Тяговая сеть электрифицированных железных дорог переменного тока (варианты)
Группа изобретений относится к подаче электроэнергии к электрическим сетям, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. Тяговая сеть электрифицированных железных дорог переменного тока содержит контактную сеть, рельсовую цепь и дополнительный экранирующий проводник. Экранирующий проводник выполнен в виде оптического кабеля, вмонтированного в грозозащитный трос (ОКГТ). Дополнительный проводник подвешивается на опорах контактной сети с полевой стороны с использованием изоляторов на уровне контактной сети. Дополнительный проводник подключается параллельно к рельсовой цепи путем заземления данного проводника на средние точки дроссель-трансформаторов рельсовых цепей по правилу «через два на третий». Дополнительный проводник комбинирует в себе функции экранирующего проводника и волоконно-оптической линии связи и образует собой отдельный технический комплекс. Тяговая сеть электрифицированных железных дорог переменного тока может содержать также усиливающий провод. Технический результат группы изобретений заключается в повышении эффективности применения экранирующего проводника. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Область техники
Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам и волоконно-оптическим линиям передачи информации железнодорожного транспорта и может использоваться в системах электроснабжения тяги переменного тока, для увеличения пропускной способности участка железной дороги переменного тока, увеличения уровня напряжения в контактной сети в центре межподстанционной зоны, снижения потерь электрической энергии в тяговой сети, снижения влияния электромагнитного поля, создаваемого контактной сетью, на близлежащие линии связи и обслуживающий персонал, унификации оборудования тяговой сети, увеличения надежности волоконно-оптических линий передачи ж/д транспорта, снижения эксплуатационных затрат.
Уровень техники.
Известна система тяговой сети переменного тока с пассивным обратным проводом [1]. В данной системе тяговой сети дополнительный проводник подвешивается на опоре контактной сети с полевой стороны с использованием изоляторов и заземляется путем подключения к средним точкам дроссель-трансформаторов рельсовых цепей по принципу через два блок участка на третий. Сближение проводников прямого и обратного тока позволяет снизить реактивное сопротивление тяговой сети, что в свою очередь приводит к снижению величины падения напряжения в контактной сети. Однако в данной системе эффективность применения экранирующего проводника напрямую связана с размерами движения поездов по участку электрических железных дорог. В случае малых размеров движения применение дополнительного обратного провода становится не эффективным в экономическом и энергетическом плане.
Прототип
Прототипом выбрана система тяговой сети переменного тока напряжением 25 кВ [1]. Данная система включает в себя контактную сеть, находящуюся под напряжением в 25 кВ, с которого происходит контактный токосъем при помощи пантографа электроподвижного состава (ЭПС), рельсовую цепь, состоящую из двух рельсов и предназначенную для движения электроподвижного состава и передачи выходного электрического тока ЭПС к фидеру тяговой подстанции, подключенному к рельсовой цепи, дополнительный обратный провод, расположенный с полевой стороны опор контактной сети и подключенный параллельно к рельсовой цепи.
К недостаткам прототипа относится: низкая эффективность эксплуатации дополнительного обратного проводника, расположенного с полевой стороны опор контактной сети.
Применение дополнительного проводника обратного тока, подключенного параллельно рельсовой цепи на электрических железных дорогах, позволяет существенно снизить сопротивление тяговой сети и тем самым снизить величину потерь электрической энергии в тяговой сети. Снижение величины сопротивления происходит за счет сближения проводников прямого и обратного тока. Как известно, взаимоиндуктивное сопротивление любой двухпроводной линии определяется следующим выражением [2]:
где - угловая частота;
α - расстояние между осями проводов, м;
γз - проводимость земли.
Из выражения, приведенного выше, видно, что величина взаимоиндуктивного сопротивления зависит от расстояния между проводниками α. Выражения для определения сопротивления тяговой сети, содержащей экранирующий провод (дополнительный обратный провод), выглядит следующим образом:
где - полное сопротивление тяговой сети;
- полное сопротивление контура «контактная сеть-земля»;
- полное сопротивление контура «рельсы-земля»;
- взаимоиндуктивное сопротивление между «рельсами и контактной сетью»;
- взаимоиндуктивное сопротивление между «экранирующим проводом и контактной сетью»;
- взаимоиндуктивное сопротивление между «экранирующим проводом и рельсами»;
- ток рельсовой цепи;
- ток контактной сети;
- ток экранирующего провода.
Слагаемое , входящее в уравнение, приведенное выше, снижает величину полного сопротивления тяговой сети. Действительно, данное решение позволяет получить ряд полезных эффектов: снижение полного сопротивления, увеличение уровня напряжения, снижение величины потерь электрической энергии. Однако на практике эффективность применения дополнительных проводников тяговой сети непосредственно связана с размерами движения поездов по определенному участку. Если размеры движения поездов по участку становятся незначительными, то и эффективность работы дополнительных проводников падает, что ставит под сомнение рентабельность данного технического решения.
