Способ управления программными движениями судна по траектории

Изобретение относится к способу управления движением судна. Для управления программными движениями судна по траектории вычислитель программных движений формирует курс, координаты траектории движения, скорость и ускорение изменения координат, измеряют кинематические параметры движения судна, а именно продольную и поперечную составляющие скорости судна, курс, прямоугольные координаты судна, сформированные и измеренные значения подают на вход системы траекторного управления (СТУ), определяют управляющий сигнал заданного поворота судна, вырабатывают требуемый угол перекладки руля, формируют требуемое значение скорости, которое определяют с учетом программных движений и текущих отклонений, а также разности направлений вектора скорости и истинного курса судна определенным образом, определяют требуемое значение вращения винта для отслеживания заданного скоростного режима движения по траектории. Обеспечивается траекторное управление судном при согласованном отслеживании его программных движений. 7 ил.

 

Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам управления программными режимами движения судна по траектории.

Способ может использоваться в судовых и береговых системах управления движением судна по программным траекториям, заданным автоматически на принципах искусственного интеллекта или человеком.

Известны запатентованные способы управления судном по заданной траектории [1-3], в которых сигнал на рулевой привод вырабатывается на основе данных от датчиков руля, угловой скорости, курса и задатчика угла курса - путевого угла, сформированного блоком маршрута по широтам и долготам точек.

Известны также устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию [4], в котором в дополнение к каналу управления рулевым приводом предлагаются каналы регулирования оборотами гребного винта и подруливающими устройствами для обеспечения движения судна по программной траектории в соответствии с заданной скоростью.

Недостатками этих способов являются использование неединообразных выражений для задания маршрута и режимов движения, пренебрежение важными физико-математическими принципами движения:

1. Не учитывается характер воздействий управляющих и внешних сил, скоординированное изменение движений судна (курса, угла дрейфа, линейной скорости) и его маневренные качества.

2. В процессе поворота курс судна изменяется равномерно, не учитывается изменение радиуса кривизны и падение линейной скорости движения судна при повороте.

3. В точках сопряжения прямых линий с дугами окружностей имеются разрывы в первой и второй производных.

4. Не обеспечиваются согласованность и точность отслеживания программных движений и траектории судна.

Известен способ задания согласованных и скоординированных программных движений судна (курс, скорость и угол дрейфа) с помощью универсальных сигмоидоподобных траекторных функций (СПТФ), приведенных в заявке на изобретение А.А. Мироненко (2014016090/11(009667) РФ, МПК В63Н 25/00, В63Н 25/02, положительное решение ФИПС от 13.02.2015. Способ задания траектории и режимов движения судна) [6] в зависимости от пройденного судном расстояния по траектории, программное местоположение судна, задающее траекторию в неподвижной системе координат, определяется вычислителем программных движений (ВПД).

За прототип управления программными движениями судна и отслеживания программной траектории принят способ, предложенный в работе [5] на основе обратных задач динамики. В этом способе формируется и генерируется задающая функция угла поворота (курса) (псевдоуправление) в систему управления курсом (СУК) судна для компенсации отклонений фактических и программных движений:

где ψt - управляющая функция в виде заданного угла поворота (курса) судна, град; , - требуемые значения скоростей изменения прямоугольных координат, м/с; , - скорости изменения программных координат, м/с.

СУК включает внутренний контур нижнего уровня иерархии - систему управления угловой скоростью поворота (СУУС) судна. Для отработки заданного угла поворота СУК - верхний уровень иерархии управления генерирует управляющую функцию в виде заданной угловой скорости для СУУС - нижнего уровня управления, которая формирует через перекладку руля управляющий момент на судно, обеспечивающий желаемую динамику изменения курса:

где r, rt - текущая и заданная от СУК угловые скорости поворота судна, град/с; ψ - текущее значение курса, град; kc0, kc1 - коэффициенты, определяющие желаемый переходный процесс отслеживания программного движения судна по курсу (углу поворота); δ - угол перекладки руля, вырабатывающий управляющий момент на судно, град; k, k0, Tr=ko-1 - коэффициенты усиления, желаемой динамики и соответствующая постоянная времени СУУС с кратностью n0=k/k0≥4; r0 - начальные условия интегрирования могут не учитываться.

