Устройство для автоматического запуска газотурбинного двигателя

 

О П И С А Н И E 268091

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских оциалистикеских

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 14.11.1968 (№ 1218033/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 06.Х.1970. Бюллетень № 31

Дата опубликования описания 15.1.1971

Кл. 46f, 13

МПК F 02с

УДК 621.438(088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Г. А. Ромашков, Н. Н. Захаров, Э. Т. Крумин, В. Б. Сафа1зин и А. Н. Крапивенцев

Заявитель Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАПУСКА

ГАЗОТУРБИННОГО ДВИ ГАТЕЛЯ

Изобретение относится к устройствам, автоматически обеспечивающим выполнение в определенной последовательности операций, необходимых для запуска газотурбинного двигателя.

Известны устройства для автоматического запуска газотурбинного двигателя, которые по сигналу от тахогенератора производят необходимые включения при достижении определенных уровней скорости вращения ротора.

Сравнение сигнала тахогенератора с заданным уровнем, переключения в схеме и подача сигналов на исполнительные элементы производятся электромагнитными реле, постоянно подключенными к тахогенератору. Поэтому мощность тахогенератора в таком устройстве должна быть достаточная велика.

Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что с целью уменьшения потребления энергии от тахогенераторов в цепях элементов сравнения и исполнительных элементов установлены дополнительные контакты переключающих реле, а тахогенераторы подключены через диоды с тем, чтобы в каждой точке срабатывания соединять тахогенератор только с одним элементом сравнения и исполнительным элементом.

На чертеже изображена принципиальная схема устройства. Напряжение тахогенератора 1 компрессорной турбины через выпрямитель, фильтр, замкнутые при пуске контакты

2 и диод 3 подается па транзисторы 4 и 5.

При этом контакты б разомкнуты. Пока входное напряжение ниже величины падения напряжения на сопротивлении Ят и потенциометре R (для следующих операций — на потенциометрах R3, R4 и т. д.), диод 3 заперт, транзистор 4 открыт, а транзистор 5 закрыт, и обмотки исполнительных реле Р> Р4 обес10 сточены

Как только в процессе запуска напряжение тахогенератора и падение напряжения на сопротивлениях R, и R2 (или Яз, R и т. д) станут равны, диод 3 открывается, и в результа1ь те отпирается транзистор 5, подавая напряжение на обмотки реле P — P4.

С помощью контактов 7, 7, 7" (8, 8, 8"—

10, 10, 10"), управляемых реле P, (Ps — Рте), производится одновременное подключение по20 тенциометров R — R и исполнительных реле

Р,— Р, соответственно. Переключение реле

P-, и Рв производится сигналами от внешней схемы через контакты 11 и 12. Поскольку при каждом срабатывании замкнута только одна

2s пара контактов 7, 8, 9 или 10, срабатывает лишь одно из реле P> P,. При этом подается воздействие на выполнение очередной операции запуска, и устройство подготавливается к следующей операции.

30 В процессе всего запуска потребление энер26809) Составитель А. Калашников

Техред 3. Н. Тараненко Корректор Т. А. Уманец

Редактор В, Фельдман

Заказ 379118 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 гии от тахогенератора 1 невелико, что позволяет, например для газотурбинного автомобильного двигателя, использовать в качестве тахогенератора 1 датчик указывающего прибора.

Чтобы описываемое устройство могло обеспечивать защиту от недопустимого повышения скорости вращения роторов тяговой и компрессорной турбин, предусмотрен диодный переключатель 13, подключающий к диоду 8 или тахогенератор 1 компрессорной турбины, или тахогенератор 14 ротора тяговой турбины, в зависимости от гого, напряжение какого тахогенератора больше.

При этом срабатывают реле Р» или Р», которые своими контактами 15 или 1б управляют реле Р, или Р», подключающие, в свою очередь, реле Рз или Р4 защиты двигателя.

Предмет изобретения

1. Устройство для автоматического запуска газотурбинного двигателя, например автомобильного, содержащее тахогенераторы, элементы сравнения напряжения тахогенераторов с заданными уровнями, переключающие реле и исполнительные элементы, отличающееся тем, что, с цепью уменьшения потребления энергии от тахогенераторов, в цепях элементов сравнения и исполнительных элементов установлены дополнительные контакты переключающих реле, а тахогенераторы подключены через диоды с тем, чтобы в каждой точке срабатывания соединять тахогенератор только с одним элементом сравнения и исполнительным элементом.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с .целью обеспечения защиты от недопустимого повышения скорости вращения роторов тяговой и компре сорной турбин, предусмотрен диодный переключатель наибольшего напряжения и реле останова с тем, чтобы автоматически подключать к этому реле тахогенератор ротора, имеющего наибольшую скорость вращения.

Устройство для автоматического запуска газотурбинного двигателя Устройство для автоматического запуска газотурбинного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к пусковым системам авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), позволяющим дополнительно осуществлять кондиционирование кабины и (или) салона летательного аппарата

Изобретение относится к области бронетанкового вооружения и техники, в частности к силовым установкам танков

Изобретение относится к области энергетики, а точнее к энергетическим парогазовым установкам (ПГУ), использующим газообразное топливо
Наверх