Фрикционная предохранительная муфта
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства N
МПК Г 16d 13152
Заяглено 21.Xl l.1967 (№ 1204984/25-27) с присоединением заявки №
Приоритет
Комитет по делам изобретений н открытий прн Споете ГЛнннстрсе
СССР
УДК 621.825.54(088.8) Опубликовано 22.XI 1.1970. Бюллетень х;о 2 за 1971
Дата опубликования описания 11.П.1971
Автор изобретения
Заявитель
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЪНАЯ МУФТА у = kx -, Изобретение относится к области машиностроенияя.
Известны муфты, содержащие ведущую и ведомую полумуфты и пакет фрикционных дисков, поджимаем ых пружинами, установленными на штоках, Существующие ко:IcT,рукции предохранительных фрикциопных муфт имеют тот недостаток, что предельный момент, при котором срабатывает муфта, зависит от величины коэффициента трения.
Отличием предлагаемой муфты является то. что ведущая полумуфта выполнена в виде крестовины, BB хвостовиках которой установлены ролики, взаимодействующие соответственно с подпружиненной профильной шайбой, установленной на ведущем валу, и с кулачковым диском, смонтированным íà штоках пружин. Такое вьполнение муфты ооеспечпваст уменьшение влияния коэффициента трения на величину предельного момента.
На чертеже показана муфта в разрезе.
На ведущем валу 1 па шпонке 2 посажена ведущая полумуфта в виде крестовины 3, несущая ролики 4 и 5. Ролик 4 сопряжен с профильной шайоой 6, сидящей на шлицах втул,ii 7. BT i 1KB 7 cB0 50 BO cubi„",B f па BB.i, 1 связана шлицевым соединением с нажимным
8, промежуточными 9 и упорным 10 дисками, между которыми расположены ведомые диски
11. Диски Il шлицами связаны с разьемным корпусом 12 муфты, с которого и снимается ,движение. Ступицы корпуса 12 свободно опираются на вал I и крестовину 3. Диски 8 — 11 сжимаются прп помощи штоков 13 и гаек 14
5 пружинами 16. На штоках!3 крепится кулачковтпй диск 16, торцовые к i лачки I QTOpoI о наклонены под углом а.
Пружины 17, упираясь в диск 10, прижимают шайбу 6 к роликам 4. Осевому,перемеще1о ни;о "èñêà 10 препятствует буртик 18 на втулке 7. Осевые усилия, создаваемые пружинами 17, воспринимаются подшипником 19. Перемещению крестовины 3 препятствуют гайки
20. Отверстие, закрытое крышкой 21, служит
15 для смазки и регулировки муфты.
Муфта работает следующим образом.
Под действием крутящего момента M ролики 4 начинают катиться по поверхности специального профиля шайбы 6, перемещая последнюю вдоль;втулки 7 и тем самым сжимая пружины 17. При относительном движении роликов 4 и шайбы 6 момент Л1 остается .постоянным, так как уравнение кривой Отг m имеет впд
25 где k — параметр подвижных сопряжений муфты.
30 2Л1
290138
3 тде С вЂ” суммарная жесткость пружин 17.
Таким образом
Cr у = х .
2М
Движение ролика 4 относительно шайбы 6 происходит до тех пор, пока ролик 5 не коснется в точке К кулачка диска 16. Возникшее как результат взаимодействия ролика 5 с диском 16 осевое усилие ослабляет действие пружин 15 на диски 8 — 11, муфта начинает бук.совать. Крутя щий момент, необходимый для полного сжатия, пружин 15, что имеет место при f — -сс, незначителен,;как угол ад близок к 90 .
Погрешность величины передаваемой муфты крутящего момента составит
ЛМ =М вЂ” Л.= При fmin: 1расч
t maх пп и—
1Я Яд fmax —
;где S — суммарное усилие пружин 15.
При износе фрикционных дисков 8 — 11 зазор б между кулачком диска 16 и роликом 5 уменьшится. Усилие, сжимающее диски, а следовательно, и момент, необходимый для выключения, муфты, также уменьшится. Погрешность в,величине;передаваемого момента, связанная с износом дисков на величину oi, составляет
Кд(Х вЂ” «o,) r
1— Ф
tg ад где Кд — суммарная жесткость пружин 15;
Х вЂ” первоначальная деформация пружин 15.
4:
Таким образом, ЛЛИ, Сд() — 51)r
tg ад
5 При полной идентичности кривых On т и
Опп1 равенстве углов ид и ад муфта будет передавать одинаковые по величине предельные крутящие моменты при изменении направления вращения.
Регулировка величины предельного крутящего момента производится вращение гаек
20, которые перемещают крестовину 3, шайбу
6 и тем самым изменяют усилие пружин 17.
15 Гайки 14 предназначены для .регулировки усилий пружин 15, а также для восстановления работоспособности муфты при значении суммарного износа дисков, равного зазору б.
П р едм ет изобретения
Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты
25 и пакет фрикционных дисков, поджимаемых пружинами, установленными на штоках, отличаюшаяся тем, что, с,целью уменьшения влияния коэффициента трения на величину предельного момента, ведущая полумуфта выпол30 нена в виде крестовины, на хвостовиках которой установлены ролики, взаимодействующие соответственно с подпружиненной профильной шайбой, установленной на ведущем валу, и с кулачковым диском, смонтированным на
35 штоках пружин.


