Шаровой кран

Изобретение относится к области запорно-регулирующей трубопроводной арматуры и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих жидкие нефтепродукты, воду и другие жидкие среды, для регулирования и перекрытия потока рабочей среды. Шаровой кран содержит корпус с входным и выходным патрубками, шаровую пробку, в выходном патрубке установлен корректирующий диск с отверстием для изменения проходного сечения крана, при этом корректирующий диск одновременно выполняет функцию опорного кольца. Изобретение направлено на создание шарового крана, обеспечивающего плавное и точное регулирование и перекрытие потока рабочей среды, уменьшенной металлоемкости, простого по конструкции, надежного в работе. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области запорно-регулирующей трубопроводной арматуры, и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих жидкие нефтепродукты, воду и другие жидкие среды, для регулирования и перекрытия потока рабочей среды.

Обычно шаровые пробки (шары) для регулирующих и/или запорно-регулирующих шаровых кранов изготавливаются из заготовок шаров для запорных кранов. Процесс изготовления шара с профилированным отверстием характеризуется дополнительными материалами и сложными операциями: 1) холодноштамповочными для изготовления заглушек, 2) сварочными для приварки заглушек в отверстия шара, 3) фрезерными для создания в шаре двух отверстий в оси, перпендикулярной оси с приваренными заглушками, профилирующего отверстия и круглого с противоположенной ему стороны.

Известна конструкция шарового крана по патенту на изобретение RU 2531544, опубликованному 20.10.2014 г. Шаровой кран содержит корпус с входным и выходным патрубками, шаровую полую пробку с профилированным центральным проходным отверстием, поджатые к шаровой пробке входное и выходное седла, установленные соответственно на выходном и входном участках входного и выходного патрубков, и сопряженный с шаровой полой пробкой шпиндель, на котором закреплена ручка, при этом проекция проходного отверстия на плоскость, расположенную перпендикулярно боковым стенкам проходного отверстия, имеет грибовидную форму, причем «шляпка» этой грибовидной формы выполнена с загнутыми в сторону «ножки» закругленными краями и образована выпуклой дугой окружности, закругленные края, образованные дугой окружности, сопряжены с «ножкой» вогнутой внутрь «шляпки» кривой, плавно сопряженной с «ножкой», расположенной горизонтально, плавно сужающейся от «шляпки» к основанию «ножки», выполненной в средней части с постоянной шириной, а основание «ножки» выполнено шире средней части «ножки» и образовано выпуклой дугой окружности с закругленными по выпуклой дуге окружности краями, плавно сопряженными вогнутыми дугами окружности со средней частью «ножки», причем проходное отверстие выполнено симметричным относительно его продольной оси.

Шаровой кран по патенту RU 2531544 является наиболее близким аналогом изобретения.

Недостатками ближайшего аналога является сложность изготовления, большая металлоемкость, в результате чего высокая стоимость изделия, а также высокая кавитация на элементы крана, в результате чего происходит быстрое его разрушение, то есть кран имеет низкие показатели надежности.

Технической проблемой, решаемой изобретением, является расширение арсенала технических средств, а именно шаровых кранов, предназначенных для регулирования и перекрытия потока рабочей среды.

Технический результат: создание шарового крана, обеспечивающего плавное и точное регулирование и перекрытие потока рабочей среды, уменьшенной металлоемкости, простого по конструкции, надежного в работе.

В результате упрощения изготовления конструкции крана, уменьшения его металлоемкости снижается себестоимость крана, в результате повышения надежности крана увеличивается срок его службы.

Для достижения технического результата в шаровом кране, содержащем корпус с входным и выходным патрубками, шаровую пробку, согласно изобретению в выходном патрубке установлен корректирующий диск с отверстием для изменения проходного сечения крана, при этом корректирующий диск одновременно выполняет функцию опорного кольца.

Также для достижения технического результата диск имеет бортик, устанавливается после седла, отверстие диска выполнено V-образной или грибовидной формы.

Предложенное устройство позволяет устранить недостатки известных аналогов изобретения.

Выполнение шарового крана, состоящего из корпуса с входным и выходным патрубками, шаровой пробки, с установленным в выходном патрубке диском с отверстием различной формы позволяет отказаться от сложного изготовления шаровой пробки с профилированным отверстием, а именно отпадает необходимость в трех сложных операциях: 1) холодноштамповочными для изготовления заглушек, 2) сварочными для приварки заглушек в отверстия шара, 3) фрезерными для создания в шаре двух отверстий в оси, перпендикулярной оси с приваренными заглушками, профилирующего отверстия и круглого с противоположенной ему стороны, что упрощает изготовление шарового крана.

