Траловая лебедка
О П И С А Н И Е 285409
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ союз Советских
Социалистических
Реслублин
Зависимое от авт. свидетельства Ме 168957
Заявлено 07.VI 1.1969 (№ 1345832/28-13) с присоединением заявки Ч
Приоритет
Опубликовано 29.Х.1970. Бюллетень _#_< 33
Дата опубликования описания 20.1.1971
Кл. 45h, 73/06
МПК А 01k?3, 06
ЧДК 639.2.081.115 (088.8) Комитет по делам изобретений и отирытий при Совете Министров
СССР
Лвт оры изобретения
В. П. Старовойтов, В. С. Поляков, К. Г. Забиякииа, Ю. Ф. Жеребенков и Ю. В. Кадильников
Специальное экспериментально-конструкторское бюро промышленного рыболовс1 ва
Заявитель
ТРАЛОВАЯ ЛЕБЕДКА
Изобретение относится и< промышленному рыболовству.
В основном авт. св. Ме 168957 описана лебедка для выборки трала, оснащенного гибиими распорными досками. Эта лебедка .выполнена в виде станины, устанавливаемой на фундаменте на палубе судна, в подшипниках которой уложен рабочий вал с насаженными на него двумя.ваер ными барабанами, между которым и размещен гидро- или электропривод.
Каждый ваерпый барабан снабжен дополнительным концентри.-хно расположенным внешним барабаном для намотки гибких траловых досок, причем на поверхности его,имеются ок.на для .пропуска ваера, для укладки на ваерный барабан:и для размещения дуг траловых досок. Вал каждого ваерного барабана выполнен полым и снабжен электромуфтой, а внешний барабан насажен на вал ваерного барабана и также снабжен электромуфтой. Между ребордами каждого внешнего барабана укреплен ваероукладчик, выполненный в виде двухходового винта с кареткой,,приводимого во вращение через роликовую цепь от звездочки, посаженной на вал ваерного барабана, Однако в этой траловой лебедке наматывать на внешние барабаны можно только гибкие распорные,доски. Наматывать же сетную часть трала до кутка на ней нельзя. На этой
Лебедке не предусмотрена также возможносгь в процессе выборки трала автоматической ретулировки длины ваеров при подходе гибких траловых досок, что необходимо для обеспечения правильной укладки на внешние барабаны и последующей намотки без перекосов сетной части трала. В процессе же выборки трала (даже при вытравливании одной от той же длины обоих ваеров) вследствие различной плотности их укладки на ваерные барабаны и различной вытяжки ваеров в процессе траления траловые доски могут неодновременно подходить к траловой лебедке и .поэтому необходимо выравнивать ваера для обеспечения одновременного, подхода траловых досок к барабанам лебедки.
Для обеспечения выборки и,намотки без перекоссхв гибких траловых досок и сетной части трала до кутка и автоматической регулиров2О ки длины ваеров при подходе траловых досок в .предлагаемой лебедке внешние барабаны установлены вплотную один к другому,с образованием общей поверхностм, выполненной по конфигурации траловых досок, на .каретках
25 ваероукладчиков смонтированы переключатели, входящие в цепь привода электромагнитных муфт барабанов и ваероукладчика, а на каждом ваере перед траловой доской последовательно укреплены две бобышки для взаи30 имодействия с переключателями, 285409
З0
55 б0
Чтобы обеспечить возможность,изменения режима работы,ваероукладчика,и быстрьш перевод его кареток в среднее положение, двухходовой винт ваероукладчика следует снабдить дополнительным приводом.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема .предлагаемой лебедки; на фиг. 2 — траловая лебедка с частичным разрезом; isa фпг, 3 — секция тралового барабана с встроенным и него ваероукладчиком; на фиг. 4 — кинематическая схема ваероукладчика; на фиг, 5— блок-схема электрической цепи управления лебедкой.
Предлагаемая траловая лебедка содержит (см. фиг. 1 и 2) два ваерных барабана 1 и 2, насаженных на общий приводной вал 8, один траловый барабан 4, концентрично расположенный по отношению к обеим ваерным барабанам, два ваероукладчика 5 и б, смонтированных в полосги тралового бараба на, гидро- или электропривод 7, расположенный под палубой судна и связанный с одним из концов приводного вала 8, например, цепной передачей 8, и органы дистанционного управления работой лебедки.
Приводной вал 8 выпо.тнен полым и уста новлен в подшипниках станины 9, смонтированной на фундаменте на палубе судна. В полости приводного вала 8 размещены электропровода,,идущие от токосъемников 10, усгановленных на .концах приводного вала, через токосъемные диски 11 к электромагнитным муфтам и микровыключателям.
