Устройство для замены зажима стыкового контактного провода
Владельцы патента RU 2746700:
Общество с ограниченной ответственностью "ЦЕНТР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ИННОВАЦИЙ" (RU)
Изобретение относится к устройствам для замены зажима стыкового, установленного на контактном проводе контактной сети железной дороги. Устройство содержит муфту, выполненную с возможностью расположения под углом к оси контактного провода, зажимы, соединенные между собой с помощью муфты, и снабженные болтами для их закрепления на контактном проводе, при этом муфта выполнена с возможностью осуществления оборота для стягивания зажимов, закрепленных на контактном проводе и замены зажима стыкового. Технический результат заключается в снижении времени замены стыкового зажима контактного провода без нарушения габарита подвижного состава, без закрытия путей и под напряжением контактной сети. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.
Область техники
Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта, а именно, к устройствам для проведения профилактических работ по содержанию контактной сети железных дорог.
При взаимодействии токоприемника с контактной сетью железных дорог, вследствие неравномерности эластичности контактного провода, в месте стыковки двух контактных проводов образуется местный износ контактного провода под зажимом стыковым. Контактные провода контактной сети находятся под высоким натяжением. Несвоевременная замена изношенного контактного провода и зажима стыкового может привести к обрыву контактного провода, что вызовет повреждение контактной сети, токоприемника электроподвижного состава. Для предотвращения обрыва контактного провода по причине местного износа обслуживающему персоналу необходимо произвести замену зажима стыкового с удалением части изношенного контактного провода.
Известно три основных метода замены зажима стыкового: замена с помощью блочных веревочных полиспаст, замена с помощью ручной лебедки замена с помощью натяжной муфты и двух самозажимных клемм.
Изобретение позволяет уменьшать время замены зажима стыкового и повышать безопасность выполнения работ под рабочим напряжением контактной сети с применением изолирующей съемной вышки.
Уровень техники
Известны устройства для замены зажима стыкового контактного провода, состоящие из
1. блоков, веревок и двух самозажимных клемм, устанавливаемых на контактный провод;
2. лебедки и двух самозажимных клемм, устанавливаемых на контактный провод;
3. натяжной муфты и двух самозажимных клемм.
Недостатками данных устройств являются наличие длинной веревки и струбцин, выполненных из металлического троса, соединенных с самозажимными зажимами с контактным проводом. Данные устройства устанавливаются на контактный провод только при условии отсутствия напряжения в контактном проводе, так как они входят в габарит подвижного состава. При замене стыкового зажима требуется выполнить ряд организационно-технических мероприятий для обеспечения безопасности производства работы: организовать закрытие участка пути для движения всех поездов, обеспечить снятие напряжения с контактной сети на время производства работ. С учетом плотного графика движения поездов, потребуется отменять некоторые поезда, что повлечет за собой материальные издержки вызванные простоем поездов.
Технической проблемой заявленного изобретения является преодоление технических недостатков, присущих аналогам, что ведет к необходимости создания надежного устройства, обеспечивающего быструю замену стыкового зажима на действующем участке пути без нарушения габарита подвижного состава, без закрытия путей и под напряжением контактной сети, при упрощении конструкции устройства, исключения из конструкции веревок, блоков, тросовых струбцин и сложной конструкции лебедки.
Раскрытие сущности
Технический результат заявленного изобретения достигается снижением времени замены стыкового зажима контактного провода, без нарушения габарита подвижного состава, без закрытия путей и под напряжением контактной сети.
Технический результат достигается за счет создания устройства для замены зажима стыкового, установленного на контактном проводе контактной сети железной дороги, характеризующегося тем, что содержит муфту, выполненную с возможностью расположения под углом к оси контактного провода, зажимы, соединенные между собой с помощью муфты, и снабженные болтами для закрепления зажимов на контактном проводе, при этом муфта выполнена с возможностью осуществления оборота для стягивания зажимов, закрепленных на контактном проводе и замены зажима стыкового.
За счет двух зажимов муфты, которые установлены на контактный провод с двух сторон на расстоянии от стыкового зажима, обеспечивается надежное крепление муфты без нарушения габарита подвижного состава.
За счет наличия муфты происходит ослабление натяжения в месте соединения контактного провода под заменяемым стыковым зажимом, что обеспечивает его быструю замену без нарушения габарита подвижного состава, без закрытия путей и под напряжением контактной сети.
