Патент ссср 273666
О -ИЕ
И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (»). 273666 (61) Дополнительное к авт, свнд-ву(22) Заявлено 31.05.68 (21) 1250367/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет(43) Опубликовано15.06.70.бюллетень № 20 (1б) Дата опубликования описания 12 04.77 (51) М. Кл.
В 60 J 9/02
Гвсударстеенный квинтет
Совета Миннстреа СССР ве делам изобретений
N открытий (53) САДК 629.113..06: 6о8.83 (ова.а) (72) Авторы изобретения
Б. М. Бых и Т. М. Максимович (71) Заявитель Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (54) УСТРОЙСТВО,г(ЛЯ ОТКРЫВАНИЯ ВБ11ТИЛЯ11ИОННЬ(Х
Л ЮКОВ ТРАНС ПОРТ Н Ы Х СР ЕДСТВ
Изобретение предназначено для испольэ вания в конструкциях транспортных средств общественного пользования, например авто бусов, троллейбусов, трамваев и т.п., для выхода пассажиров в случае аварии через 5 вентиляционные люки крыш транспортных средств.
Известны устройства для открывания вентиляционных лк ков транспортных средств, содержащие подпружиненные рычаги, свя- IO эанные посредством кронштейнов соответственно с крышкой люка и каркасом кузова.
В известных устройствах имеется две пары телескопических рычагов, обеспечиваюших открывание крышку люка в аварийных l5 слу аях на угон 80-90
Однако угол откидывания крыпгки люка в известных у=тройствах недостаточен для бьгст-„ рой и безопасной эвакуации пассажиров, воэI можно лишь одностороннее открывание крыш-_#_ ки люка, а также случайное захлопывание люка одним из пассажиров, покинувших салон. Кроме того, расположение рычагов, фиксирующих люк в открытом и закрьгтом положениях, в проеме, предназначенном ка ;. для вентиляции салона, так и для эвакуации пассажиров, уменьшает в последнем случае площадь выхода, затрудняя эвакуацию пассажиров наружу.
Описываемое устройство обес нечивает жесткую фиксацию крышки люка в приоткрегтом положенг и и полное открывапиь ее нс. угол до 180, исачючает непреднамеренное закрытие люка. Кроме того, проем лю ка, свободный от выступающих деталей, полностью используется как для вентиляции салона, так и для эвакуации пассажиров. Это достигается тем, что рычаги устройства шарнирно соединены между собой, а к нижнему рычагу прикреплена бобышка, установленная в соединенной с кронштейном каркаса кузова втулке с рукояткой, закрепленной на ней стопорными винтами, установленными в отверстиях втулки и входящими в парные перекрещивающиесa, соединенные проточками, пазы нижнего «ониа бобьггики, обеспечивающие частичное нпн полное открывание крышки люка при повороте рукоятки. Кроме тот о, с целью повышения надежности открывания крышки шока, 273666 шиются из пазов б бобышки Ilo проточкам в вертикальные . сквозные пазы а, и при подъеме вручную крышки 5 нижние точки устройства, отсоединенные таким образом от ь каркаса кузова, обеспечивают возможность полного открывания крышки люка, используемого в этом случае в качестве аварийного выхода.
Выполнение пазов а и б уменьшает силу
19 трения элементов устройства при повороте рукоятки, чем повышается надежность открывания крышки люка. пары соосных пазов бобышки выполнены с различной глубиной.
Не фиг. 1 изображен автобус с.вентиляционным люком, общий вид и вид в плане; на фиг. 2 — разрез по A-А на фиг.
||а фиг, Э вЂ” разрез по Б-Б на фиг. 2; на фиг, 4 - разрез по В-В на фиг. 2. ()писываемое устройство содержит рычаги 1, шарнирно соединенные между собой и жестко связанные через кронштейны 2 и пальцы 3 с каркасом кузова, а посредст-. вом кронштейна 4 — с крышкой 5 вентиляционного люка, снабженной теплоизоляцион«
1 ным слоем 6. Пружина 7 фиксирует крышку люка в открытом и закрытом положеньях.
I;)
Нижний кронштейн 2 рычагов 1 жестко присоединен к крошцтейну каркаса кузова, выполненному в виде скобы 8, и бобышке
9, установленной во ьтулке 1Î, жестко связанной со скобой 8.
В нижней части бобышки имеются две пары перекрещиваюшихся пазов — вертикал||ных сквозных а и горизонтальных б, соедигненных попарно проточками. Пары соосных пазов бобышки выполнены k различной глу-. биной: размер пазов а больше размера пазов б, Во втулке 10 име|отся отверстия, соос« ные пазам б бобышки и предназначенные ,для установки двух стопорных винтов 11, 30 фиксир уют х с монтир ованную BB BT/лке pj s коятку 12. При использовании люка крыш .ки в качестве вентиляционного торцовые поверхности стопорных винтов 11 упираются в стенки горизонтальных пазов б бобышки
Зб ,9, обеспечивая частичное открытие крышки
5 люка. Для полного откндывания крышки дюка в случае аварии рукоятку 12 повора- .О чивают на BG . При этом винты 11 переме-:
Формула изобретения
1. Устройство для открывания вентиляционных люков транспортных средств, содержащее подпружиненные рычаги, связанные посредством кронштейнов соответственно с крышкой люка и каркасом кузова, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью обеспф« чения возможности открывания крышки лю ф в аварийных случаях на угол до 180, рыч4-. ги шарнирно соединены между собой, а к нижнему рычагу прикреплена бобышка, установленная в соединенной с кронштейном каркаса. кузова втулке с рукояткой, закреплен,ной на ней стопорными винтами, установлеКI ными в отверстиях втулки и входяшими в
II парные перекрещиваюшиеся, соединенные проточками пазы нижнего конца бобышки, обеспечиваюшие частичное или полное открывание крышки люка при повороте рукоятки.
2.Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что„с целью повышения надежности открывания крышки люка, пары соосных. пазов бобышки выполнены с различной глубиной.
Составитель Л. Смольская
Редактор И, Коган Техред М. Ликович Корректор Т. Чаброва
Заказ 2485/ Тираж 959 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР
Lo делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент . r. Ужгород, ул. Проектная, 4