Недостатком прототипа является его реализация при условии постоянной скорости движения судна без учета ее регулирования по плану, изменения от внешних воздействий, падения на поворотах и без взаимосвязи с управлением курсом и скоростью.

Целью предлагаемого способа управления программными движениями судна по траектории является обеспечение безопасности судовождения в стесненных водах. При этом решаются следующие задачи:

1. Задание скоординированных и согласованных гладких программных движений и траекторий с учетом маневренных качеств судна.

2. Создание автоматического управления судном по программной траектории и согласованного отслеживания программных движений.

Для достижения указанной цели в способе управления программными движениями судна по траектории, заключающемся в том, что он является иерархическим, в котором вычислителем программных движений (ВПД) по данным навигационной обстановки и маневренным качествам судна на основе универсальных сигмоидоподобных траекторных функций (СПТФ) формируются программные значения: курс - ψp, прямоугольные координаты траектории движения - Хр, Yp, скорости - , и ускорения - , изменения программных координат, которые подаются на вход системы траекторного управления (СТУ), являющейся верхним уровнем иерархии управления, вместе с измеренными кинематическими параметрами движения судна, а именно продольной - u и поперечной - ν составляющими скорости движения, курсом - ψ, прямоугольными координатам - Xg, Yg, ускорениями прямоугольных координат - , , по ним СТУ определяет управляющий сигнал заданного угла поворота (курса) судна - ψt, который совместно с текущими измеренными значениями угловой скорости поворота - r и курсом - ψ судна подаются в систему управления курсом (СУК), являющуюся нижним уровнем иерархии управления, которая вырабатывает требуемый угол перекладки руля - δ для отслеживания заданного курса - ψt и траектории, а формируемое СТУ требуемое значение скорости - ut совместно с текущей измеренной скоростью - u судна поступает на вход системы управления скоростью (СУС) нижнего уровня иерархии, которая определяет требуемую частоту вращения винта - n для отслеживания заданного скоростного режима движения - ut по траектории, согласно заявляемому изобретению система управления скоростью (СУС) и система управления курсом (СУК) как системы нижнего уровня иерархии управления взаимно согласованы между собой и с вычислителем программных движений (ВПД) и иерархически подчинены системе траекторного управления (СТУ) верхнего уровня иерархии, при этом требуемое значение скорости - ut определяют с учетом программных движений и текущих отклонений судна с учетом угла дрейфа как разности направления вектора скорости - φ и истинного курса - ψ по формулам:

где ut - требуемое значение продольной составляющей скорости движения судна, м/с; , - ускорения изменения прямоугольных координат судна, м/с2; , - ускорения изменения программных координат, м/с2; kxi, kyi - коэффициенты, определяющие желаемые переходные процессы движения ЦТ судна с учетом ограничений на управляющие воздействия, скорости и ускорения; Xg, Yg - фактические значения координат судна, м, по значениям которых формируется частота вращения винта для отслеживания скорости движения судна по программной траектории с помощью выражения:

где n - частота вращения винта, м-1; kν, k - коэффициенты усиления и желаемой динамики СУС; u - продольная составляющая измеренной скорости движения судна, м/с; u0 - начальные условия интегрирования, м/с.

Таким образом, управление формируется по согласованной иерархической схеме от координат траектории, на верхнем уровне, к углу поворота - угловой скорости поворота и скорости движения судна, на нижних уровнях.

Желаемые переходные процессы компенсации отклонений управления скоростью движения судна (желаемая динамика системы) как подсистемы нижнего уровня управления задаются уравнением первого порядка:

где k, Tν=ko-1 - коэффициент желаемой динамики и постоянная времени СУС.

Динамические свойства замкнутой СУС судна определяются корнями характеристического уравнения:

где p1, 2 - корни характеристического уравнения замкнутой системы; n=kν/k - кратность коэффициентов усиления СУС и желаемого движения судна.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является:

1. Определение программного местоположения судна на траектории в неподвижной системе координат и требуемой скорости - ut с учетом отклонений от программных значений по согласованным физически реализуемым кинематическим параметрам и условиям отслеживания программных движений судна в конфигурации стесненных вод и вариантах получения итоговой кривой (программной траектории движения).

