Способ транспортировки нефти
Изобретение относится к способам транспортировки жидкостей, частности нефти, с малых месторождений. Это в наибольшей степени относится к месторождениям с «трудной» нефтью, к которым не проложены трубопроводы. Способ заключается в поочередной перекачке нефти из одного резервуара в другой по гибкому трубопроводу. Во время перерывов в перекачивании опорожненный резервуар перемещают методом буксировки на всю длину гибкого трубопровода в направлении транспортировки. В процессе транспортирования используются два резервуара емкостью 500÷1000 м3 с гибким трубопроводом, соединяющих их, длиной 100÷200 м. Опорожненный резервуар перемещается на воздушной подушке, создаваемой собственным вентилятором. Дальность транспортировки нефти таким способом может составлять 100÷200 км. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к области трубопроводной транспортировки жидкостей, в частности нефти и может быть использовано при эксплуатации малых, нефтяных месторождений. В частности, с трудно перекачиваемой при низких температурах нефтью.
В настоящее время эксплуатируются преимущественно крупные нефтяные месторождения, к которым проложены магистральные трубопроводы. Но, они постепенно истощаются и становится актуальной проблема освоения малых, к которым прокладка трубопроводов нерентабельна. И в наибольшей степени это касается месторождений с трудно перекачиваемой, при низких температурах, нефтью.
Целью изобретения является обеспечение возможности транспортировки нефти с малых месторождений без прокладки к ним трубопроводов и в частности с месторождений с трудно перекачиваемой нефтью.
Для достижения указанной цели предлагается способ транспортировки нефти, заключающийся в многократной и разнонаправленной полной перекачке нефти из одного резервуара в другой по гибкому трубопроводу и в перерывах в перекачивании, перемещением опорожненного резервуара, на всю длину гибкого трубопровода, в направлении к приемнику нефти. При этом, опорожненный резервуар перемещается буксировщиком, после создания воздушной подушки, с избыточным давлением воздуха, под днищем резервуара. А нефть в резервуарах подогревается.
На фиг. 1 схематично отображен фрагмент операции по транспортировке нефти, в плане. На фиг. 2, Вид А.
Технически предлагаемый способ транспортировки нефти требует применения двух резервуаров 1 и 2 (емкостью 500÷1000 м) соединенных гибким трубопроводом 3. Снизу резервуаров, по всему их контуру, имеется гибкое ограждение (юбка) 4, идентичное тем, что устанавливаются на аппаратах с воздушной подушкой. Для подачи под днище резервуаров сжатого воздуха используются вентиляторы 5. Для перекачки нефти из одного резервуара в другой используются насосы 6. На обоих резервуарах, 1 и 2, имеются барабаны 7 с намотанным на них гибким трубопроводом 3. Барабаны 7 устанавливаются на кольцевом рельсе (не показан) и имеют возможность вращения вокруг резервуаров 1 и 2. Поочередное перемещение резервуаров 1 и 2 осуществляется буксировщиком 8 (например, гусеничным трактором). Резервуары, 1 и 2, имеют наружную теплоизоляцию 9 и устройства подогрева нефти 10. Работу вентиляторов 5, насосов 6, электродвигателей привода барабанов 7, а так же устройства подогрева нефти 10, обеспечивают автономные двигатели (не показаны) работающие на транспортируемой нефти (например, газотурбинные). Насосы 6 соединяются с гибким трубопроводом 3 рукавами 11 через барабаны 7.
Предлагаемый способ транспортировки нефти осуществляется следующим образом. Резервуары 1 и 2 устанавливаются в непосредственной близости от большого накопительного резервуара на месторождении нефти (не показан) и из которого производится наполнение резервуара 1. При этом почти весь гибкий трубопровод 3 находится на барабане 7 резервуара 2. С помощью вентилятора 5 под днище резервуара 2 нагнетается сжатый воздух с созданием под ним давления превышающего атмосферное (т.е. воздушной подушки). Далее буксировщиком 8 резервуар 2 перемещается в направлении к приемнику нефти (напр. к нефтеперекачивающей станции - не показана) на всю длину гибкого трубопровода 3 разматываемого с барабана 7. После этого резервуар 2 устанавливается на землю со сбросом давления воздуха из под днища (положение - II) и в него начинается перекачка нефти из резервуара 1 насосом 6. Перемещение резервуара 1 производится аналогично, но в два этапа (см. фиг. 1). На первом этапе резервуар 1 перемещается из исходного положения (I) в положение - II, сопровождаемое подмоткой гибкого трубопровода 3 на барабан 7 резервуара 1, исключающей его «волочение» по земле, до максимального сближения с резервуаром 2. На втором этапе резервуар 1 перемещается в направлении к приемнику нефти на всю длину гибкого трубопровода 3 (100÷200 м) с размоткой его с барабана 7 (положение - III). Таким способом можно осуществлять рентабельную транспортировку нефти от месторождения до к приемнику нефти на расстояние 100÷200 км. Опорожненные резервуары 1 и 2 возвращаются в пункт загрузки с помощью того же буксировщика 8, как аппараты на воздушной подушке.
При этом, транспортировка нефти этим способом зимой оказывается даже более эффективной, поскольку замерзают озера и болота, являющиеся летом и в межсезонье, препятствием, а подогреваемая в резервуарах нефть будет также легко перекачиваться по гибким трубопроводам, как и летом.
Предлагаемый способ транспортировки нефти может быть применен и для транспортировки попутного газа в сжиженном виде, который сейчас в основном сжигается. А, при создании промежуточных накопительных станций (резервуарный парк), дальность транспортировки может быть в несколько раз увеличена.
1. Способ транспортировки нефти с применением двух резервуаров, соединенных гибким трубопроводом, заключающийся в многократном и разнонаправленном полном перекачивании нефти из одного резервуара в другой по гибкому трубопроводу и в перерывах в перекачивании перемещением опорожненного резервуара на всю длину гибкого трубопровода в направлении к приемнику нефти.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что опорожненный резервуар перемещается буксировщиком после создания под днищем резервуара воздушной подушки с давлением воздуха выше атмосферного.
3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что нефть в резервуарах подогревается.