Промывочное масло

Изобретение относится к промывочным маслам, которые используются в дизельных двигателях внутреннего сгорания при проведении регламентной замены моторного масла, в частности промывки масляной системы двигателя. Предлагается промывочное масло на основе очищенного отработанного моторного нефтяного масла при следующем соотношении компонентов, мас. %: диметилсульфоксид - 2-5, дизельное топливо - 2-5. изопропилат калия - 2-5, очищенное отработанное моторное масло - до 100. Изобретение позволит повысить эффективность промывочного масла при одновременном снижении затрат на его получение. 4 табл.

 

Изобретение относится к промывочным маслам, которые используются в дизельных двигателях внутреннего сгорания при проведении регламентной замены моторного масла, в частности промывки масляной системы двигателя.

Известен состав промывочного масла (см. патент РФ №2057791, МПК С10М 141/08, 1996 года), состоящий из индустриального масла И-12А, раствора сульфоната кальция в алкилбензоле мол.м. 300-600, при следующем соотношении компонентов, проц.: 40-80 сульфоната кальция; до 100 алкилбензол. В масле присадка содержится в концентрации 5-10%.

К недостаткам состава следует отнести недостаточные моющие свойства при промывке дизельных двигателей внутреннего сгорания. Использование в качестве основы индустриального масла И-12А снижает эффективность удаления высокотемпературных отложений с загрязненных деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ), масляной системы и увеличивает затраты на получение промывочного масла. Введение в состав моющей присадки в виде раствора в алкилбензоле является экономически не выгодным и увеличивает затраты на промывку.

Известно также промывочное масло (а.с СССР №318619, кл. C10M 135/10, 1971 г.) на основе ароматизированных нефтяных фракций, содержащее 5-30 мас. % сульфоната кальция. Однако данное промывочное масло имеет неудовлетворительные моющие свойства для промывки дизельных двигателей внутреннего сгорания.

Наиболее близким к заявленному промывочному маслу является промывочное масло на нефтяной основе, в качестве которой используется дистиллятное масло с добавкой нейтрального сульфоната кальция 2,5-4,5 мас. %, сукцинимидной присадки 0,5-1,5 мас. % (патент РФ №2218383, МПК7 C10M 169/04, опубл. 10.12.2003 г.).

Недостатком данного промывочного масла является низкая эффективность удаления продуктов сгорания дизельного топлива с деталей ЦПГ и отложений смол, асфальтенов из масляных каналов. Используемое в качестве основы дистиллятное масло имеет низкие моющие свойства.

Задачей настоящего изобретения является повышение эффективности промывочного масла при одновременном снижении затрат на его получение. Для решения поставленной задачи предлагается промывочное масло на основе очищенного отработанного моторного нефтяного масла при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Диметилсульфоксид 2-5
Дизельное топливо 2-5
Изопропилат калия 2-5
Очищенное отработанное моторное масло До 100

Отличием заявленного технического решения является использование в качестве основы очищенного отработанного моторного масла с кинематической вязкостью не менее 10 мм2/с при 100°С, имеющего цвет 4 балла в ед. ЦНТ и обладающего моющими свойствами за счет остаточного действия моюще-деспергирующих присадок, присутствующих в отработанных моторных маслах, разбавленных дизельным топливом, а также использованием в составе промывочного масла диметилсульфоксида в совокупности с изопропилатом калия, способствующих растворению смол высокотемпературных отложений в системе смазки, и различающегося соотношением компонентов в составе промывочного масла.

В таблице 1 представлены результаты физико-химического анализа отработанного моторного масла до и после очистки (патент РФ №2556221, МПК С10M 175/00, опубл. 10.07.2015 г., Бюл. №19), используемого в качестве основы для получения промывочного масла.