2. Способ автоматического управления судном по программной траектории на основе иерархически и динамически согласованных систем: системы траекторного управления (СТУ) - верхнего уровня иерархии, генерирующей задающие воздействия в систему управления курсом (СУК) и систему управления скоростью (СУС) судна - нижнего уровня иерархии, которые обеспечивают согласованную компенсацию отклонений фактических кинематических параметров от программных движений судна (траектории, курса, линейной скорости движения).

Технический результат заключается в том, что предлагаемая система автоматического управления судном по программной траектории согласованно отслеживает программные движения.

Технический результат предлагаемого изобретения обеспечивает физическую реализацию траекторного управления судном, СУК, СУУС и СУС судна при согласованных параметрах программных движений судна и подсистем управления:

1. Согласно предлагаемому изобретению управления формируются согласованно по программным значениям и текущим измерениям составляющих вектора скорости судна под действием суммарных сил в данный момент, т.е. динамика судна восстанавливается по текущим измерениям фактического движения.

2. Постоянные времени переходных процессов внешних контуров управления по иерархии должны быть значительно больше постоянных времени внутренних контуров управления, которые оцениваются по стандартным натурным маневренным качествам судна [5, 6]

где Tψ, Тν, Tx, Ty, ξx, ξy, ξψ - постоянные времени и коэффициенты затухания переходных процессов контуров управления СУК, СУС и СТУ.

3. При кратности коэффициентов больше четырех (n0≥4, n≥4) корни характеристических уравнений замкнутых СУУС и СУС будут действительными, а переходные процессы апериодическими (без колебаний).

4. Точность отслеживания значений угловой скорости поворота и линейной скорости обеспечивается выбором коэффициента усиления замкнутых СУУС и СУС из расчета более высокого быстродействия внутренних контуров управления относительно внешних (k>>k0, kν>>k).

5. Устойчивость СУК судна с наиболее быстродействующими переходными процессами с нулевым перерегулированием получается из следующих соотношений коэффициентов усиления управлений:

Технический результат обеспечивается тем, что способ управления программным движением судна по траектории содержит иерархически и динамически согласованные контуры управления по выражениям (5)-(7). На верхнем уровне иерархии находится система траекторного управления (СТУ), которая формирует задающую функцию компенсации отклонений судна от программных движений, согласованной с динамическими свойствами систем нижнего уровня иерархии управления (5), (6). По задающим воздействиям система управления курсом (СУК), СУУС обеспечивает соответствующее изменение курса судна для выхода на программную траекторию, а система управления скоростью (СУС) судна обеспечивает соответствующее изменение скорости судна для поддержания запланированного режима движения. Система управления курсом (СУК) включает свой внутренний контур системы управления угловой скоростью поворота (СУУС) - нижнего уровня иерархии. Изменения курса с соответствующей угловой скоростью и скорости движения согласованы с программным режимом движения и динамическими свойствами судно - системы управления по выражениям (5)-(7).

Сущность изобретения состоит в том, что решение задачи отслеживания программных движений и траектории судна осуществляется иерархически и динамически по выражениям (5)-(7) согласованными контурами управления от верхнего к нижнему уровню: координаты траектории - СТУ, курс - СУК, угловая скорость поворота - СУУС, линейная скорость судна - СУС.

Заявленное изобретение отличается от ранее заявленного изобретения [6] тем, что формируются программные координаты траектории движения судна и условия отслеживания этих движений, которые задаются следующими выражениями:

где up, νp - продольная и поперечная программные значения скорости судна, м/с; , - скорости изменения программных координат, м/с; Vg - скорость судна относительно грунта, м/с; φ - направление вектора перемещения центра тяжести (ЦТ) судна относительно грунта, град; Xg0, Yg0, Хр, Yp - начальные и программные неподвижные координаты судна, м; t - время.

Дополнительные условия отслеживания программных движений судна определяются равенством проекций измеряемых скоростей движения на неподвижные координатные оси соответствующим программным значениям, которые при отсутствии крена и дифферента принимают вид выражений:

где , - текущие скорости изменения координат, м/с; u, ν - продольное и поперечное текущие значения скорости судна, м/с.

