Энергопоглощающее сиденье специального назначения

Изобретение относится к области авиастроения и других транспортных средств, касается конструкции сидений десантников и пассажиров и наиболее эффективно может быть использовано на вертолетах и боевых машинах. Энергопоглощающее сиденье специального назначения содержит две вертикальные направляющие в виде стоек с опорами, два амортизатора, заголовник и опорную спинку из ткани. Стойки выполнены с элементами регулировок по высоте в виде винтовой пары. На концах стоек установлены опорные шарнирные сферические ползуны с фиксатором и морским болтом, позволяющие стойкам воспринимать деформацию по крену и тангажу. Амортизаторы выполнены автономными, с возможностью оперативной замены полностью или частично сработанных деформируемых элементов. Корпус амортизатора изготовлен за одно целое с резцом из материала повышенной твердости и может быть использован многократно. Опорная спинка выполнена унифицированной, позволяющей использовать сиденье людям с парашютом и без парашюта. Повышается безопасность при эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов и других транспортных средств и касается конструкции сидений десантников и пассажиров.

Изобретение наиболее эффективно может быть использовано на вертолетах и боевых машинах.

Известно, что оснащение вертолетов энергопоглощающими креслами направлено на обеспечение выживаемости членов экипажа и пассажиров при аварийном падении вертолета и поглощение при этом энергии удара за счет амортизационного перемещения кресла вниз (см. стр. 7-8 «Helicopter crashworthy seat», проспект фирмы Martin-Baker Aircraft CoLtd., Англия, 1988).

Из известных технических решений энергопоглощающего сиденья наиболее близким является энергопоглощающее сиденье летательного аппарата фирмы Martin-Baker (интернет-сайт http://martin-baker.com/products/troop-and-gunner/), содержащее две вертикальные направляющие в виде стоек с опорами, два амортизатора, заголовник и опорную спинку из ткани.

Недостатками прототипа являются следующие.

1 Отсутствует регулировка по высоте вертикальных направляющих (стоек).

2 Опоры стоек не воспринимают деформацию пола.

3 Отсутствует возможность использовать сиденье для контингента людей с парашютом.

Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей сиденья путем введения регулировок стоек по высоте посредством винтовой пары, опорных сферических ползунов, возможности оперативной замены сработанных элементов амортизатора - энергопоглощающего элемента (рейки) и срезного элемента, а также возможности использования различных вариантов спинки (спинка под парашют и без него).

Технический результат обеспечивается тем, что опорные ползуны крепятся к стойкам посредством сферического подшипника, позволяя частично снять влияние по тангажу и крену деформации пола и потолка на стойки сиденья, что обеспечивает более четкую работу амортизаторов. Регулировка стоек по высоте позволяет расширить диапазон компоновки сидений в салоне.

Опорная спинка выполнена из ткани и является унифицированной. Ее конструкция позволяет использовать сиденье как в беспарашютном исполнении, так и в исполнении с наспинным парашютом. Опора спины выполнена из двух половинок ткани, в беспарашютном исполнении соединенных друг с другом по оси симметрии, например, шнуровкой. При необходимости использовать парашют, две половинки плоской опорной поверхности спинки разъединяются, укладываются в парашютную нишу, выполненную из ткани, расположенную за плоской опорой, и крепятся по бокам ниши текстильными застежками (ворсовая молния).

Изобретение поясняется фигурами 1-7.

Фиг. 1 представляет энергопоглощающее сиденье в рабочем положении, вид сбоку.

Фиг. 2 представляет вид А фиг. 1 - вид спереди.

Фиг. 3 представляет сиденье в исходном положении.

Фиг. 4 представляет место I - сопряжение вертикальных стоек с напольными ползунами.

Фиг. 5 представляет разрез Б-Б фигуры 4.

Фиг. 6 представляет амортизатор в рабочем положении, вид сбоку.

Фиг. 7 представляет вид В на амортизатор в рабочем положении.