Ваерные барабаны 1 и 2 насажены на вал 8 свободно, причем каждый,из них имеет .соответствующую электромагнитную муфту 12 и
18, .при помощи которой осуществляется присоединение его к приводному валу.
Траловый барабан 4 для удобства монтажа лебедии выполнен сборным, состоящим, например, из двух секций, соединенных болтовым соединением 14. Каждая секция барабана 4 выполнена в виде цилиндра 15, внутри которого укреплены посредством болтовых .соединений,два фигурных сборных диска 16 и
17. Диск 16 своей ступицей насажен на полую ступицу, надетую на конец вала 8, а диск 17 — непосредственно на этот вал. К, внутренней поверхности цилиндра 15 каждой секции тралового барабана 4 прикреплены по две опоры 18. Торцы цилиндра 15 закрыты крышками 19. В подшипниках, размещенных в опорах 18, и крышках 19 установлены приводные валики 20 ваероукладчиков. Каждая
:секция тралового барабана 4 имеет окна 21 для,пропуска ваеров при укладке на ваерные барабаны. Поверхности цилиндров 15 выполнены соответственно конфигурации гибкой траловой доски. Для крепления барабанов 4 на полых ступицах барабанов 1 и 2 имеются электромагнитные муфты 22 и 28 (см. фиг. 1;и 2).
Траловый барабан 4 имеет внешние тормоза 24, например ленточного типа, размещенные на его ребор1ах.
Каждый ваерный барабан 1 и 2 имеет свой ,ваер оукладчик 5 и б, .каждый из которых содержит (см. ф иг. 3 и 4) две направляющие 25, жестко укрепленные, между фигурными дисками 16.и 17, двухходовой винт 26 и каретку 27,,перемещаемую по двухходовому винту 26.
Д вухходовые винты каждого ваероукладчик» связаны с приводным валом 8 др и помощи валиков 20 и цепных передач 28 и 29, которые предназначены для различного режима работы ваероукладчиков: передача 28 — для режима
«медленно», обеспечивающего нормальный шаг навивки ваеров на ваерные барабаны в процессе постановки и выборки трала, передача 29 — для режима «быстро», обеспечивающего быстрый перевод кареток 27 ваероукладчиков в среднее положение при подходе к лебедке гибких траловых досок 80 в процессе выборки трала.
Передачи 28 и 29 ваероукла дчиков включаются при,помощи электромагнитных муфт 81 и 82 (см. фиг, 1 и 2). На,корпусе кареток 27 ваероукладчиков размещены микровыключатели 88 (см. фиг. 4), контакты которых взаимодействуют с подпружиненными роликами 34 кареток при проходе между ними бобышек 85, встроенных в ваера 86.
На внутренней полости цилиндров 15 против середины каждого ваероукладчика размещены микровыключатели 87,,контакты которых взаимодействуют с дополнительным роликом 88, укрепленным:на .корпусе каждой каретки 27. Микровыключатели 88 и 87 включены в электрическую цепь управления электромагнитными муфтами ваероукладчиков, ваерпых и тралового барабанов. Эта цепь (см. фиг. 5) содержит раздельно для каждого,ваерного барабана выполненные, например, на реле узел 89 фиксации бобышек, узел 40;счета витков, уложенных «шаг» на «шаг», и общие для всей лебедки узел 41 фиксации кареток в среднем,положении и пусковые реле 42 я 48 режима работы постановки и выборки трала, К узлу 40 счета витков подключен датчик 44 числа оборотов приводного вала 8. Для подключения микровыключателей 88 в электрическую цепь управления электромагнитными муфтами лебедки в ваера 86 трала в районе ,подсоединения:к ним гибких траловых досок встроено по две бобышки (см. фиг. 1). Одна из них, расположенная ближе к траловой доске, находится от нее;на таком расстоянии, при котором в момент схода траловой доски с барабана лебедки эта бобышка проходила бы ролики 84 .каретки ваероукладчика. Вторая бобышка отнесена от первой на некоторое расстояние, обеспечивающее срабатывание реле узла 89 фиксации бобышек.
Управление работой механизмов лебедки осуществляется с выносного пульта, расположенного, например, в рубке судна, Лебедка работает следующим образом.
В исходном положении перед, отдачей тра. ла ваера намотаны на ваерные барабаны 1 и
2, причем последние их витки уложены в
285409
15
65 средней части барабанов «шаг» па «шаг» (один на другой); гибкие траловые доски, кабели и сетная часть трала до кутка намотаны на траловый барабан 4, каретки 27 васроукладчиков 5 и б установлены в среднем положе нии, траловый барабан 4 заторможен, его электромагнитные муфты 22 и 28 отключен>i.