В частном случае реализации заявленного изобретения муфта может содержать вороток с трещоткой, что обеспечивает быстрое стягивание контактного провода в месте его стыковки.
Зажимы муфты могут быть выполнены из металла.
Устройство дополнительно может содержать элемент крепления к несущему тросу, для обеспечения нахождения устройства в вертикальной плоскости и не нарушения габарита подвижного состава.
Также в частном случае количество зажимов муфты может быть более одного.
Муфта может быть оснащена универсальной конструкцией с креплением к стандартным зажимам контактного провода.
Краткое описание чертежей
На фиг. 1 – устройство для замены зажима стыкового контактного провода.
На фиг. 2 – установка зажимов на контактный провод.
На фиг. 3 – муфта устройства с воротком и трещоткой.
На фиг. 4 – замены зажима стыкового контактного провода.
Устройство (фиг. 1) состоит из контактного провода (1), заменяемого стыкового зажима (2) и устройства для замены зажима стыкового контактного провода (3).
Устройство (фиг. 2) состоит из зажима муфты (4), фаски контактного провода (5) и болтов зажимов муфты (6).
Устройство (фиг. 3) состоит из элемента крепления (7), несущего троса (8), воротка с трещоткой (9) и муфты (10).
Устройство (фиг. 4) состоит из нового стыкового зажима (11), болтов нового стыкового зажима (12).
Осуществление изобретения
Работа устройства для замены зажима стыкового контактного провода осуществляется следующим образом:
1. Электромонтер контактной сети в технологическое «окно» между поездами с изолированной съемной вышки под напряжением контактной сети устанавливает на контактный провод (1) с двух сторон от заменяемого стыкового зажима (2) устройство для замены зажима стыкового контактного провода (3), согласно фиг. 1.
2. Зажимы муфты (4) устанавливаются на фаску контактного провода (5), согласно фиг. 2.
3. Затянуть болты двух зажимов муфты (6) устройства, согласно фиг. 2.
4. Закрепить муфту с помощью дополнительного элемента крепления (7) к несущему тросу (8), для обеспечения нахождения устройства в вертикальной плоскости и не нарушения габарита подвижного состава, согласно фиг. 3.
5. Электромонтер, с помощью ключа, или в частном случае с помощью воротка с трещоткой (9), делает несколько оборотов муфты (10) для стягивания зажимов муфты, до момента ослабления натяжения заменяемого стыкового зажима, согласно фиг. 3.
6. Открутить все болты заменяемого стыкового зажима и удалить стыковой зажим с контактного провода.
7. Отпилить изношенные торцы стыкуемых контактных проводов и зачистить напильником фаску контактного провода, обеспечивая одинаковую высоту профиля стыкуемых контактных проводов.
8. Электромонтер, с помощью ключа, или в частном случае с помощью воротка с трещоткой, делает несколько оборотов муфты для стягивания зажимов муфты устройства, до момента соединения стыкуемых контактных проводов.
9. Установить новый стыковой зажим (11) на контактный провод таким образом, чтобы его середина совпадала с местом стыковки контактных проводов.
10. Затянуть болты нового стыкового зажима (12) и гайки (при наличии).
11. Медленно вращая ключ, или в частном случае вороток с трещоткой обеспечить перераспределение нагрузки с муфты на новый стыковой зажим.
12. Электромонтер раскручивает болты двух зажимов муфты для замены зажима стыкового контактного провода.
13. Устройство удаляется с контактного провода и электромонтер спускается по лестнице с изолирующей съемной вышки.
14. После производства работы по замене стыкового зажима изолирующая съемная вышка закрепляется струбцинами к опоре контактной сети с полевой стороны.
1. Устройство для замены зажима стыкового, установленного на контактном проводе контактной сети железной дороги, характеризующееся тем, что содержит муфту, выполненную с возможностью расположения под углом к оси контактного провода, зажимы, соединенные между собой с помощью муфты и снабженные болтами для их закрепления на контактном проводе, при этом муфта выполнена с возможностью осуществления оборота для стягивания зажимов, закрепленных на контактном проводе и замены зажима стыкового.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что зажимы муфты выполнены из металла.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что зажимы соединены с муфтой посредством узлов крепления.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что дополнительно содержит вороток с трещоткой.
5. Устройство по п.1, характеризующееся тем, что дополнительно содержит элемент крепления к несущему тросу контактной сети.