Заявляемое энергопоглощающее сиденье специального назначения состоит из двух вертикальных стоек 1 с элементами регулировки по высоте 2, опорных ползунов 3 с фиксатором 4 и морским болтом 5, рамочного каркаса 6 с комбинированной спинкой 7, ниши под парашют 8, двух автономных амортизаторов 9 со срезными элементами И, заголовника 10, резцов 12, энергопоглощающего элемента (рейки) 13, привязной системы 14.

За счет наличия элементов регулировки по высоте 2 вертикальных стоек 1 имеется возможность устанавливать стойки 1 как вдоль борта, так и по оси симметрии салона.

Кроме своего основного назначения, амортизаторы 9 выполняют роль боковых опор для заголовника 10.

Сиденье имеет возможность откидываться вдоль спинки.

Опорные сферические ползуны вертикальных стоек воспринимают деформацию пола и потолка по крену и тангажу ~10°.

Монтаж и демонтаж сиденья может проводиться одним человеком за несколько минут, т.к. стойка 1 соединена с опорным ползуном 3 быстросъемным болтом (морской болт) 5.

Работа энергопоглощающего сиденья происходит следующим образом.

При эксплуатационных нагрузках каркас сиденья 6 вместе с сидящим на нем человеком удерживается от перемещения вдоль вертикальных стоек 1 срезными элементами 11 аморизаторов 9.

Перед полетом, в зависимости от контингента людей, сиденье готовят либо в беспарашютном, либо в парашютном вариантах. В беспарашютном варианте человек опирается на плоскую спинку 7, две половинки которой соединены.

В случае подготовки сиденья для людей с парашютом, половинки опорной спинки 7 разъединяют и укладывают внутрь парашютной ниши 8, фиксируя ворсовой молнией.

В полете человек фиксируется привязной системой 14.

При аварийном приземлении, когда ударная нагрузка, воздействующая на человека, превышает по своему значению допустимые пределы, каркас 6 сиденья перемещается вниз, при этом срезаются срезные элементы 11, и начинают работать резцы 12, срезая стружку по бокам рейки 13 (энергопоглощающий элемент), поглощая тем самым энергию ударной нагрузки.

Корпус амортизатора выполнен за одно целое с резцом из материала повышенной твердости и может использоваться многократно, деформируемые элементы - срезные элементы и рейка - при частичном или полном срабатывании амортизатора могут быть оперативно заменены без полной замены всего амортизатора.

Таким образом, наличие регулируемых по высоте стоек, опорных сферических ползунов, возможность оперативной замены сработанных элементов амортизатора и возможность использования различных вариантов спинки позволяют расширить функциональные возможности сиденья.

1. Энергопоглощающее сиденье специального назначения, содержащее две вертикальные направляющие в виде стоек с опорами, два амортизатора, заголовник и опорную спинку из ткани, отличающееся тем, что стойки выполнены с элементами регулировок по высоте в виде винтовой пары, на концах стоек установлены опорные шарнирные сферические ползуны с фиксатором и морским болтом, позволяющие стойкам воспринимать деформацию по крену и тангажу, амортизаторы выполнены автономными, с возможностью оперативной замены полностью или частично сработанных деформируемых элементов, а корпус амортизатора изготовлен за одно целое с резцом из материала повышенной твердости и может быть использован многократно.

2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что опорная спинка выполнена унифицированной, позволяющей использовать сиденье людям с парашютом и без парашюта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подлокотникам транспортного средства, в частности к подлокотнику транспортного средства, где часть опоры транспортного средства обеспечивается, по существу, эластичным элементом поглощения энергии и настраиваемым элементом, заключенным в нем.

Изобретение относится к опоре спинки сиденья для узла сиденья транспортного средства, а точнее, к внутренней верхней опоре спинки сиденья для приспособленных для вождения и сна сидений применительно к узлу сиденья транспортного средства.

Изобретение относится к узлам сиденья транспортного средства. Узел сиденья содержит спинку сиденья, удлиненный элемент, пиротехническое устройство, закрепленное относительно спинки сиденья и трос.

