Клюз швартовныйссесо;озная пат:11т}^0-]ехни'шайбмбл^'ютека
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Саветскик
Социалистическил
309867
Республик
Зависимое or авт. свидетельства №вЂ”
Заявлено 31.Ч.1968 (% 1244582/27-11) МПК В 63Ь 21/14 с присоединением заявки ¹â€”
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Приоритет—
Опубликовано 26.Ч11.1971. Бюллетень № 23
Дата опубликования описания 18.Х.1971
УДК 629.12.011.84 (088.8) Авторы изобретения
Г. Н. Кочерга и А. Н. Бугринов
Заявитель
ВСЕЕГО;УЗНАЯ
I„:,ò-,,: gg.- ц рщ
Б".Ь.Ъ :О;ЩД
КЛЮЗ ШВАРТОВНЪ|й
Изобретение относится к области судостроения и предназначено для использования в комплексе швартовного устройства судна.
Известны швартовные клюзы, содержащи,= корпус с вращающимися горизонтальными и вертикальными цилиндрическими роульсами для направления швартовного каната.
Такие швартовные клюзы имеют так называемую оласную зону, образованную сопряжением смежных к ромок горизонтального и вертикального роульсов, при прохождении через которую пря ди нагруженного швартовного качата подвергаются интенсивному разрушению к ромками вращающихся роульсов.
Цель изобретения — исключить раз рушение прядей канатов торомками роульсов и увеличить долговечность канатов. Это достигается за счет того, что,в клюзе вертикальные и горизонтальные роульсы установлены в одной плоскости, а рядом с ними в углах образованного роульсами просвета установлены дополнительные наклонные консольные полусферические роульсы.
На фиг. 1 изображен предлагаемый клюз, общий вид и разрез по А — А; на фиг. 2 то же устройство, разрезы по Б — Б и  — В на фиг. 1.
В корпусе 1 клюза установлены четыре цилиндрических роульса 2 и четыре полусферических отводящих роульса 3. Роульсы размещены в разных, параллельно расположенных ве1ртикальных плоскостях. Оси вращения роульсов 2 ipaonoложены горизонтально и вертикально, а оси вращения роульсов 3 — наклон5 но под углом 45 к осям вращения роульсов 2, что необходимо для отвода швартовного ка.ната 4. Роульсы 2, собранные в корпус при зтомощи осей 5, б и 7 и подшипников 8 скольжения, образуют за бортом судна жесткий направляющий орган, способный воспринимать усилия швартовного каната и заменять трение кольжения по рабочим поверхностям трением качения. Поскольку роульсы 2 раоположены в одной плоскости, предотвращение осей
15 5, б и 7 от прово рачивания и осевого смеще.ния в опорах корлуса осуществлено с помощью специальных, расположенных íà их концах замков и конических штифтов 9.
Роульсы 3 установлены в стодпятниках корпуса при помощи конических роликаподшипников 10, гаек!1 и защитных крышек 12.
Клюз устанавливается на судне так, чтобы роульсы 3 располагались с внутренней стороны судна, а роульсы 2 — снаружи.
Предлагаемый клюз может быть использован для шва ртовных о пераций при проходе судном канала Св, Лаврентия, при швартовных операциях в комплексе с автоматической швартовной лебедкой. обеспечивая при этом
309867 направление жвартовного каната за бортом судна в пределах телесного угла, ра вного 170 .
Предмет изобретения
Клюз шва ртовный, содержащий кор пус с вращающимися горизонтальными и вертикальными цилиндрическими роульсами для нап:равления шва ртовного каната, отличающийся тем, что, с целью предотвращения разрушения прядей каната кромками роульсов при направлении каната в плoGKocTH оорта, вертикальные и горизонтальные роульсы установле,ны в одной плоскости, а рядом с ними в углах образованного роульсами просвета установлены дополнительные наклонные консольные полусферические роульсы.
309867 оиг Я
Составитель Е. Охотников
Редактор Т. Юрчикова Техред А. А. Камышникова Корректор H. Рождественская
Заказ 359!1255 Изд. № 1031 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»