Заявленное изобретение отличается от прототипа [5] дополнительным параллельным каналом управления - системой управления скоростью (СУС) судна (4) по требуемой скорости - ut с учетом отклонений от программных значений, иерархически согласованными каналами управления: системой траекторного управления (СТУ), системой управления курсом (СУК) с системой управления угловой скоростью поворота (СУУС).

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где показаны:

Фиг. 1. Структурная схема управления судном по программной траектории: СУК - система управления курсом; r - измеренная угловая скорость и ψ -курс судна; ψt - заданный угол поворота (курс) судна; δ - угол перекладки руля; СУС - система управления скоростью; ut - продольная составляющая требуемой скорости; u - продольная составляющая измеренной скорости движения судна; n - частота вращения винта; судно - объект управления; Xg, Yg - неподвижные прямоугольные координаты судна; , - ускорения изменений прямоугольных координат судна; ВПД - вычислитель программных движений; Хр, Yp - прямоугольные программные координаты траектории движения; , - скорости изменения программных координат; , - ускорения изменений программных координат; ψр - программные значения курса; СТУ - система траекторного управления.

Фиг. 2. Структурная схема системы управления курсом (СУК) с внутренним контуром управления угловой скоростью поворота (СУУС) судна: r - измеренная угловая скорость; ψ - измеренный курс; ψt - заданный угол поворота (курс) судна; rt - заданная угловая скорость; δ - угол перекладки руля; k - коэффициенты усиления СУУС; k0 - коэффициент желаемой динамики СУУС; r0 - начальные условия интегрирования; kc0, kc1 - коэффициенты желаемой динамики СУК.

Фиг. 3. Структурная схема системы управления скоростью (СУС) судна: ut - продольная составляющая требуемой скорости судна; u - продольная составляющая измеренной скорости судна; n - частота вращения винта; kν -коэффициент усиления СУС; k - коэффициент желаемой динамики СУС; uo - начальные условия интегрирования.

Фиг. 4. Отслеживание программной траектории при поворотах, разгонах и торможениях судна: 1 - программная траектория движения; 2 - фактическая траектория движения.

Фиг. 5. Точность отслеживания программной траектории при поворотах, разгонах и торможениях судна от заданного начального смещения: 3 - ХТЕ - боковое смещение от программной траектории.

Фиг. 6. Режим отслеживания программных значений скорости при поворотах, разгонах и торможениях судна: 4 - требуемая скорость движения (u1); 5 - измеренная скорость движения (u).

Фиг. 7. Изменение частоты вращения винта для отслеживания программных значений скорости при поворотах, разгонах и торможениях судна: 6 - частота вращения винта (n).

Положительный эффект предлагаемого изобретения заключается в том, что в отличие от других известных аналогичных решений учтены требования, налагаемые на свойства кривых, используемых при аппроксимации программных движений и их отслеживании иерархически согласованной системой управления:

- координаты точек траектории и скорости их изменения лежат в пределах физических ограничений маневрирования, учитывающих динамические свойства судна и исполнительных устройств (винт, руль) и дважды непрерывно-дифференцируемы;

- динамические свойства системы управления судном иерархически согласованы с взаимосвязанными программными движениями, траекторией, отклонениями от нее и условиями плавания.

Использование предлагаемого изобретения повысит качество задания маршрута плавания судна и его отслеживание, безопасность и эффективность выполнения маневров в стесненных водах.

Источники информации

1. Патент 2292289 РФ, МПК7 В63Н 25/04, G05D 1/00. Способ автоматического управления движением судна [Текст] / Острецов Г.Э., Клячко Л.М., Белогорцева М.В.; ИЛУ РАН им. В.А. Трапезникова. Опубл. 27.01.07.

2. Патент 2452655 РФ, МПК7 В63Н 25/04. Способ автоматического управления движением судна [Текст] / Острецов Г.Э., Клячко Л.М.; ИЛУ РАН им. В.А. Трапезникова. Опубл. 10.06.12, Бюл. №16.

3. Патент 2483973 РФ, МПК7 В63Н 25/04. Способ управления движением судна по заданной траектории [Текст] / Острецов Г.Э., Клячко Л.М., Памухин С.Г.; ИЛУ РАН им. В.А. Трапезникова. Опубл. 10.06.13, Бюл. №16.

