Патент ссср 271085
ОПИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
273085
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 08.VI.1967 (№ 1162518/28-13} с присоединением заявки ЛЪ
Приоритет
Опуоликовано 12.Ч.1970. Ь.оллетень 4 17
Дата опубликования описания 19Л III.1970
Кл. 42k, 38/02
МПК С 011
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.178,162.4(088.8) Автор изобретения
Н. К. Залдастанишвили
Заявитель
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ВНЕШНЕГО
И ВНУТРЕННЕГО ТРЕНИЯ
Известен прибор для определения коэффициентов внешнего и внутреннего трения, например сыпучего материала (чая), содержащий каретку с вертикальным прижимом для испытуемого материала и опорную плоскость, установленные с возможностью сдвига одна относительно другой.
Цель изобретения — обеспечение повышения надежности в работе и точности измерения прибора.
Для этого он снабжен включенным в измерительный мост с самопишущим потенциометром тензодатчиком, чувствительный элемент которого посредством гибкой связи соединен с кареткой, а опорная плоскость представляет собой диск, укрепленный на вертикальном валу. Для измерения внутреннего трения каретка выполнена в виде плиты с параллельными кольцами, образующими кольцевые канавки и снабженными вилками.
На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор; на фиг. 2 — приставка для определения внутреннего трения.
Прибор состоит из диска 1, каретки 2, тяги
3 и чувствительного элемента 4, тензодатчика, включенного в измерительный мост с самопишущим потенциометром.
Чувствительный элемент 4 приклеен на упругом стержне 5, укрепленном на держателе б, установленном на стойке 7. ГоризонтальностЬ тяги обеспечивается изменением положения штока 8. Установка каретки на требуемый радиус вращения (расстояние от центра вращения диска до центра каретки) достигается пе5 ремещением цилиндрической стойки 7 в направляющих 9. Каретка не имеет днища и изготовлена из органического стекла, а при определении внешнего трения твердых тел вместо нее устанавливается само тело. При опре10 делении трения сыпучих материалов каретка ставится на пластину, укрепленную на диске.
Он имеет кольцевую стенку 10 и дверцу 11 и приводится от электродвигателя 12 посредством вариатора 18, червячного редуктора 14 и
15 фрикционной передачи 15. Для определения внутреннего трения каретка выполнена в виде плиты 1б, на которой укреплены два кольца (7 и 18, образующие кольцевую канавку. Над этими кольцами на стакане 19 укреплены
20 кольца 20 и 21, образующие верхнюю кольцевую канавку. Таким образом, нижняя кольцевая канавка вращается, а верхняя неподвижна.
С целью устранения вращения материала в
25 рабочей канавке в ней укреплены вилки 22, при этом cìåùcrrèå материала происходит между верхней и нижней кольцевыми канавками. При вращении диска каретка отклоняется от первоначального положения на какой-то
30 угол. Отклонение будет продолжаться до тех
271085
Предмет изобретения
22
9 аг 2
Составитель Ю. Ильин
Редактор H. Д. Воликова
Корректор Т. Лаврухина
Техред Л. В. Куклина
Заказ 2208!8 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушскав наб., д. 4,5
Типография, пр. Сапунова, 2 пор, пока сила трения не будет равна силе, приложенной к упругому стержню 5. Деформация последнего вызывает деформацию датчика, в свою очередь вызывающую нарушение равновесного состояния мостовой схемы. Рас-. шифровка записи потенциометра позволяет определить коэффициенты внешнего и внутреннего трения.
1. Прибор для определения коэффициентов внешнего и внутреннего трения, например сыпучего материала, содержащий каретку с вертикальным прижимом для испытуемого материала и опорную плоскость, установленные с возможностью сдвига одна относительно другой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и точности измерения, он снаб5 жен включенным в измерительный мост с самопишущим потенциометром тензодатчиком, чувствительный элемент которого посредством гибкой связи соединен с кареткой, а опорная плоскость представляет собой диск, укреплен10 ный на вертикальном валу.
2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью измерения внутреннего трения, каретка выполнена в виде плиты с параллельными кольцами, образующими кольцевые канавки и
15 снабженными вилками.

