Устройство для регулирования угла опережения бесконтактной системы зажигания
Союз Советскик
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 19.V.1967 (№ 1158271/24-7) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубли:сопапо 11 llii.1971. Бюллетень № 10
Дата опубликова ия описания 4Л 1.1971
MHIg F 02р 3700
Комитет по лелем изобретений и открытий при Совете Мииистров
СССР
УДК 621.43.044.9 (088.8) Авторы изобретения А. C. Борзиков, A. С. Скобликов, И. М. Опарин и Г. В. Смирнов
Заявитель Научно-исследовательский институт автомобильного электрооборудования и автоприборов
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛА ОПЕРЕ)КЕНИЯ
БЕСКОНТАКТНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ
Известны устройства для регулирования угла опережения в бесконтактной системе зажигания с магнитоэлектрическими датчиками импульсов.
Основным недостатком таких устройств является малый диапазон работы по оборотам и недостаточный диапазон регулирования угла опережения.
В предложенном устройстве, состоящем из рабочего датчика импульсов, имеющего одну обмотку, и пускового датчика, имеющего основную и дополнительную обмотки, с целью расширения диапазона работы системы зажигания и регулирования угла опережения по скорости в пусковом датчике дополнительная обмотка подключена параллельно и встречно основной обмотке через последовательно соединенные резистор, диод и стабилитрон.
Для создания необходимого сдвига фаз между напряжениями основной и дополнительной обмоток параллельно дополнительной обмотке подключен конденсатор, один вывод которого подсоединен между резистором и диодом, а другой на общий шинопровод.
На чертеже изображена принципиальная схема описываемого устройства.
Схема работает следующим образом. При вращении вала двигателя в обмотках пускового датчика 1 основной 2 дополнительной 8, а также в обмотке рабочего датчика 4 возникают импульсы напряжения синусоидальной формы в пусковом датчике и несимметричной пилообразной формы в рабочем.
Фазовые соотношения положительных полуволн напряжения обмотки рабочего датчика 4
5 н основной оомотки 2 пi ñêoÂÎÃÎ датчика I
I>.>16pBFIbI такиAIH> tTO задний фронт HBIIp51rKO ия рабочего датчика совмещен с передним фронтом основной обмотки пускового дат гика и определяется взаимным расположением
10 указанных датчиков.
Отрицательный импульс напряжения дополнительной обмотки отстает от положительного импульса основной обмотки пускового датчика
1 примерно на 45 эл. град, что определяется
15 фазосдвигающим конденсатором б.
11апряжение всех трех обмоток связано прямой пропорциональной зависимостью с оборотами двигателя. Амплитудные характеристики напряжения всех трех обмоток выбраны таким
20 образом, что при любой величине оборотов двигателя отрицательный импульс дополнительной обмотки 3 больше положительного импульса основной обмотки 2 пускового датчика, а импульс напряжения основной обмот25 ки 2 больше положительного импульса обмотки рабочего датчика 4.
Электронный коммутатор б служит для усиления импульсов, вырабатываемых датчиками.
В исходном состоянии входной транзистор 7
30 электронного коммутатора закрыт, а выходной транзистор 8 открыт, и через первичную обГ ! ! ! ! ! ! !!-!! !! !
Изд. № 605
ЦНИИПИ
Заказ 1354/2
Тира>к 473 Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 мотку катушки зажигания 9 протекает ток, определяющий энергию, запасаемую в первичной обмотке.
На пусковых и малых обмотках двигателя на базу входного транзистора поступают только положительные импульсы основной обмотки, которые на время их действия открывают входной транзистор. Это вызывает резкое запирание выходного транзистора и возникновение противо-э.д.с. самоиндукции в первичной обмотке, которая, трансформируясь во вторичную цепь, вызывает появление высоковольтного импульса. Отрицательные импульсы дополнительной обмотки и положительные импульсы обмотки рабочего датчика не попадают на базу входного транзистора, так как на малых оборотах порог срабатывания стабилитрэнов
10 и 11 соответствующих им обмоток выше, чем амплитуда импульсов напряжения на них.
При достижении двигателем 600 об/мин отрицательный импульс дополнительной обмотки превышает порог срабатывания стабилитрона
10, и на базу входного транзистора поступает геометрическая разность положительного и отрицательного импульсов. Длительность результирующего импульса сокращается и определяется сдвигом фаз между отрицательным и положительным импульсами соответствую.цих обмоток. Обужение входного импульса, длительность которого, как уже было сказано ранее, определяет время закрытого состояния выходного транзистора, приводит к значит» льному увеличению времени накопления энергии, определяемому как время между задним фронтом предыдущего и передним фронтом последующего импульсов. Момент искрообразования определяется передним фронтом импульса.
При увеличении оборотов двигателя до
800 — 1000 об)мин положительный импульс пилообразного напряжения обмотки рабочего датчика превышает порог срабатывания стабилитрона 11.
Поскольку этот импульс сдвинут в сторону опережения по отношению к результирующему импульсу, вырабатываемому пусковым датчиком, то по мере дальнейшего увеличения оборотов двигателя момент искрообразования будет сдвигаться в сторону опережения и определяться во времени точкой пересечения поро>0 га срабатывания стабилитрона 11 и заднего фронта пилообразного импульса.
При достижении максимальных оборотов максимальный угол опережения будет определяться суммой длительностей импульсов основной обмотки пускового датчика и обмотки рабочего датчика.
Во время накопления энергии первичной обмотки катушки зажигания на максимальных оборотах будет определяться разностью мо20 ментов времени между задним фронтом результирующего импульса пускового датчика и передним фронтом пилообразного импульса рабочего датчика.
Эти два остоятельства характеризуют увели25 чение диапазона работы системы зажигания с устройством регулирования угла опережения зажигания.
Предмет изобретения
30 Устройство для регулирования угла опере жспия бесконтактной системы зажигания, состоящее из раоочего датчика импульсов, имеющего одну обмотку, и пускового, имеющего основную и дополнительную обмотки, отли35 чаюи ееся тем, что, с целью расширения диапазона работы и регулирования, указанная дополнительная обмотка подключена параллельно-встречно основной через последовательно соединенные резистор, диод и стабилит40 рон, а параллельно ей и резистору подключен фазосдвигающий конденсатор.