Изобретение относится к узлу инерционной блокировки механизма спинки сиденья. Система инерционной блокировки для сиденья транспортного средства включает в себя элемент основания, который прикреплен к конструкции сиденья, имеющий форму двойного D вал, который поворачивается кулачком, удлиненные пазы, штифт и пружину.

Изобретение относится к безопасности пассажиров транспортных средств и, в частности, к конструкциям сидений для пассажиров, предназначенным для уменьшения травм, вызванных столкновением автомобилей, и облегчения выхода пассажиров.

Изобретение относится к сиденьям пассажирских транспортных средств. Сиденье пассажирского транспортного средства содержит силовой каркас, выполненный в форме горизонтальной опорной и наклонной от горизонтали вверх для установки мягких элементов спинки сиденья частей, соединенных с пластиной по ее контуру, установленной в вертикальной плоскости в месте перегиба каркаса.

Группа изобретений относится к способу и демпфирующему узлу для поглощения энергии во время события избыточной нагрузки. Измеренные значения по текущему состоянию грузового блока регистрируют при помощи датчика.

Группа изобретений относится к способу и демпфирующему узлу для поглощения энергии во время события избыточной нагрузки. Измеренные значения по текущему состоянию грузового блока регистрируют при помощи датчика.

Группа изобретений относится к способу поглощения или рассеивания энергии для демпфирования нагрузок. Поглотитель (2) энергии действует между приемным блоком (101) и несущим устройством (102).

Группа изобретений относится к способу поглощения или рассеивания энергии для демпфирования нагрузок. Поглотитель (2) энергии действует между приемным блоком (101) и несущим устройством (102).

Группа изобретений относится к способу поглощения или рассеивания энергии для демпфирования нагрузок. Поглотитель (2) энергии действует между приемным блоком (101) и несущим устройством (102).

Изобретение относится к сельскохозяйственному транспортному средству, в частности трактору. Сельскохозяйственное транспортное средство содержит расположенный у сиденья водителя подлокотник, к которому относится устройство управления для управления функцией транспортного средства.

Изобретение относится к транспортному средству с сиденьями, которые можно ориентировать внутри пассажирского салона против хода движения. Транспортное средство содержит пассажирский салон, имеющий приборную панель, расположенную рядом с передней частью салона.

Изобретение относится к транспортному средству с сиденьями, которые можно ориентировать против хода движения. Транспортное средство содержит датчики автономного управления, контроллер автономного управления.

Изобретение относится к узлу для поглощения энергии во время события избыточной нагрузки с тем, чтобы снизить результирующую нагрузку на объект, соединенный с узлом.

Группа изобретений относится к сиденью для салона общественного транспортного средства. Сиденье (13) имеет корпус сиденья (1) из одной или нескольких различных армированных волокном, прежде всего армированных стекловолокном, пластмасс (3).

Изобретение относится к креслам, используемым при длительном неподвижном сидении. Кресло содержит спинку, состоящую из отдельных сегментов в виде прямоугольных параллелепипедов, каждый из которых жестко закреплен на штоке, свободно погружающемся во внутреннюю полость спинки и выдвигающемся из нее.

Изобретение относится к миноустойчивому устройству для сидения транспортного средства. Устройство содержит несущую конструкцию сиденья для установки сиденья, которая выполнена с возможностью крепления к крыше транспортного средства.

Группа изобретений относится к крепежным кронштейнам, установленным в транспортных средствах. Транспортное средство включает в себя первый ряд сидений, второй ряд сидений, панель пола и заднюю панель.

Кронштейн // 2530725
Изобретение относится к средствам установки вычислительной техники, размещаемым на подвижных объектах военного или иного специализированного назначения. Технический результат - создание простого и удобного в эксплуатации кронштейна, выполненного с возможностью регулирования углового положения панельного компьютера или монитора с дальнейшим обеспечением надежной фиксации при эксплуатации и транспортировании.
Наверх