4. Патент 2525606 РФ, МПК7 В63Н 25/04, G05D 1/00. Устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию [Текст] / Клячко Л.М., Острецов Г.Э.; ИЛУ РАН им. В.А. Трапезникова. Опубл. 20.08.14, Бюл. №23.

5. Васьков А.С. Методологические основы управления движением судна и конфигурацией зоны навигационной безопасности [Текст] / Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д.т.н. - СПб.: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 1998. - 48 с. (прототип).

6. Заявка 201406090/11(009667) Российская Федерация, МПК В63Н 25/00, В63Н 25/02. Способ задания траектории и режимов движения судна [Текст] / Мироненко А.А.; Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. - №201406090/11(009667); заявл. 18.02.2014; Положительное решение ФИПС от 13.02.2015.

Способ управления программными движениями судна по траектории, заключающийся в том, что он является иерархическим, в котором вычислитель программных движений (ВПД) по данным навигационной обстановки и маневренным качествам судна на основе универсальных сигмоидоподобных траекторных функций (СПТФ) формирует курс, координаты траектории движения, скорости и ускорения изменения координат, которые подаются на вход системы траекторного управления (СТУ), являющейся верхним уровнем иерархии управления, вместе с измеренными кинематическими параметрами движения судна, а именно продольной и поперечной составляющими скорости движения судна, курсом, прямоугольными координатам судна, ускорениями прямоугольных координат судна, по которым СТУ определяет управляющий сигнал заданного угла поворота (курса) судна, который совместно с текущими измеренными значениями угловой скорости поворота и курсом судна подается в систему управления курсом (СУК), являющуюся нижним уровнем иерархии управления, которая вырабатывает требуемый угол перекладки руля для отслеживания заданного курса и траектории, а формируемое СТУ требуемое значение скорости совместно с текущей измеренной скоростью судна поступает на вход системы управления скоростью (СУС) нижнего уровня иерархии, которая определяет требуемую частоту вращения винта для отслеживания заданного скоростного режима движения по траектории, отличающийся тем, что система управления скоростью (СУС) и система управления курсом (СУК) как системы нижнего уровня иерархии управления взаимно согласованы с вычислителем программных движений (ВПД) и иерархически подчинены системе траекторного управления (СТУ) верхнего уровня иерархии, при этом требуемое значение скорости определяют с учетом программных движений и текущих отклонений, разности направлений вектора скорости и истинного курса судна по формулам:

где ut - требуемое значение продольной составляющей скорости движения судна, м/с;
- требуемые значения скоростей изменения прямоугольных координат, м/с;
- ускорения изменения прямоугольных координат судна, м/с2;
- ускорения изменения программных координат, м/с2;
kxi, kyi - коэффициенты, определяющие желаемые переходные процессы движения ЦТ судна с учетом ограничений на управляющие воздействия, скорости и ускорения;
Xg, Yg - фактические значения координат судна, м;
Хр, Yp - прямоугольные программные координаты траектории движения, м;
φ - направление вектора перемещения центра тяжести (ЦТ) судна относительно грунта, град;
ψ - текущее значение истинного курса судна, град,
по значениям которых формируется частота вращения винта для отслеживания скорости движения судна по программной траектории:

где n - частота вращения винта, м-1; kv, k0v - коэффициенты усиления и желаемой динамики СУС; u - продольная составляющая измеренной скорости движения судна, м/с; u0 - начальные условия интегрирования, м/с.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается морских судов, в частности пассажирских, грузопассажирских, сухогрузов, контейнеровозов, танкеров. Предложен корпус судна, содержащий водонепроницаемую стенку с нанесенной ватерлинией, разделяющей ее на надводную часть и подводную часть, снабженную поворотными створками, соединенными с механизмами поворота, при этом по меньшей мере одна створка имеет полость, заполненную герметичными оболочками, содержащими воздух/газ легче воздуха.

Способ управления движущимся судном. При данном способе в пределах контура судна в его диаметральной плоскости (ДП) выбирают на носу и корме судна точки, относительно которых производят непрерывные измерения координат с высокой точностью (±1м) и непрерывно вычисляют смещения этих точек от заданной линии положения ДП.