Очищенное отработанное моторное масло имеет достаточно высокое (остаточное) щелочное число, свидетельствующее о присутствии в масле антиокислительных, противоизносных, антифрикционных присадок. Масло обладает высокими моющими свойствами. Цвет масла 4 балла и содержание нерастворимого осадка подтверждают высокую степень очистки и рациональность использования масла в качестве основы промывочного масла.

Очищенное отработанное моторное масло имеет более высокие противоизносные свойства (оцениваемые по диаметру пятна износа на четырехшариковой машине трения) по сравнению с маслом И-20А, используемому в качестве основы при приготовлении промывочных масел.

Смешивание очищенного отработанного моторного масла с дизельным топливом позволяет снизить его вязкость, тем самым повысить прокачиваемость масла и увеличить моющую способность масла на период промывки двигателя.

Изопропилат калия является поверхностно-активным веществом, что увеличивает моющее действие масла по удалению как низкотемпературных, так и высокотемпературных загрязнений маслосистемы.

Диметилсульфоксид при нагревании является биполярным апротонным растворителем карбоанионов. В заявляемый состав промывочного масла в сочетании с другими предложенными компонентами диметилсульфоксид вводится впервые.

Состав промывочного масла готовится следующим образом.

В предварительно очищенное отработанное моторное масло (по патенту РФ №2556221, МПК C10M 175100, опубл. 10.07.2015 г., Бюл. №19) при постоянном перемешивании механическим способом добавляют следующие компоненты: при температуре 20-25°С вносят 2-5 мас. % изопропилата калия, который получен путем смешивания при комнатной температуре изопропилового спирта с кристаллическим едким кали при соотношении 8% едкого кали и 92% изопропилового спирта; после чего масло нагревают до 50°С и добавляют 2-5 мас. % дизельного топлива, затем смесь продолжают нагревать до 70-80°С и вносят 2-5 мас. % диметилсульфоксида. После добавления компонентов полученное масло продолжают перемешивать механическим способом в течение 15-20 минут без нагрева.

Моющие свойства приготовленных образцов промывочных масел прототипа и заявленного состава оцениваем в соответствии со специально разработанной методикой в полноразмерном двигателе Д - 240 на стенде КИ-4355. Наработка двигателя до момента оценки степени загрязненности деталей составила 250 моточасов, работающего под нагрузкой на масле М - 10 Г2. После завершения работы двигатель разбираем и оцениваем степень загрязненности. Далее двигатель собирался. Масло отработавшее сливалось. В картер двигателя заправлялся образец промывочного масла. Двигатель запускался и работал на холостом ходу 20-25 минут, после чего двигатель останавливали и проводили разборку для оценки количества отложений на деталях двигателя. Показателем эффективности промывочных масел является изменение количества отложений. Результаты испытаний приведены в таблице 3.

Из представленной таблице 3 видно, что количество отложений на деталях двигателя после промывки предложенным составом масла уменьшилось на 44,5% по сравнению с промывкой составом прототипа на 20%.

Приведенные данные свидетельствуют о более высоких эксплуатационных свойствах предлагаемого масла.

Помимо оценки загрязненности деталей и эффективности промывки деталей определялось содержание механических примесей и нерастворимого осадка в испытуемых маслах до начала и в конце испытаний (таблица 4).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что предлагаемое масло обладает лучшими моющими свойствами, так как его загрязненность выросла в конце испытаний по сравнению с прототипом в два раза.

Технологический процесс промывки при использовании предлагаемого масла заключается в следующем.

Отработанное в двигателе моторное масло сливается. В картер двигателя заправляется промывочное масло, состоящее из очищенного отработанного масла (предварительно очищенное отработавшее и слитое с двигателя масло), дизельного топлива, диметилсульфоксида и изопропилата калия. Двигатель запускается и работает на холостом режиме 15-20 минут. Далее двигатель останавливается, проводится очистка центрифуги очистки масла системы смазки или проводится замена фильтра очистки масла (в зависимости от конструкции двигателя). В картер двигателя заправляется свежее масло.