Вследствие упрощения изготовления шарового крана, уменьшения количества операций в технологическом процессе уменьшается стоимость изготовления изделия.

Выполнение шарового крана, состоящего из корпуса с входным и выходным патрубками, шаровой пробки, с установленным в выходном патрубке диском с отверстием различной формы позволяет отказаться от сложного изготовления шаровой пробки с профилированным отверстием, тем самым избежать применения дополнительных материалов, например, для изготовления заглушек в отверстии шара, что приводит к уменьшению количества металла, расходуемого на изготовление шарового крана, а значит к уменьшению металлоемкости крана.

Уменьшение металлоемкости крана приводит к уменьшению количества используемого металла, что удешевляет изготовление шарового крана.

Выполнение шарового крана, состоящего из корпуса с входным и выходным патрубками, шаровой пробки, с установленным в выходном патрубке диском с отверстием различной формы позволяет вынести факторы образования кавитации в процессе регулирования потока рабочей среды от элементов крана, например седел, в сторону выходного патрубка с корректирующим диском, что, избавляет элементы крана от разрушительных последствий кавитации, в результате чего повышается надежность крана, следовательно, увеличивается срок службы крана.

Таким образом, вышеуказанные особенности конструкции позволяют обеспечить создание шарового крана, предназначенного для регулирования и перекрытия потока рабочей среды уменьшенной металлоемкости, простого по конструкции, повышенной надежности.

Сущность технического решения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид шарового крана, на фиг. 2 - общий вид корректирующего диска, на фиг. 3 - диск, вид сверху, на фиг. 4 - диск в разрезе.

Шаровой кран состоит из корпуса 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, шаровой пробки 4. Шаровая пробка 4 является стандартной, имеет отверстие для прохода рабочей среды (проходное отверстие). Проекция на плоскость входной и выходной поверхности проходного отверстия шаровой пробки 4 имеет форму круга. При этом шаровая пробка 4 может быть выполнена любой известной конструкции: полой, цельной, со вставкой, выполненной в конструкции «плавающая» либо находящаяся в опорах или другой. К шаровой пробке 4 пружинами 5 и 6 могут быть поджаты седла 7 и 8. В шаровом кране могут использоваться тарельчатые пружины 5 и 6. Седла 7 и 8 могут быть выполнены из армированного износостойкого фторопласта. Седло 7 поджато пружиной 5 через опорное кольцо 9. Опорное кольцо 9 может иметь плоскую либо L- образную форму. В выходном патрубке 3 установлен корректирующий диск 10. Месторасположение диска 10 в выходном патрубке принципиального значения не имеет, так корректирующий диск 10 может располагаться после седла 8, если седла имеются в шаровом кране. Основным является то, что корректирующий диск 10 устанавливается без внесения изменения в конструкцию шаровой пробки 4. Корректирующий диск 10 одновременно выполняет функцию опорного кольца, аналогичную функции опорного кольца 9. Корректирующий диск 10 имеет профилирующее отверстие 11. Форма отверстия 11 может быть любой, например V-образной, грибовидной или другой. Форма отверстия 11 выбирается в зависимости от гидравлической характеристики крана, необходимой пропускной способности и требуемого диапазона регулирования потока рабочей среды. Отверстие 11 в диске 10 выполнено симметрично относительно продольной оси крана. Корректирующий диск 10 может иметь бортик 12. Поверхность диска 10 выполнена таким образом, что она совмещается с поверхностью шаровой пробки 4.

Управление краном осуществляется посредством ручки 13 или редуктора, сопряженных со штоком (шпинделем) 14, находящимся в горловине 15, приваренной к корпусу 1. Кран может иметь шкалу 16 и указатель расхода 17.

Пример выполнения изобретения.

Шаровой кран состоит из корпуса 1 с входным 2 и выходным 3 патрубками, шаровой пробки 4. Шаровая пробка 4 является стандартной, имеет отверстие для прохода рабочей среды (проходное отверстие). Проекция на плоскость входной и выходной поверхности проходного отверстия шаровой пробки 4 имеет форму круга. Шаровая пробка 4 выполнена полой. К шаровой пробке 4 пружинами 5 и 6 поджаты седла 7 и 8. В шаровом кране используются тарельчатые пружины 5 и 6. Седла 7 и 8 выполнены из армированного износостойкого фторопласта. Седло 7 поджато пружиной 5 через опорное кольцо 9. Опорное кольцо 9 имеет L-образную форму. В выходном патрубке 3 установлен корректирующий диск 10, расположенный после седла 8. Корректирующий диск 10 одновременно выполняет функцию опорного кольца, аналогичную функции опорного кольца 9. Корректирующий диск 10 имеет профилирующее отверстие 11.