Для овдачи трала включают привод 7 лебедки, расторил>киза?от траловый барабан 4 и включают пусковое реле 42 ре кима постановки трала (см. фиг. 5), которое включает электромлг??итнь?с муфты 12 и 18 барабанов 1 и 2 и элсктромапштные муфты 22 и 28 барабана 4. Од??опрело?с????о с включением электромагнитных му?пт подготавливается цепь включения узлов 89 фиксации бооышек и узлов
40 счета витков влеров, i> oF! e!?I!! «шаг» на
«шлг», каждого ваерного барабана.
Ваерные барабаны 1 и 2 входят в зацепление с приводным валом 8, траловый барабан
4 входит в зацепление с ваерными барабанами и лебедка начинает работать, при этом с барабана 4 последовательно сматываются сетная часть трала, кабели и гибкие траловые доски.
Во,время схода с тралового барабана 4 траловых досок первые бобышки 85, встроенные в ваера 86,,проходят между роликами 84 кареток ваероукладчиков (см. фиг. 4), которые включают конечнь?е микровыключатсли 88 (см. фиг. 4 и 5). При этол? срабатывают узлы 89 фиксации бобышек каждого ваерного барабана .и отключаются электромагнитные муфты 22 и 28 барабана 4. Последний откл?очается от aaepF!I.!x барабанов и затормаживается. Одновременно в цепь управления лебедкой подключаются узлы 40 счета витков ваеров, уложе????ь?х «шлг» на «шаг», обоих ваерных барабанов. Вслед за траловыми досками с ваерных барабанов 1 и 2 начинают сматываться витки B Iåðîâ, намо1лнпые прп выборке трала «шаг» на «шаг», При этом ка ретки 27 ваероукллд.- FII<0i3 5 и б находятся 3 среднем положен:ш, так как их электромагнит ??ь?е муфты 81 и 82 отсоедипены.
После того. как эти витки будут смотаны с ваерных барабанов, узлы 40 счета витков каждого ваерного барабана вкл?очл?от электромагнитные м >фты 82 васроукладчиков 5 и б (см. фиг. и 5), которые подключают передачи 29 работы «быстро», и каретки 27,ваероукладчиков 5 и б начинают перемещаться.
В процессе сматываппя ваеров при проходе вторых бобышек между роликами кареток ваероукладчиков вновь замыкаются конечные микровыкл?очатели 88, срабатывают реле узлов 89 фиксации бобышек. Эти реле отключают электромагнитные муфты 82 и включают электромагнитные муфты 81 ваероукладчиков
5 и б. Последние подключаются к передачам
8 ре ?сима работы «медленно». Переключение Р режима работы ваероукладчиков производится практически одновременно, так как на обоих >ваерах бобышки встроены на одинаковом г0
60 расстоянии одна от другой и от гибких траловых досок.
После вытравл ?вапия ваеров на заданную длину отключа.от приводной вал 8 лебедки от привода 7, а барабаны 1, 2 и 4 ставят на тормоза.
Для выбора трала включают (см. фиг. 2 и
3) привод лебедки, отключают электромагнитные муфты 22 и 28 барабана 4 и включают пусковое реле 48 режима выборки трала (см. фиг. 5), которое включает электромагнитные муфты 12 и 18 влер??ь?х барабанов 1 п 2 и электромагн ITø.!å муфты 81 ваероукладчнков
5 и б. Op!Io!?pc !e!!F!o подготавливается цепь вкл?очен??я узлов 89 фиксации бооышек и узлов 40 счета витков ваероз, уложен???.?х «шаг» на «шаг».
Ваерныс барабаны l??? 2 входят .в зацеплние с приводным валом 8 и начинается выборка трала, при этом ваероукладчики работают в ре киме нормального шага навивки витков (реек??м «Iiåäëåè?!î»), тлк как онп подключ?ны к приводному валу 8 при помощи передачи 28. Траловый барабан 4 в этот период отключен от ваерпых бараба??о в 1 п 2 и заторможен.
В процессе выбзрк?? трала вследствие различной пл0TíîcT:I укладки витков ваеров па ваерные бараоаны II различной вь?тя>кк?? ваеров, ncrpoeF»!I»e в нпх бобышки неодновременно подходят к кареткам ваероукладчиков.