Промывочное масло на нефтяной основе, содержащее изопропилат калия, отличающееся тем, что в качестве основы оно содержит очищенное отработанное минеральное моторное масло с кинематической вязкостью не менее 10 мм2/с при 100°С, дополнительно содержит диметилсульфоксид и дизельное топливо при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Диметилсульфоксид 2-5
Дизельное топливо 2-5
Изопропилат калия 2-5
Основа До 100



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей базовое масло и в качестве компонента (а) от 0,5 до 1,5 мас.% сложного моно- или диэфира глицерина и прямоцепной или разветвленной жирной кислоты с числом атомов углерода от 6 до 20, имеющей насыщенную гидрокарбильную группу; в качестве компонента (b) от 0,1 до 0,5 мас.% производного триазола, представленного общей формулой (1), где R1 представляет собой водород или гидрокарбильную группу с числом атомов углерода от 1 до 3, R2 и R3 соответственно независимо представляют водород или гидрокарбильную группу с числом атомов углерода от 1 до 20; и в качестве компонента (с) от 0,01 до 0,2 мас.% в расчете на фосфор смеси первичного диалкилдитиофосфата цинка, алкильная группа которого представляет собой первичную гидрокарбильную группу, и вторичного диалкилдитиофосфата цинка, алкильная группа которого представляет собой вторичную гидрокарбильную группу; при этом отношение компонент (а)/компонент (b) составляет от 1,5 до 8.

Изобретение относится к области производства смазочных масел и может быть использовано при выполнении технологической операции обкатки новых или отремонтированных двигателей и применимо в условиях автотранспортных и сельскохозяйственных предприятий, эксплуатирующих и ремонтирующих двигатели внутреннего сгорания, а также прочих предприятий ремонтно-технического назначения.

Настоящее изобретение относится к композиции смазки, содержащей по отношению к общей массе композиции смазки: по меньшей мере 50 мас.% одного или более чем одного базового масла, от 0,1 до 10 мас.% по меньшей мере одного производного димеркаптотиадиазола, от 1 до 20 мас.% по меньшей мере одного сополимера этилена и альфа-олефина и от 0,2 до 10 мас.% по меньшей мере одного тиофосфата амина общей формулы (IVa), в которой X1 и Х2 представляют собой, независимо друг от друга, атом серы или атом кислорода, по меньшей мере один из них представляет собой атом серы, R1 и R2 представляют собой либо атом водорода, либо алкильные группы, имеющие от 1 до 22 атомов углерода, М представляет собой аммоний, образованный из первичного, вторичного или третичного амина, имеющий формулу R3R4R5R6N, где R3, R4, R5, R6 представляют собой либо атом водорода, либо алкильную группу, включающую от 1 до 18 атомов углерода, и тогда n=1.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Способ включает в себя получение малозольной алкилсалицилатной детергентно-диспергирующей магниевой присадки путем нейтрализацией алкил(C8-18)салициловой кислоты расчетным количеством оксида магния MgO в присутствии воды, бензина прямой перегонки с интервалами кипения 80-180°C и масла M-6 при температуре 70-80°C в течение 1-2 часов.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей смесь: (A) углеводорода в качестве компонента с низкой вязкостью, причем кинематическая вязкость при 40°C указанного компонента с низкой вязкостью находится в диапазоне от 5 до 500 мм2/с, (B) полиалкиленгликоля (PAG) в качестве компонента с высокой вязкостью, в котором массовое отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,450 до 0,580, причем кинематическая вязкость при 100°C указанного компонента с высокой вязкостью находится в диапазоне от 2,5 до 100 мм2/с, и (C) соединения, используемого в качестве регулирующего компонента, в котором отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,080 до 0,350, причем указанный регулирующий компонент представляет собой соединение, содержащее алифатический сложный эфир, причем углеродная цепь, отличная от цепи в сложноэфирной группе, составляет от С4 до С18.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащего: (A) базовое масло, кинематическая вязкость которого при 100°С находится в диапазоне от 1,4 до 6 мм2/с, (B) от 250 до 2000 ч./млн.

