Энергопоглощающее сиденье специального назначения
Владельцы патента RU 2695947:
Акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Звезда" имени академика Г.И. Северина" (RU)
Изобретение относится к области авиастроения и других транспортных средств, касается конструкции сидений десантников и пассажиров и наиболее эффективно может быть использовано на вертолетах и боевых машинах. Энергопоглощающее сиденье специального назначения содержит две вертикальные направляющие в виде стоек с опорами, два амортизатора, заголовник и опорную спинку из ткани. Стойки выполнены с элементами регулировок по высоте в виде винтовой пары. На концах стоек установлены опорные шарнирные сферические ползуны с фиксатором и морским болтом, позволяющие стойкам воспринимать деформацию по крену и тангажу. Амортизаторы выполнены автономными, с возможностью оперативной замены полностью или частично сработанных деформируемых элементов. Корпус амортизатора изготовлен за одно целое с резцом из материала повышенной твердости и может быть использован многократно. Опорная спинка выполнена унифицированной, позволяющей использовать сиденье людям с парашютом и без парашюта. Повышается безопасность при эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов и других транспортных средств и касается конструкции сидений десантников и пассажиров.
Изобретение наиболее эффективно может быть использовано на вертолетах и боевых машинах.
Известно, что оснащение вертолетов энергопоглощающими креслами направлено на обеспечение выживаемости членов экипажа и пассажиров при аварийном падении вертолета и поглощение при этом энергии удара за счет амортизационного перемещения кресла вниз (см. стр. 7-8 «Helicopter crashworthy seat», проспект фирмы Martin-Baker Aircraft CoLtd., Англия, 1988).
Из известных технических решений энергопоглощающего сиденья наиболее близким является энергопоглощающее сиденье летательного аппарата фирмы Martin-Baker (интернет-сайт http://martin-baker.com/products/troop-and-gunner/), содержащее две вертикальные направляющие в виде стоек с опорами, два амортизатора, заголовник и опорную спинку из ткани.
Недостатками прототипа являются следующие.
1 Отсутствует регулировка по высоте вертикальных направляющих (стоек).
2 Опоры стоек не воспринимают деформацию пола.
3 Отсутствует возможность использовать сиденье для контингента людей с парашютом.
Технической задачей изобретения является расширение функциональных возможностей сиденья путем введения регулировок стоек по высоте посредством винтовой пары, опорных сферических ползунов, возможности оперативной замены сработанных элементов амортизатора - энергопоглощающего элемента (рейки) и срезного элемента, а также возможности использования различных вариантов спинки (спинка под парашют и без него).
Технический результат обеспечивается тем, что опорные ползуны крепятся к стойкам посредством сферического подшипника, позволяя частично снять влияние по тангажу и крену деформации пола и потолка на стойки сиденья, что обеспечивает более четкую работу амортизаторов. Регулировка стоек по высоте позволяет расширить диапазон компоновки сидений в салоне.
Опорная спинка выполнена из ткани и является унифицированной. Ее конструкция позволяет использовать сиденье как в беспарашютном исполнении, так и в исполнении с наспинным парашютом. Опора спины выполнена из двух половинок ткани, в беспарашютном исполнении соединенных друг с другом по оси симметрии, например, шнуровкой. При необходимости использовать парашют, две половинки плоской опорной поверхности спинки разъединяются, укладываются в парашютную нишу, выполненную из ткани, расположенную за плоской опорой, и крепятся по бокам ниши текстильными застежками (ворсовая молния).
Изобретение поясняется фигурами 1-7.
Фиг. 1 представляет энергопоглощающее сиденье в рабочем положении, вид сбоку.
Фиг. 2 представляет вид А фиг. 1 - вид спереди.
Фиг. 3 представляет сиденье в исходном положении.
Фиг. 4 представляет место I - сопряжение вертикальных стоек с напольными ползунами.
Фиг. 5 представляет разрез Б-Б фигуры 4.
Фиг. 6 представляет амортизатор в рабочем положении, вид сбоку.
Фиг. 7 представляет вид В на амортизатор в рабочем положении.
Заявляемое энергопоглощающее сиденье специального назначения состоит из двух вертикальных стоек 1 с элементами регулировки по высоте 2, опорных ползунов 3 с фиксатором 4 и морским болтом 5, рамочного каркаса 6 с комбинированной спинкой 7, ниши под парашют 8, двух автономных амортизаторов 9 со срезными элементами И, заголовника 10, резцов 12, энергопоглощающего элемента (рейки) 13, привязной системы 14.
За счет наличия элементов регулировки по высоте 2 вертикальных стоек 1 имеется возможность устанавливать стойки 1 как вдоль борта, так и по оси симметрии салона.
Кроме своего основного назначения, амортизаторы 9 выполняют роль боковых опор для заголовника 10.
Сиденье имеет возможность откидываться вдоль спинки.
Опорные сферические ползуны вертикальных стоек воспринимают деформацию пола и потолка по крену и тангажу ~10°.
Монтаж и демонтаж сиденья может проводиться одним человеком за несколько минут, т.к. стойка 1 соединена с опорным ползуном 3 быстросъемным болтом (морской болт) 5.
Работа энергопоглощающего сиденья происходит следующим образом.
При эксплуатационных нагрузках каркас сиденья 6 вместе с сидящим на нем человеком удерживается от перемещения вдоль вертикальных стоек 1 срезными элементами 11 аморизаторов 9.
Перед полетом, в зависимости от контингента людей, сиденье готовят либо в беспарашютном, либо в парашютном вариантах. В беспарашютном варианте человек опирается на плоскую спинку 7, две половинки которой соединены.
В случае подготовки сиденья для людей с парашютом, половинки опорной спинки 7 разъединяют и укладывают внутрь парашютной ниши 8, фиксируя ворсовой молнией.
В полете человек фиксируется привязной системой 14.
При аварийном приземлении, когда ударная нагрузка, воздействующая на человека, превышает по своему значению допустимые пределы, каркас 6 сиденья перемещается вниз, при этом срезаются срезные элементы 11, и начинают работать резцы 12, срезая стружку по бокам рейки 13 (энергопоглощающий элемент), поглощая тем самым энергию ударной нагрузки.
Корпус амортизатора выполнен за одно целое с резцом из материала повышенной твердости и может использоваться многократно, деформируемые элементы - срезные элементы и рейка - при частичном или полном срабатывании амортизатора могут быть оперативно заменены без полной замены всего амортизатора.
Таким образом, наличие регулируемых по высоте стоек, опорных сферических ползунов, возможность оперативной замены сработанных элементов амортизатора и возможность использования различных вариантов спинки позволяют расширить функциональные возможности сиденья.
1. Энергопоглощающее сиденье специального назначения, содержащее две вертикальные направляющие в виде стоек с опорами, два амортизатора, заголовник и опорную спинку из ткани, отличающееся тем, что стойки выполнены с элементами регулировок по высоте в виде винтовой пары, на концах стоек установлены опорные шарнирные сферические ползуны с фиксатором и морским болтом, позволяющие стойкам воспринимать деформацию по крену и тангажу, амортизаторы выполнены автономными, с возможностью оперативной замены полностью или частично сработанных деформируемых элементов, а корпус амортизатора изготовлен за одно целое с резцом из материала повышенной твердости и может быть использован многократно.
2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что опорная спинка выполнена унифицированной, позволяющей использовать сиденье людям с парашютом и без парашюта.