Передвижное измерительное устройство для геоэлектроразведки
О П И С А Й И Е 30I660
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Респуолик
Зависимое от авт, свидетельства №
Заявлено 15ЛЧ.1970 (№ 1432918/26-25) с присоединением заявки №
Г1риоритет
Опубликовано 21,1Ч.1971. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 31 V.1971
МПК G Olv 3/00
Комитет по делам изобретений и открытий лри Совете Министров
СССР
УДК 550.837(088,8) fI,:, В. Ф. Сарбаш, P. А. Кеворков, Е. А. Шемякин, В. Д. Жильийкав,.-. . : =;А и А. В. Куликов
Авторы изобретения
Заявитель Казахский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института разведочной геофизики
ПЕРЕДВИЖНОЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
ДЛЯ ГЕОЭЛЕКТРОРАЗВЕДКИ
Изобретение относится к области геаэлек. троразведки, осуществляющей измерения электрической компоненты электромагнитного поля.
Известны подвижные измерительные устройства, выполненные на базе автомашины.
Недостатками указанных устройств являются отсутствие повсеместного надежного контакта с почвой и затрудненное передвижение автомобиля на местности.
Предлагаемое устройство отличается тем, что электроды выполнены в виде соединенных с резервуарами шлангов, имеющих свисающие наконечники с отверстиями для истечения электролита, причем по длине шлангов установлены заслонки, регулирующие истечение электролита. Это позволяет измерять в движении электрическую компоненту электромагнитного поля в различных установках электроразведки, получать стабильное переходное сопротивление, а также облегчать передвижение автомобиля на местности.
На чертеже схематически показано описываемое устройство, Оно состоит из автомобиля 1, в котором размещена измерительная аппаратура 2, прицепа 8, необходимого для увеличения длины приемной линии, резервуаров 4 и 5, изолированных друг от друга и от кузова токонепроводящими подставками б и 7 и "аполненных электролитом 8, шлангов 9 и 10, изготовленных из изоляционного материала, наконечников 11 и 12 с отверстиями, электропроводящих струй И и 14, заслонок 15 и 1б, метал5 лических проводников 17 и 18.
Устройство работает следующим образом.
На исследуемом участке в соответствии с инструкцией по электроразведке раскладывается питающая линия, через которую пропускается переменный ток. Автомобиль (с измерительной аппаратурой 2 и приемными электродами в виде струй 18 и 14 жидкости перемещается по профилям, расположенным в пределах съемочного планшета. Электричет5 ская связь между наконечниками 11 и 12 (участками А и Б земли) и входными клеммами измерительной аппаратуры обеспечивается электрическим проводником на участке
«земля — электрод» и металлическими проводниками 17 и 18 на участке «электрод — аппаратура». Истечение электролита регулируется заслонками 15 и 1б.
При перемещении автомобиля по профилям, расположенным в пределах съемочного планшета, измерения осуществляются без его остановки через выбранные интервалы по линии наблюдения. Н» время измерения заслонка открывается и электролит вытекает из электрода, образуя в воздухе струю, контактирующую с землей. На время переезда к следую301660
Предмет изобретения
12
1б
Составитель 3. П. Попова
Редактор Н. Л. Корченко Техред Л. Я. Левина Корректоры: А. Николаева и Л. Корогод
Заказ 1408/12 Изд. № 585 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4)5
Типография, пр. Сапунова, 2
iueMy пункту заслонка закрывается, и истечение жидкости прекращается.
1. Передвижное измерительное устройство для геоэлектроразведки, выполненное на базе автомашины, содержащее измерительную aiiпаратуру и приемную линию в виде электродов, укрепленных на раме, отличающееся тем, что, с целью получения стабильного переходного сопротивления и облегчения передвижения машины на местности, электроды выполнены в виде соединенных с резервуарами шлангов, имеющих свисающие наконечники с отверстиями для истечения электролита.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что по длине шлангов установлены заслонки, 10 регулирующие истечение электролита.

