Устройство для защитного отключения тяговой сети электрифицированного транспорта
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3I7I40
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
МПК H 0211 5/1.0
Заявлено 22.VIII. 1968 (№ 1265024/24-7) с присоединением заявки №
Комитет по делам лзобретеиий и открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет
Опубликовано 07.Х.1971. Бюллетень ¹ 30
Дата опубликования описания 1.XII.1971
УДК 621.316.925(088.8) Авторы изобретения
П. Ф. Ковалев и В. П. Колосюк
Заявитель
Государственный макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ТЯГОВОЙ
СЕТИ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАН НОГО ТРАНСПОРТА
Устройство относится к области защитных отключений тяговой сети электрифицирова нного транспорта с однофазным источником питания и вентильными заградителями в цепях нагрузки и содержит однополупериодный выпрямитель, контактор постоянного тока, чувствительный элемент, например, релейного типа, измеритель сопротивления изоляции и два вспомогательных вентиля
Известные устройства защитного отключения сложны в изготовлении и ненадежны в эксплуатации.
Описываемое устройство отличается тем, что катушка контактора подключена между катодом выпрямителя и землей через нормально замкнутый контакт чувствительного элемента и вспомогательный вентиль, причем чувствительный элемент подключен между анодом выпрямителя и нагрузкой через измеритель сопротивления и вспомогательный вентиль, включенный встречно выпрямленному рабочему току.
На чертеже изображена электрическая схема предложенного устройства.
Питание тяговой сети осуществляется от источника 1 переменного тока. Для выпрямления тока служит вь|прямитель 2. Контактный провод подсоединен к катоду выпрямителя посредством силового контакта 8 контактора постоянного тока, катушка 4 которого подключена между катодом выпрямителя 2 и землей через вентиль 5 и нормально замкнутый контакт б чувствительного элемента 7.
Чувствительный элемент 7 и измеритель сопротивления 8 присоединены параллельно выпрямителю 2 через силовой контакт 8 контактора и вентиль 9.
Нагрузка 10 подключена к тяговой сети посредством вентпльного заградителя 11. Парал10 лельно якорю двигателя 12 и обмотке возбуждения 13 подключен вентиль 14, который необходим для гашения электродвпжущей силы двигателя и увеличе1шя среднего тока в цепи.
Для проверки устройства применено проверочное сопротивление 15, подключаемое между контактным проводом и землей на момент проверки с помощь1о кнопки 1б.
Перед пода-» и напряжения на тяговую сеть осуществляется предварительный контроль
20 пзоляц,1и по ее цепи: источник 1, рельс, сопротивление изоляции 17, контактный провод, вентиль 9, измеритель сопротивления 8, чувствительный элемент 7, источник 1.
Если сопротивлеш1е изоляции снизилось до
25 опасной величины, то чувствительный элемент срабатывает, и его размыкающпйся контакт 11 не позволяет включиться контакторной каТ1 ш1 .е 4. Напр яжс111ге в контактную сеть может быть подано, если сопротивление пзоля30 цип 17 контактного провода относительно зем317140
Предмет изобретения
Составитель Л. Корнеева
Техред А. А. Камышникова Корректор Л. Орлова
Редактор T. Загребельная
Заказ 3343/6 Изд. № 1415 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 ли велико. В этом случае по контакторнои катушке 4 протекает постоянный ток по цепи: источник 1, выпрямитель 2, вентиль 5, катушка 4, н. з. контакт б, источник 1. Контакт 3 контактора замыкается, вследствие чего на контактный провод подается напряжение и может работать нагрузка 10.
При снижении сопротивления изоляции 17 до опасной величины или .прикосновении человека к контактному проводу чувствитель- Ip ный элемент 7 и измеритель сопротивления 8 обтекаются обратным током по цепи: источник 1, рельс, сопротивление изоляции 17, контактный провод, вентиль 9, измеритель сопротивления 8, чувствительный элемент 7, источник 1.
При этом чувствительный элемент срабатывает, его н. з. контакт б размыкается, обесточивается катушка 4, и размыкается контакт о, вследствие чего контактный провод и нагрузка также обесточиваются.
Однако если сопротивление изоляции повысить, то чувствительный элемент приходит в исходное состояние, вследствие чего контактор срабатывает и вновь подает напряжение на контактный провод, осуществляя автоматическое повторное включение тяговой сети и нагрузки.
При пробе вентильного заградителя П срабатывает чувствительный элемент 7, т. и. и этом случае через цепь нагрузки и цепь чувствительного элемента протекает обратный ток.
Таким образом, нагрузка при пробитом заградителе не может работать, т. е. осуществляется автоматический контроль пробоя заградителя. Нагрузка не может работать и в случае обрыва цепи заградителя, т. к. такой обрыв идентичен размыканию цепи нагрузки.
Контроль обрыва цепи выпрямителя 4 Oc) ществляется за счет того, что при обрыве 4р обесточивается катушка 4. Поэтому такое повреждение (при котором чувствительный элемент не мог бы сработать и осуществить защитное отключение) также приводит к отключению тяговой сети.
Вентиль 9 предупреждает ложные срабатывания чувствительного элемента в момент включения источника 1 (когда контакт 3 еще разомкнут), т. к. возможное в этом случае протекание через цепь чувствительного элемента прямого тока устраняется этим вентилем.
Вентиль 5 предупреждает срабатывание чувствительного элемента через цепь катушки
4 в момент включения контакта 8. Схемой обеспечивается контроль как пробоя вентиля
5, так и обрыва его цепи, так как в первом случае сработает чувствительный элемент, а во втором — обесточится катушка, и в обоих случаях произойдет отключение тяговой сети.
Устройство для защитного отключения тяговой сети электрифицированного транспорта с однофазным источником питания и вентильными заградителями в цепях нагрузки, содержащее однополупериодный выпрямитель, контактор постоянного тока, чувствительный элемент, например, релейного типа, измеритель сопротивления изоляции и два вспомогательных вентиля, отличающееся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, катушка контактора подключена между катодом выпрямителя и землей через нормально закрытый контакт чувствительного элемента и вспомогательный вентиль, причем чувствительный элемент подключен между анодом выпрямителя и нагрузкой через измеритель сопротивления и вспомогательный вентиль, ьключенный встречно выпрямленному рабочему току.