Форма отверстия 11 V-образная. Отверстие 11 в диске 10 выполнено симметрично относительно продольной оси крана. Поверхность диска 10 выполнена таким образом, что она совмещается с поверхностью шаровой пробки 4.

Управление краном осуществляется посредством ручки 13 или редуктора, сопряженных со штоком (шпинделем) 14, находящимся в горловине 15, приваренной к корпусу 1. Кран может иметь шкалу 16 и указатель расхода 17.

Работа шарового крана осуществляется следующим образом.

Краны шаровые регулирующие объединяют в себе функции балансировочного и запорного шарового крана, посредством которого осуществляется регулирование гидравлического сопротивления путем изменения проходного сечения в кране, что невозможно осуществить с помощью запорных шаровых кранов.

Работа крана осуществляется поворотом рукоятки 13 крана в диапазоне от 0° до 90°. При повороте ручки 13 в положении «закрыто» 90° кран перекрывает поток жидкости. Вращением рукоятки 13, с помощью указателя 17 и шкалы 16 с делениями, уставляется необходимый расход.

Таким образом, регулирование гидравлического сопротивления в шаровом кране реализовано путем изменения проходного сечения без использования специального шара, сложного в изготовлении, имеющего большую металлоемкость. Выполнение шарового крана, состоящего из корпуса с входным и выходным патрубками, шаровой пробки, с установленным в выходном патрубке диском с отверстием позволяет уменьшить металлоемкость, упростить изготовление конструкции, повысить надежность крана.

1. Шаровой кран, содержащий корпус с входным и выходным патрубками, шаровую пробку, отличающийся тем, что в выходном патрубке установлен корректирующий диск с отверстием для изменения проходного сечения крана, при этом корректирующий диск одновременно выполняет функцию опорного кольца.

2. Шаровой кран по п. 1, отличающийся тем, что корректирующий диск имеет бортик.

3. Шаровой кран по п. 1, отличающийся тем, что корректирующий диск установлен после седла.

4. Шаровой кран по п. 1, отличающийся тем, что отверстие корректирующего диска выполнено V-образной формы.

5. Шаровой кран по п. 1, отличающийся тем, что отверстие корректирующего диска выполнено грибовидной формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области запорной трубопроводной арматуры, а именно к крану шаровому, выполненному из полимерных композитных материалов, для использования на стальных трубопроводах, а также трубопроводах из полимерных и композитных материалов с высокоагрессивными средами, эксплуатируемых как при повышенных температурах и давлениях, так и при низких температурах окружающего воздуха в условиях Крайнего Севера, а также в переменных условиях эксплуатации.

Изобретение относится к уплотнению клапанов, используемых в нефтяной и газодобывающей промышленности, в частности, но не обязательно, к шаровым клапанам, работающим при средних и высоких давлениях.

Шаровой поплавковый кран с верхним разъемом содержит: корпус крана, образующий канал потока флюида, имеющий впуск и выпуск, а также шаровую камеру, расположенную вдоль канала потока флюида между впуском и выпуском; шар, расположенный внутри шаровой камеры, выполненный в исполнении шарового поплавкового крана с возможностью вращения для управления потоком флюида через корпус крана; седло крана, расположенное смежно с шаром; пружину, выполненную с возможностью прижима шара по оси вдоль канала потока флюида в направлении седла крана; отверстие доступа, проходящее через верхнюю стенку корпуса крана в шаровую камеру, имеющее размер, позволяющий вставку шара в шаровую камеру и/или извлечение шара из шаровой камеры; и первое глухое отверстие, проходящее из шаровой камеры в нижнюю стенку корпуса крана со стороны шара, противоположной отверстию доступа, причем первое глухое отверстие смещено в сторону от центральной оси канала потока флюида, проходящего через шаровую камеру от впуска до выпуска.