Настоящее изобретение относится к смазке для герметизации резьбовых соединений, содержащей фторсополимер, графит, ингибитор коррозии, дополнена упруго-эластичным акриловым сополимером и растворителем при следующем составе компонентов в %: Упруго-эластичный акриловый сополимер 10-18; Фторсополимер 25-40; Графит 4-6; Ингибитор коррозии 0,5-5,0; Растворитель 49-58.

Настоящее изобретение относится к составу резьбовой смазки на основе индустриального масла И-20А и ПАОМ-20, содержащей стеарат кальция, окись кальция, уксусную кислоту, депрессант Максойл Д, при этом она содержит концентрат графена и компоненты, при следующем соотношении компонентов, % масс: .Техническим результатом настоящего изобретения является улучшение трибологических характеристик смазки на поверхности резьбовых соединений обсадных, насосно-компрессорных и трубопроводных труб, повышение герметизирующих способностей смазки при нормальных и пониженных температурах, а также улучшение противозадирных свойств.

Настоящее изобретение относится к смазочному материалу для цепей или конвейерных лент, содержащему силиконовое масло, имеющее вязкость 70-200 сСт при комнатной температуре, полифункциональный амин и по меньшей мере одну добавку, выбранную из группы, состоящей из анионных, неионных, катионных и/или амфотерных поверхностно-активных веществ, в виде эмульсии в водной фазе, где амин выбран из аминных солей, в которых катион содержит первичные, вторичные, третичные и/или четвертичные амины, и анион представляет собой органическую группу с молекулярной массой более 350, и где смазочный материал для цепей или конвейерных лент содержит: - 10-95 масс.% водной фазы, - 0,01-30 масс.% силиконового масла, - 3,00-40 масс.% полифункционального амина, и - 0,01-25 масс.% поверхностно-активного вещества.

Настоящее изобретение относится к брикетированной графитовой смазке, используемой при горячей обработке металлов давлением, представляющей собой графитовые блоки, пропитанные водным раствором, содержащим поверхностно-активное вещество и растворимые в воде неорганические плавкие компоненты, причем последние выбирают из группы гидратированных солей натрия и калия фосфорсодержащих кислот либо их смесей, предпочтительно из группы ортофосфатов, и/или гидрофосфатов, и/или полифосфатов, и/или метафосфатов, либо их смесей.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей смесь: (A) углеводорода в качестве компонента с низкой вязкостью, причем кинематическая вязкость при 40°C указанного компонента с низкой вязкостью находится в диапазоне от 5 до 500 мм2/с, (B) полиалкиленгликоля (PAG) в качестве компонента с высокой вязкостью, в котором массовое отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,450 до 0,580, причем кинематическая вязкость при 100°C указанного компонента с высокой вязкостью находится в диапазоне от 2,5 до 100 мм2/с, и (C) соединения, используемого в качестве регулирующего компонента, в котором отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,080 до 0,350, причем указанный регулирующий компонент представляет собой соединение, содержащее алифатический сложный эфир, причем углеродная цепь, отличная от цепи в сложноэфирной группе, составляет от С4 до С18.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащего: (A) базовое масло, кинематическая вязкость которого при 100°С находится в диапазоне от 1,4 до 6 мм2/с, (B) от 250 до 2000 ч./млн.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей: (а) одно или несколько полиалкиленгликолевых базовых масел, представляющих собой сополимеры бутиленоксида и пропиленоксида, (б) по меньшей мере один детергент, выбранный из салицилатов или фенолятов, в количестве от 0,2 до 2 мас.%, где полиалкиленгликолевое(ые) базовое(ые) масло(а) (а) получено(ы) в результате реакции по меньшей мере одного спирта, содержащего от 8 до 20 атомов углерода, и смеси бутиленоксида и пропиленоксида, причем указанная смесь имеет массовое соотношение бутиленоксида к пропиленоксиду, составляющее от 3:1 до 1:3, и кинематическая вязкость полиалкиленгликолевых базовых масел при 100°C, измеренная в соответствии со стандартом ASTM D445, составляет от 1 до 12 сСт.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к моторным маслам, содержащему моющую присадку, беззольный азотсодержащий дисперсант, фенил-α-нафтиламин, антиоксиданты и деактиватор металлов в виде продукта конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производного толутриазола, при этом в качестве моющей присадки содержит высокощелочную коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную алкилсалицилатом и сульфонатом кальция, в качестве антиоксидантов - раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, алкилированный дифениламин и фенольный антиоксидант при следующем соотношении компонентов, мас.%: высокощелочная коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная алкилсалицилатом кальция и сульфонатом кальция, 23,0-27,0; беззольный азотсодержащий дисперсант 18,0-22,0; фенил-α-нафтиламин 9,0-11,0; раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, 10,0-14,0; алкилированный дифениламин 9,0-11,0; фенольный антиоксидант 1,0-10,0; продукт конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производное толутриазола - до 100.