Увеличить эффективность и полезность применения дополнительных проводников можно за счет комбинирования в дополнительных проводниках разных функций.
На сегодняшний день на железных дорогах России широко применяются волоконно-оптические линии передачи ж/д транспорта (ВОЛП ЖТ). Волоконно-оптические линии выполняются при помощи диэлектрических магистральных волоконно-оптических кабелей, которые подвешиваются на опорах контактной сети с полевой стороны. Однако данные кабели подвержены влиянию электрического поля контактной сети переменного тока, что приводит к их разрушению и обрыву вследствие электротермической деградации [3, 4, 5, 6]. При этом подобные обрывы требуют проведения аварийно-восстановительных работ со снятием напряжения с участков контактной сети, на которых производятся данные работы. Подобные аварийно-восстановительные работы снижают эксплуатационные показатели участка электрических железных дорог.
В итоге, дополнительные проводники и волоконно-оптические кабели ВОЛП ЖТ располагаются с полевой стороны. При этом основной проблемой дополнительного (экранирующего) проводника является низкая эффективность его применения при высоких затратах на строительство и обслуживание, а для линий ВОЛП ЖТ возможность обрывов кабеля вследствие электротермической деградации. Объединение функции дополнительного (экранирующего) проводника и волоконно-оптической линии передачи ж/д транспорта в одном проводнике позволяет решить целый ряд важных и актуальных задач.
Цель, достигаемая изобретением
Техническим результатом изобретения является: повышение эффективности применения дополнительного экранирующего проводника, повышение напряжения в центре межподстанционной зоны участка железной дороги, электрифицированной на переменном токе, увеличение скорости движения поездов по участку электрических железных дорог, уменьшение потерь электрической энергии, снижение влияния электромагнитного поля, создаваемого контактной сетью, повышение надежности волоконно-оптических линий передачи ж/д транспорта, унификация оборудования тяговой сети, устранение проблемы электротермической деградации, снижение эксплуатационных затрат.
Поставленная цель предлагаемых систем тяговой сети электрифицированных железных дорог переменного тока с комбинированным экранирующим проводом (КЭП), усиливающим и комбинированным экранирующим проводом (КЭП), достигается путем технического исполнения экранирующего провода, специализированного оптическим кабелем, вмонтированным в грозозащитный трос (ОКГТ). При этом данный проводник заземляется аналогично экранирующему проводнику на средние точки дроссель-трансформаторов рельсовой цепи. Подобная тяговая сеть представляет собой технический комплекс, осуществляющий эффективную передачу электрической энергии электроподвижному составу и высоконадежную волоконно-оптическую линию передачи ж/д транспорта.
Сущность изобретения
Сущность изобретения поясняется Фиг. 1, 2.
На фиг. 1 показана общая схема тяговой сети с комбинированным экранирующим проводом, где 1 - комбинированный экранирующий провод; 2 - опора контактной сети; 3 - контактная сеть; 4 - рельсовая цепь.
На фиг. 2 показана общая схема тяговой сети с усиливающим и комбинированным экранирующим проводами, где 1 - комбинированный экранирующий провод; 2 - опора контактной сети; 3 - контактная сеть; 4 - рельсовая цепь; 5 - усиливающий провод.
Данные системы могут быть выполнены на любом существующем участке железной дороги, электрифицированной на переменном токе или на вновь электрифицируемых участках.
Комбинированный экранирующий проводник выполняется специализированным волоконно-оптическим кабелем, вмонтированным в грозозащитный трос (ОКГТ).
Система тяговой сети с комбинированным экранирующим проводом (КЭП) (Фиг. 1) выполняется следующим образом.
Комбинированный экранирующий провод 1, выполненный кабелем типа ОКГТ, подвешивается на опорах контактной сети 2 с полевой стороны с использованием изоляторов на уровне контактной сети 3 и подключается параллельно рельсовой цепи 4 путем заземления к средним точкам дроссель-трансформаторов рельсовых цепей.
Система тяговой сети с усиливающим и комбинированным экранирующим проводами (Фиг. 2) выполняется следующим образом.
Комбинированный экранирующий провод 1, выполненный кабелем типа ОКГТ, подвешивается на опорах контактной сети 2 с полевой стороны с использованием изоляторов на уровне контактной сети 3 и подключается параллельно рельсовой цепи 4 путем заземления к средним точкам дроссель-трансформаторов рельсовых цепей, усиливающий провод 5 подключается параллельно контактной сети 3.
