Гироскопический гравиметр
!
r -r 0 ...;.»,, 1
ОГ1ИСАНЙЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Cows Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заяв.чено 04.Х11.1969 (№ 1384659/26-25) МПК С Olv 7/02 с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 02.111.1971. Бюллетень № 9
Дата опубликования описания 4Х1,1971 комитет оо делам иаобретений и открытий ери Совете Министров
СССР
УДК 530.831(088.8) Авторы изобретения
Б. В. Ефимов, Б. М. Малахов и М. E Хейфец
Заявитель
Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии
ГИРОСКОП ИЧ ЕСКИ Й ГРАВ ИМЕТР
Известны гироскопические гравиметры, содержащие гироскопический маятник, связанный с рамой при помощи горизонтального осевого подвеса, перпендикулярного оси вращения гироскопа, и измерительную систему.
Цель изобретения заключается в упрощении эталонирования прибора и повышении точности измерений. Достигается она тем, что в предлагаемом гравиметре установлен синхронный двигатель с вертикальным валом, жестко связанным с рамой.
На чертеже изображена схема гравиметра.
Гироскопический маятник 1 с осью вращения 2 подвешен к раме 8 с помощью агатового ножа 4. Рама жестко связана с вертикальной осью 5 синхронного двигателя б. На продолжении оси 2 укреплены подвижный элемент 7 бесконтактного датчика перемещений 8 и постоянный магнит 9 моментного преобразователя 10. Датчик перемещений и моментный преобразователь связаны между собой усилителем 11. Вместо агатового ножа может быть использован другой подвес, например на рубильных нитях.
Работает прибор следующим образом.
Гироскоп маятника 1 и синхронный двигатель б приводят во вращение с помощью источника напряжения эталонной частоты (на чертеже не показан), причем угловые скорости вращения устанавливают такими, чтобы гироскопический маятник 1 находился в равновесии, например, при горизонтальном положении, 5
При изменении силы тяжести возникает дополнительный гироскопический момент относительно оси, параллельной грани агатового ножа. Под влиянием этого момента маятник
1р вместе с осью начинает поворачиваться относительно грани ножа, в результате чего меняется расстояние между элементом 7 и датчиком перемещений 8.
Электрический сигнал с датчика перемещений через усилитель 11 подается на обмотку моментного преобразователя 10, взаимодействие которого с магнитом 9 вновь приводит маятник в состояние равновесия. При этом мерой изменения силы тяжести служит сила
20 тока в обмотке моментного преобразователя.
Вместо описанной комбинации датчика перемещений с моментным преобразователем может быль применена механическая пружи25 на. При этом мерой силы тяжести будет являться деформация пружины, необходимая для удержания маятника в положении равновесия при изменении силы тяжести.
Чтобы исключить влияние вращения Земли, 3О можно выполнить последовательно два наб297016
Предмет изобретения
Составитель Ю. Евдокимов
Техрсд А. А, Камышникова
Редактор Б. Федотов
Корректоры: В. Петрова и Е. Ласточкина
Заказ 1415/16 Изд. № 635 Тираж 473
Ц1-1ИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4у5
Типогра фпя, и р. Са пу но в а, 2 людения, вращая двигатель 6 и гироскоп в направлениях, противоположных первонаначальным, или применяя два прибора с противоположно вращающимися двигателями и гироскопами.
Для компенсации температурных и барометрических эффектов используют обычные способы и устройства, применяемые в гравиметрах.
Влияние нутации, вибрации и микросейсм устраняется применением фильтров для выходного сигнала.
Гироскопический гравиметр, содержащий гироскопический маятник, связанный с рамой при помощи горизонтального осевого подвеса, перпендикулярного оси вращения гироскопа, измерительную систему, температурные и барометрические компенсаторы, отличпющий ся те, что, с целью упрощения его эталонирования и увеличения точности измерений, в нем установлен синхронный двигатель с вертикальным валом, жестко связанным с рамой.

