Натяжное устройство
2828l8
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сова Соввтокит
Социвлистичвскик
Pecnylnw
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 22.XI.1968 (№ 1283650/24-6) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 28.IX.1970. Бюллетень № 30
Дата опубликования описания 4«ХП.1970
Кл. 46с4, 7
47d, 17
МПК F 01р 1/02
F 16g 7/06
УДК 621.432-33:621.855 (088.8) коатитвт кс делаю изобретений и открытий арк Совете Министров
СССР!
g(g.-, д змм
I, А. Нагорняк и В. Д. Ходоровский1 иткнхис- л
Головное союзное конструкторское бюро по а тЬ4уоЩНЩИс. М !
«p g т! д
Лвторы изобретения
Заявитель
НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение предназначено для механических приводов с ременными передачами.
Известны натяжные устройства ременного привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащие опору в виде шкива с двумя ремнями и ось, закрепленную на кронштейне.
Однако в этих устройствах регулируется натяжение сначала одного ремня, а затем другого, что усложняет конструкцию.
Целью изобретения является одновременное натяжение обоих ремней.
Для этого шкив установлен на валу, соединенном с осью рычагом, для фиксации которого от поворота предусмотрен стопор. Для упрощения конструкции стопор выполнен в виде опоры на рычаге, сопряженной с осью по конусу. Ось установлена на кронштейне при помощи натяжного валика, сопряженного с ней резьбовым соединением.
На фиг. 1 схематически изображено описываемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1.
Опора натяжного устройства выполнена в виде шкива 1 с ручьями для обоих ветвей ремней, установленного на валу 2, соединенном с осью 8, закрепленной на кронштейне 4 рычагом 5. Последний сопряжен с осью 8 по конической поверхности К и стопорнтся в заданном положении гайкой б и контргайкой 7. Ось
8 установлена на кронштейне 4 при помощи натяжного валика 8, сопряженного с ней резьбовым соединением.
Натяжное устройство работает следующим образом.
При удлинении ремней одной из ветвей или обеих ветвей одновременно для их натяжения выполняют следу ющие операции.
10 Отвинчивают контргайку 7 и гайку б, между коническими поверхностями К оси 8 и рычага 5 образуется зазор, и ось 0 — 0 шкива 1 под воздействием ремней поворачивается на рычаге 5 относительно оси 0 — 0 .
15 Затем вращают натяжной валик 8. Ось 8, сопряженная с валиком, перемещается в вертикальном направлении, передвигая одновременно при помощи рычага 5 шкив 1, который занимает положение, обеспечивающее одина20 ковое натяжение каждой из ветвей ременной передачи.
Заданное положение ремней стопорят, завинчивая гайку б и контргайку 7. При этом
25 ось 8 перемещается влево, и сила трения, возникшая при сопряжении конических поверхностей .К оси 8 и рычага 5, зафиксирует полученное положение оси 0 — 0 относительно оси
0 — 0 . Шкив 1 в этом случае может вра« о ша тьсл лишь на оси 0 — О.
282818
Предмет изобретения
Составитель О, Тугаревй
Техред Т. П. Курилко Корректор T. А. Уманец
Редактор Е. Кравцова
Заказ 3507/13 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий JlpH Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
1. Натяжное устройство ременного привода, например, вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащее опору в виде шкива с двумя ремнями и ось, закрепленную на кронштейне, отличающееся тем, что, с целью одновременного натяжения обоих ремней, шкив установлен на валу, соединенном с осью рычагом, для фиксации кото- 10 рого от поворота предусмотрен стопор.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, стопор выполнен в виде опоры на рычаге, сопряженной с осью по конусу.
3. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что, с целью перемещения шкива вдоль кронштейна, ось установлена на нем при помощи натяжного валика, сопряженного с ней резьбовым соединением.