Введение комбинированного экранирующего проводника 1 позволит снизить индуктивное сопротивление тяговой сети за счет сближения проводников «обратного» тока тяговой сети 1, 4 с проводниками «прямого» тока 3, 5. Совмещение в комбинированном экранирующем проводнике 1 функций экранирующего провода и волоконно-оптической линии передачи позволяет увеличить эффективность использования дополнительного проводника тяговой сети, увеличить надежность волоконно-оптической линии связи, произвести унификацию оборудования, снизить количество проводников, расположенных на опоре контактной сети 2. Также введение дополнительного проводника позволит усилит экранирующий эффект рельсов 4 и снизить напряженность электромагнитного поля, создаваемого контактной сетью 3 и усиливающим проводом 5. Данное решение позволяет снизить полное сопротивление тяговой сети на 10-18%, повысить уровень напряжения в центре межподстанционной зоны на 0,5-0,8 кВ, приводит к сокращению потерь электрической энергии в тяговой сети, позволяет решить проблему электротермической деградации волоконно-оптических линий передачи, увеличивает надежность волоконно-оптических линий передачи ж/д транспорта, улучшает эксплуатационные показатели участка электрических железных дорог переменного тока, позволяет осуществлять эффективное использование комбинированного экранирующего провода в независимости от графика и размеров движения поездов по участку электрических железных дорог.
Новыми признаками данной системы являются: применение в качестве экранирующего провода специализированного кабеля ОКГТ, т.о. экранирующий провод совмещает в себе функции: экранирующего проводника и волоконно-оптической линии связи. В итоге тяговые сети с применением комбинированного экранирующего провода образуют собой отдельные комплексы, совмещающие в себе функции тяговой сети для электроподвижного состава и волоконно-оптической линии передачи ж/д транспорта. Предложенные системы тяговой сети электрифицированных железных дорог переменного тока с комбинированным экранирующим проводом имеют более низкое сопротивление тяговой сети, позволяют увеличить пропускную способность участка железной дороги, электрифицированной на переменном токе, снизить потери электроэнергии в тяговой сети, уменьшить влияние электромагнитного поля контактной сети на близлежащие линии связи и обслуживающий персонал, увеличивает эффективность использования экранирующего провода в независимости от графика и размеров движения поездов по участку электрических железных дорог, улучшает эксплуатационные показатели участка электрических железных дорог переменного тока.
Система может быть осуществлена как на существующих участках железных дорог, электрифицированных на переменном токе, так и на вновь электрифицируемых. Выполняется известными техническими средствами.
Список литературы
1. В.А. Осипов, А.А. Капкаев. Тяговая сеть электрифицированных железных дорог переменного тока // Патент на изобретение (РФ). - №2492074, заявл. 21.02.12, опубл. 10.09.2013, бюл. №25 от 2013 г.
2. Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. Учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Транспорт, 1965. - 464 с.
3. Ю.И. Филиппов, Э.Е. Асс, Л.Е. Попов, А.С. Бочев, Г.Е. Соловьев, В.А. Осипов, А.С. Гайворонский, В.В. Кречетов, М.Р. Прокопович. Электротермическая деградация оптического кабеля на участках железных дорог переменного тока. Lightwave Russian Edition, 2006, №3, с. 20.
4. Ю.И. Филиппов, Э.Е. Асс, Л.Е. Попов, А.С. Бочев, Г.Е. Соловьев, В.А. Осипов, А.С. Гайворонский, В.В. Кречетов, М.Р. Прокопович. Электротермическая деградация оптического кабеля Lightwave Russian Edition, 2006, №4, с. 20.
5. А.С. Бочев, Г.Е. Соловьев, В.А. Осипов, О.В. Невретдинова. Влияние переменных электромагнитных полей высокой напряженности на интенсивность деградационных процессов в структуре волоконно-оптических кабелей // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. №2(34), 2009. ISSN 0201-727Х.
6. Е.В. Гороховский. Условия электропроводимости самонесущего волоконно-оптического кабеля. Экспериментальные данные / [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2013 №4. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/1968 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.
1. Тяговая сеть электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащая контактную сеть и рельсовую цепь, отличающаяся тем, что тяговая сеть дополнительно содержит специализированный экранирующий проводник – оптический кабель, вмонтированный в грозозащитный трос (ОКГТ), дополнительный проводник подвешивается на опорах контактной сети с полевой стороны с использованием изоляторов на уровне контактной сети, при этом проводник подключается параллельно к рельсовой цепи путем заземления данного проводника на средние точки дроссель-трансформаторов рельсовых цепей по правилу «через два на третий», дополнительный проводник комбинирует в себе функции экранирующего проводника и волоконно-оптической линии связи и образует собой отдельный технический комплекс.
2. Тяговая сеть электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащая контактную сеть, рельсовую цепь и усиливающий провод, отличающаяся тем, что тяговая сеть дополнительно содержит специализированный экранирующий проводник – оптический кабель, вмонтированный в грозозащитный трос (ОКГТ), дополнительный проводник подвешивается на опорах контактной сети с полевой стороны с использованием изоляторов на уровне контактной сети и усиливающего провода, при этом проводник подключается параллельно к рельсовой цепи путем заземления данного проводника на средние точки дроссель-трансформаторов рельсовых цепей по правилу «через два на третий»; дополнительный проводник комбинирует в себе функции экранирующего проводника и волоконно-оптической линии связи и образует собой отдельный технический комплекс.