Настоящее изобретение относится к модификатору трения, содержащему смазку, порошкообразный графит в качестве сыпучего наполнителя, при этом в качестве основы применяют отработанную смазку Буксол, кроме того, в качестве ингибитора модификатор трения содержит дистиллят талового масла, при следующем соотношении мас.%: отработанная смазка Буксол 84-88%; дистиллят талового масла 0,5-1,0; графит остальное.

Настоящее изобретение относится к составу композиционного смазочного материала на базе масла МС-20, являющегося смазочной основой, и дисперсной присадки, при этом в качестве данной присадки используют продукт, представляющий собой нанодисперсные частицы диселенида вольфрама пластинчатой формы размером 60×5 нм, полученные методом газофазного синтеза, формула которых WSe2, где W - вольфрам, Se - селен; в данном масле концентрация нанодисперсных частиц составляет 0,5-4% по массе.

Настоящее изобретение относится к моторному маслу, включающему в качестве основы минеральное масло, многофункциональный пакет присадок, содержащий смесь высокощелочных сульфонатов, высокощелочных фенолятов, салицилатов, дитиофосфатов, композицию синтетическую базовую КСБ-1, представляющую собой смесь сложных эфиров триметилолпропана и карбоновых кислот С7-С9 и полиметилсилоксановую жидкость ПМС-200А при следующем соотношении компонентов, мас.%: вышеуказанный пакет присадок 8,9-9,3; вышеуказанная синтетическая базовая композиция КСБ-1 1,5-3,0; полиметилсилоксановая жидкость ПМС-200А 0,003-0,005; минеральное масло остальное.

Настоящее изобретение относится к смазочному материалу, содержащему углеводородное масло, выбранное из группы, включающей минеральное масло Группы I, II или III, или поли-альфа-олефин Группы IV; сложноэфирное масло в количестве 5 мас.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к гидравлическим маслам, содержащему алкилсалицилат кальция и диалкилдитиофосфат цинка, при этом он дополнительно содержит пространственно затрудненные алкилалкилфенолы, азотсодержащее производное глицина, N-алкилированный бензотриазол, модифицированные полиолы в ксилоле при следующем соотношении компонентов, мас.

Изобретение относится к композиции смазки, включающей: (a) от 65 до 90 мас. % одного или более чем одного базового масла, (b) от 2 до 15 мас.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей трансмиссионное масло и 1-10 мас.% добавки, включающей диазоаминобензол, медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида и диоктиловый эфир фталевой кислоты (ДОФ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: диазоаминобензол - 0,5-10; медный комплекс тетраэтилтиурамсульфид - 0,3-3,0; диоктилфталат - остальное.
Наверх