Шарикоподшипник
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
30I467
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 23.Х.1967 (№ 1192444/25-27) с присоединением заявки № 1380589/25-27
Приоритет
Опубликовано 21.1Ч.1971. Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 22.ЧП.1971
МПК F 16с 19/52
Комитет ло делам изобретений и открытий лри Совете Министров
СССР
УДК 621.822.6(088.8) Автор изобретения
П, В. Беспрозванных
Заявитель
ШАРИ КОПОДШ И П Н И К
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарикоподшипникам, детали которых выполнены из разных материалов. Такие шарикоподшипники применяются в авиационной и ракеткой радиолокационной технике.
Известны шарикоподшипники, содержащие тела качения, взаимодействующие с проволочными беговыми дорожками, установленными в неподвижном кольце и в скрепленных между собой шпильками вращающемся кольце и фланце. Однако такие шарикоподшипники не обеспечивают взаимной компенсации температурных деформаций всех входящих в них деталей, и при изменении температуры окружающей среды в них изменяется момент трения, что часто приводит к выходу из строя шарикоподшипника.
Цель изобретения — обеспечение большего постоянства момента трения при изменении температуры и повышение надежности работы шарикоподшипника. Это достигается выполнением определенной длины рабочей части шпильки шарикоподшипника, крепящей входящие в него детали в зависимости от диаметра тел качения и диаметра проволоки беговых дорожек, а также с учетом температурных коэффициентов линейного расширения материала деталей подшипника.
На чертеже изображен радиально-упорный шарикоподшипник в вертикальном разрезе.
Неподвижное 1 и вращающееся 2 кольца и фланец 8 шарикоподшипника выполнены из материала, имеющего одинаковый температурный коэффициент линейного расширения, например из алюминиевого или магниевого сплава. По окружности шарикоподшипника между кольцами установлены стальные шарики 4, 10 разделенные между собой сепаратором 5 и работающие в контакте со стальными проволочными беговыми дорожками б, смонтированными в кольцах и фланце, скрепленных между собой шпильками 7, имеющими гайки
15 8 и шайбы 9. Между вращающимся кольцом и фланцем имеется гарантированный зазор для свободного расширения фланца.
С изменением температуры окружающей шарикоподшипник среды все входящие в не20 го детали принимают одинаковую с ним температуру, изменяют свои размеры, и, следовательно, момент трения такого шарикоподшипника также зависит от температуры, т. е. при низких температурах он произвольно уве25 личивается, а при высоких в шарикоподшипниках появляется люфт.
В предложенном шарикоподшипнике момент трения остается постоянным и не зависит от изменения температуры. Рабочая дли30 на шпильки в нем определена такой, что ее
301467
1. =
2(D + 2d)
sin c; d — dä
Предмет изобретения
Составитель Г. Мартышкина
Редактор Н. Г. Михайлова Техред Л. Я. Левина Корректор Н, Рождественская
Заказ 3958/7 Изд. № 838 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 абсолютная температурная деформация равна разности абсолютных температурных деформаций всех входящих в шарикоподшипник деталей, в результате чего наступает полная взаимная компенсация всех температурных деформаций. Следовательно, шарикоподшипник, выполненный из разных материалов, при определенном соотношении размеров входящих в него деталей имеет независимый от температуры момент трения.
Шарикоподшипник, содержащий тела качения, взаимодействующие с проволочными беговыми дорожками, установленными в неподвижном кольце и в скрепленных между собой шпильками вращающемся кольце и фланце, отличающийся тем, что, с целью большего постоянства момента трения при изменении температуры, длина рабочей части шпильки I определяется следующим соотношением
5 где D — диаметр тела к"; d — диаметр проволоки беговых дорожек; p — угол paclo положения беговых дорожек относительно оси, расположенной перпендикулярно оси шарикоподшипника; d< — температурный коэффициент линейного расширения материала колец и фланца; d2 — температурный
15 коэффициент линейного расширения материала тел качения сепаратора и беговых дорожек; ds — температурный коэффициент линейного расширения материала шпилек; причем А)с4)ds.

