Всесоюзная гйап1|-:уш-^кк^--ы
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
309I62i
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 14.1Ч.1970 (№ 1427590/18-24) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 09.Ч11.1971. Бюллетень ¹ 22
Дата опубликования описания 10.1Х.1971
МПК F 15Ь 15/06
Комитет по делам изобретений н OTKpblTNN прн Совете Министров
СССР
УДК 62-851(088.8) Авторы изобретения
Ю. П. Богомолова, И. К. Богуславский и T И. Эйдельман
В С ЕСО! 0311 ДЯ
Заявитель р>1,4р и 1р —;y
ИСПОЛНИТЕЛЬНЪ|Й МЕХАНИЗМ
Изобретение относится к технике реактивного самолетостроения, в частности к пневмосистемам различного рода. Предлагаемый исполнительный механизм предназначен для управления высокотемпературным потоком газа в системах кондиционировачия и противообледенения.
Воздух, отбираемый от компрессоров современных двигателей для нужд систем кондиционирования и противообледенения, имеет высокое давление и температуру. Поток газа высокой температуры, прорываясь через зазоры по оси заслонки преобразователя, может нарушить систему привода и жизненно важные коммуникации объекта. Управление высокотемпературным потоком газа, а также его уплотнение являются важной и трудной технической задачей.
Известны исполнительные механизмы для аналогичных условий работы, содержащие заслонки с различного рода уплотняющими элементами.
Известные исполнительные механизмы громоздки, конструкция их уплотняющих элементов сложна и кроме того, в них нельзя с достаточной степенью уплотнить высокотемпературный поток газа (порядка +450 †6 C) из-за ограниченных возможностей применяемых уплотняющих материалов, а также нз-за больших зазоров в подвижных деталях, обусловленных высокой температурой, при лабиринтном уплотнении.
В предложенном механизме торцовая поверхность наружного кольца подшипника оси
5 со стороны привода выполнена торондальной, а соприкасающаяся с ней поверхность заслонки — сферической.
Это позволяет упростить конструкцию устройства, снизить его вес и кроме того уплот1о нить ось заслонки со стороны привода и центрировать ее в корпусе.
На чертеже показан предложенный механизм.
Устройство содержит корпус 1 и сфериче15 скую заслонку 2, закрепленную на оси 8.
Ось 8 установлена на подшипниках качения, которые состоят пз роликов 4 и наружного кольца 5. Осевое перемещение роликов 4 ограничено шайбой 6. Ось 3 приводится в дви20 жение приводом 7.
Устройство работает следующим образом.
Давление газа в корпусе 1 воздействует на неуравновешенную площадь оси и создает усилие, которое прижимает заслонку к торои25 дальной поверхности торца кольца подшипника и выбирает осевой зазор заслонки. Заслонка касается наружного кольца подшипника всегда по линии окружности, которая определяет минимально возможный зазор между
3о двумя подвижными деталями. Это обеспечп309162
Предмет изобретения
Составитель А. Бочкина
Техред А. А. Камышникова Корректор В. )Колудева
Редактор Л. А. Утехина
Заказ 2466/3 Изд. № 1011 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 вает достаточно высокую герметичность соединения.
Сочетание поверхностей тор-сфера с одной стороны и рычаг втулки с другой стороны являются наилучшим способом центрирования заслонки в корпусе преобразователя.
Для уменьшения трения и перетекания по зазору в паре наружное кольцо-заслонка, на сферическую поверхность заслонки наносят антифрикционное покрытие типа карбид— вольфрам — углерод.
Исполнительный механизм, например, преобразователя давления газа, содержащий
5 связанную с приводом заслонку, ось которой установлена на подшипниках качения, отличаюи4ийся тем, что, с целью обеспечения центрирования заслонки и повышения герметичности ее оси, торцовая поверхность наружного
10 кольца соответствующего подшипника выполнена тороидальной, а соприкасающаяся с ней поверхность заслонки — сферической.