Изобретение относится к трубопроводной запорно-регулирующей арматуре преимущественно для средних и больших давлений и температур и с контактом металл-металл. Шаровой кран-клапан содержит корпус с входным и выходным патрубками, в котором расположены запорный орган с проходным каналом в виде шара или шарового сегмента с нижней опорой вращения и с верхней опорой вращения, установленной в эксцентриковой втулке, упругие или жесткие подпружиненные седла с уплотнением, ограничители угла поворота запорного органа и втулки, причем нижняя опора вращения также установлена в эксцентриковой втулке, а втулки жестко соединены между собой в одно целое элементом связи снаружи или внутри корпуса.

Изобретение относится к запорной арматуре и предназначено для использования в газовой и других отраслях промышленности. Технической проблемой, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение надежности шарового крана.

Группа изобретений относится к запорным клапанам и может быть применена в качестве верхнего изолирующего клапана в составе системы доступа в скважину. Клапан с проходным каналом содержит корпус, обойму с шаром, в котором выполнен проходной канал.

Настоящее изобретение относится к запорному крану для обеспечения или прекращения протекания жидкости под давлением через разливочную трубку (13), содержащую переднюю по ходу часть (13u), отделенную от задней по ходу части (13d) посредством запорного крана, с которым обе эти части соединены, причем указанный запорный кран содержит(a) корпусную часть (11), содержащую камеру (11 с), образованную периферийной стенкой корпуса, окружающей продольную ось z, причем указанная периферийная стенка корпуса содержит внутреннюю поверхность вращения, содержащую впускное отверстие корпуса, выполненное с возможностью присоединения к передней по ходу части (13u) разливочной трубки (13),(b) выпускной соединитель (11d), выполненный с возможностью присоединения к задней по ходу части (13d) разливочной трубки или образующий ее, и содержащий выпускное отверстие;(c) пробку (21), образованную наружной периферийной стенкой пробки, плотно прилегающей к внутренней поверхности вращения периферийной стенки корпуса таким образом, что обеспечена возможность поворота пробки внутри камеры (11с) вокруг указанной продольной оси z, причем указанная пробка содержит(d) сквозной канал (23), проходящий от переднего по ходу отверстия (23u), расположенного на наружной периферийной стенке пробки, к заднему по ходу отверстию (23d) таким образом, что обеспечена возможность поворота пробки вокруг продольной оси z от положения протекания пробки до закрытого положения,(e) причем(f) наружная периферийная стенка пробки содержит уплотнительный выступ (22s), в верхней части которого имеется гребень и который образует замкнутый контур, задающий пустое пространство (23s) наружной периферийной стенки пробки таким образом, что в закрытом положении впускное отверстие корпуса периферийной стенки корпуса обращено к пустому пространству (23s) и окружено уплотнительным выступом (22s), отличающийся тем, что(g) наружная периферийная стенка пробки также содержит проточный выступ (22f), в верхней части которого имеется гребень, окружающий переднее по ходу отверстие (23u) таким образом, что в положении протекания впускное отверстие периферийной стенки цилиндрической камеры окружено проточным выступом (22f), причем указанный проточный выступ (22f) предпочтительно объединяет общую часть (22fs) выступа с уплотнительным выступом (22s).

Изобретение относится к области трубопроводной арматуры и предназначено для оперативного перекрытия и герметизации внутритрубного пространства бурильной колонны в случае нефтегазоводопроявлений под большим давлением при бурении нефтяных и газовых скважин, а также для предотвращения сброса бурового раствора, оставшегося в вертлюге (верхнем силовом приводе) и буровом рукаве после выключения бурового насоса.

Шаровой кран трубопроводной запорной арматуры может быть использован в качестве запорной арматуры. Шаровой кран снабжен теплозащитным покрытием, состоящим из полимерного связующего, в котором равномерно распределен наполнитель, при этом в качестве наполнителя использован пористый или пустотелый керамический материал с низкой теплопроводностью и размером частиц менее 1 мкм, при соотношении компонентов, мас.
Уплотнение запорного органа трубопроводной арматуры относится к судовым системам гидравлики, в частности к шаровому крану, применяемому в качестве запорной арматуры, устанавливаемой в трубопровод гидросети.

Изобретение относится к области запорной трубопроводной арматуры, а именно к крану шаровому, выполненному из полимерных композитных материалов, для использования на стальных трубопроводах, а также трубопроводах из полимерных и композитных материалов с высокоагрессивными средами, эксплуатируемых как при повышенных температурах и давлениях, так и при низких температурах окружающего воздуха в условиях Крайнего Севера, а также в переменных условиях эксплуатации.
Наверх