционной муфты.
Недостатки известного регулятора состоят в ограниченной его надежности и нестабильности параметров срабатывания, обусловленной значительными колебаниями коэффициента трения муфты.
Цель настоящего изобретения состоит в разработке конструкции регулятора, свободного от перечисленных недостатков.
Поставленная цель достигается тем, что механизм привода червячного колеса выполнен в виде храповой передачи, включающей жестко закрепленное на червячном валу храповое колесо и подпружиненную к нему рейку-собачку с храповыми зубьями с одной стороны, взаимодействующими с зубьями колеса, и с выступом, входящим в вырез, предусмотренный в управляющем диске, — с другой.
5 На фиг. 1 дан поперечный разрез регулятора в заторможенном и расторможенном состоянии; на фиг. 2 — храповая передача в разрезе.
Автоматический регулятор состоит из кор10 пуса 1 с рычагом червячного вала 2, червячного колеса 8, храпового колеса 4, подпружиненной рейки-собачки б, управляющего диска б с вырезом и поводком. Храповое колесо жестко связано с червячным валом, на15 пример, шпонкой. Управляющий диск поводком шарнирно прикреплен к неподвнжной части моста троллейбуса.
Регулятор работает следующим образом.
20 При торможении шток тормозного цилиндра выдвигается и поворачивает корпус 1 с рычагом. При этом головка рейки-собачки 5 упирается в нижний срез выреза управляющего диска б. И если зазор между тормоз25 ным диском и тормозными накладками выше нормы, то дальнейший поворот рычага корпуса вызывает перемещение рейки-собачки вверх. При этом рейка-собачка 5 захватывает зуб храпового колеса 4. При растормажива30 нии корпус 1 возвращается в исходное поло318755
Предмет изобретения
4гйГ 7 сРиг. Z
Составитель А. Шаповаленко
Редактор К. Шанаурова Техред Л. Евдонов Корректор Е Зимина
Заказ 317/1Р Изд. № 127 Тираж 473 Подписное
ЦН11ИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушскал наб., д. 4/5
Тш|ографнп, lIp. Сапунова, 2 жение, а головка рейки-собачки 5 упирается в верхпи11 срез выреза управляющего диска б и перемещается вниз, в результате чего проворачивается храповое колесо 4 и связанный с ним червячный вал 2. Червячный вал
2 поворачивает червячное колесо 8, а с ним и вал разжимного кулака, который, перемещая колодки, восстанавливает заданную величину тормозного зазора.
Храповая передача (фиг. 2) состоит из рейки-собачки, имеющей три зуба, и храпового колеса, жестко посаженного на червячный вал, например, на шпонке. Рейка-собачка, подпружиненная плоской фигурной пружиной, при работе регулятора совершает возвратнопоступательное движение.
Лвтоматический тормозной регулятор, содержащий корпус с рычагом, червячные вал
5 и колесо, управляющий диск с вырезом и механизм привода червячного вала, отличаюи1ийся тем, что, с целью повышения надежности работы и стабилизации параметров торможения, механизм привода червячного
1р вала выполнен в виде храповой передачи, состоящей из жестко закрепленного на червячном валу храпового колеса и подпружиненной к нему рейки-собачки с храповыми зубьями с одной стороны, взаимодействующими с
15 зубьями колеса, и с выступом, входящим в вырез, предусмотренный в управляющем диске, — с другой.