При проходе бобышк.? 85 между роликами 84 каретки 27 одного из ваероукладчиков, например, ваероуклад-ика 5, включаются конечные х?и кров?.?кл?очатели 88 (см. фиг. 5). При этом сраоатывает узел 89 фиксации бобышек этого ваерпого барабана. которьш отключает электромап?итную муфт > 12 барабана 1 и электромап?птпую муфту 81 ваероукладч??ка 5 и одновременно вкл?о-IBcT электронагревательную муфту 22 барабана 4. Ваерпый барабан 1 выходит пз соединсII!IF! с пр??воднь?л? ààlом 8 и злтормл>к??влется, cîå3!?I!ÿÿñü с траловым барабаном 4. Выбоп <а ваера на ваерный барабан 1 временно прекращается. Ваерный барабан в это время продолжает выборку ваера
9 и, когда первая бобышка этого ваера пройдет между роликами 84 каретки 27 влероукладчика б, замкнутся конечные мпкроBыключатели
88 (см. фиг. 5). При этом срабатывает узел 39 фиксации ваеров этого ваероукллдчика. 0Тключаются электромагнитные муфты 18 бачлр >
t оана и электромагнитная муфта 81 ваероукладчпка 6 и одновременно включается электромагнитная муфта 28 тралового барабана 4.
Ваерный барабан 2 выходит из соединения с привод??ьи? валом 8 и заторх?а)к??вается, сцепляясь с траловым барабаном 4.
Выборка второго ваера временно прекращается, при этом оол влера выравнены и гибкие траловые дос? и находятся II3 одинаковом подходе к траловому барабану 4. Когда первые оооышки обоих ваеров пройдут каретки ваероукладчиков, в цспь управления включается узел 41 фиксации среднего положения ка7 реток обоих ваероукладчиков, который включает электромагнитные муфты 12 и 18 барабанов 1 и 2 и электромагнитные муфты 82 их ваероукладчиков режима работы «быстро».
Одновременно включается звуковой сигнализатор 45 о выравнивании ваеров, и в цепь управления подключается узел 40 счета витков. Ваерные барабаны 1 и 2 входят в зацепление с приводным валом 8 и продолжается выборка обоих ваеров.
При проходе кареток 27 ваероукладчиков 5 и б среднего положения срабатывают конечные .микровыключатели 37, и узел 41 фиксации кареток в среднем положении отключает электромагнитные муфты 32 ваероукладчиков 5 и
6. Каретки 27 останавливают в среднем положении. Одновременно датчик 44 числа оборотов приводного вала .подключается к узлам 40 счета витков, .которые считывают количество витков .ваеров, укладываемых «шаг» на
«шаг». При .проходе между роликами 84 кареток 27 ваероукладчиков вторых бобышек вновь замыкаются конечные микровыключатсли 88. При этом срабатывают узлы 89 фиксации бобышек обоих ваерных барабанов, которые отключают узлы 40 счета витков и включают электромагнитные муфты 22 и 23.
Траловый барабан входит в зацепление с ваерными барабанами и на него последователь но наматываются гибкие траловые доски, кабели и сетная часть трала до кутка. После выборки трала приводной вал 3 лебедки отключается от привода 7.
На описываемой лебедке благодаря возможности выборки и намотки на барабаны не только гибких траловых доcîê, но и сетной части трала до кутка, исключаются трудоемкие
285409 ручные операции по перестройке,и подтягиванию сетной части трала. В результате этого значительно сокращается продолжительность выборки трала, уменьшается число людей, занятых на этих операциях. Так, например, на малых промысловых судах типа АРДС применение .предложенной лебедки позволиг сократить экипаж с пяти до трех человек.
Примененная в дан ной лебедке система вы10 равнивания ваеров перед подходом к барабанам гибких траловых досок обеспечивает намотку их,и сетной части трала на барабаны без перекосов.
Предмет изобретения
1, Траловая лебедка по авт. св. Уе 168957, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения выборки и намотки без перекосов гибких тра20 ловых досок и сетной части трала до,кутка и автоматической регулировки длины ваеров при подходе траловых досок, внеш ние барабаны установлены вплотную один к другому с образованием общей позерхности, выполненной по
25 конфигурации траловых досок, на каретках ваероукладчиков смонтированы переключатели, входящие в цепь привода электромагнит ных муфт барабанов и ваероукладчиков, а на каждом ваере перед траловой доской после30 довательно укреплены две бобышки для взаимодействия с переключателями.
2. Траловая лебедка по п. 1, отлича ощаяся чем, что, с целью изменения режима работы ваероукладчика и обеспечения быстрого пере35 вода его кареток в среднее положение, двухходовой аинт ваероукладчика онабжен дополнительным приводом.
288409 сС О э
Фиг 5
Составитель М. Андреева
Техред Л. В. Куклина Корректор Л. Л. Евдонов
Редактор А. Б. Бер
Типография, пр, Сапунова, 2
Заказ 3912/7 Тираж 480 Псдписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5