Изобретение относится к области судовождения, а именно к системам автоматического управления движением судна. Для задания траектории и режима движения судна представляют сигмоподобные функции с изменяемыми коэффициентами кривизны и задаваемыми выражениями.

Способ сжатия информации для автоматизированного проектирования систем управления движения корабля для устройства, состоящего из блока измеряемой информации, локальных сетей, регуляторов, исполнительных средств, динамической модели движения корабля, блока представления информации и записи результатов, блока управления и оптимизации режимов, блока сжатия информации, содержащий регистры полученного значения и времени его прихода, первый блок сравнения, регистр регистрации времени передачи, логические блоки ИЛИ и И, таймер, второй блок сравнения, регистр переданного значения, формирователь сетевых пакетов.

Изобретение относится к системам управления и может быть использовано при разработке систем управления подводными аппаратами, обеспечивающими их ориентацию и перемещение по заданной траектории с заданной траекторией скоростью, или в заданную точку по требуемой траектории без предъявления требований к траекторией скорости, или в заданную точку с нулевой конечной скоростью.

Изобретение относится к системам управления движением подводных аппаратов. Устройство содержит установленные на подводном аппарате (1) движители вертикального (2) и горизонтального (3) перемещений, телекамеру (4), выполненную с возможностью поворота, датчик (5) положения угла поворота телекамеры, первый (6), второй (7) и третий (8) нелинейные функциональные преобразователи, блок (9) управления движителями, датчик (10) расстояния, вручную коммутируемый ключ (11), пороговый элемент (12), электронно-управляемый переключатель (13).

Изобретение относится к области судовождения, а именно к автоматическому управлению движением судна по заданному маршруту. Отказоустойчивая система автоматического управления движением судна содержит датчик руля, датчик угловой скорости, датчик скорости хода, датчик угла курса, задатчик угла курса, сумматор, рулевой привод.

Изобретение относится к судостроению, а именно к подруливающим устройствам судов. Подруливающее устройство содержит два винта, установленные в гондоле на стойке обтекателей в сквозном канале, и приводной двигатель, а также снабжено дополнительными стойками, расположенными на обтекателях по краям гондолы.

Группа изобретений относится к способу автоматического управления судном по курсу и интеллектуальной системе автоматического управления судном по курсу. Способ заключается в том, что в качестве модели объекта управления используют нейросетевую модель объекта управления.

Изобретение относится к системам управления движением подводных аппаратов. Устройство содержит движители вертикального и горизонтального перемещений, телекамеру, установленную с возможностью поворота, датчики угла поворота, сумматоры, источники опорного сигнала, пороговые элементы, синусные и косинусные функциональные преобразователи, блоки умножения и деления, усилители, ключи, логические элементы, датчики расстояния и команд, многоуровневый релейный элемент, блоки взятия модуля.

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям поворотно-откидной колонки, предназначенной для установки на катерах и служащей для передачи крутящего момента от двигателя к гребному валу и управления катером. Поворотно-откидная колонка для плавучих средств содержит горизонтальный вал, верхний конический редуктор, вертикальный вал, нижний конический редуктор и гребной винт. В качестве механизма подъема использован гидроцилиндр, который размещен в верхней части колонки, а также наличием карданного вала и наличием механизма поворота, за счет которого корпус колонки поворачивается на любой угол без ограничения в пределах 360° и обеспечивает работу судна на заднем ходу без смены вращения приводного вала. Механизм поворота колонки содержит наружный не вращающийся корпус и прочно закрепленный к нему через верхний и нижний подшипник внутренний вращающийся корпус. Привод механизма поворота закреплен сверху верхней части наружного, не вращающегося корпуса колонки, и через шестерню передает поворачивающее усилие на шестерню, которая жестко соединена с внутренней обоймой верхнего подшипника. Достигается эффективность управления катером. 1 ил.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на плавсредствах, как на надводных судах, так и на подводных судах. V-образно спаренный шнековый движитель для плавсредств в варианте надводного судна содержит в кормовой части на транцевой плите расположенные под углом шнеки, управляемые мотор-редукторами скорости и направления вращения шнеков. Шнеки совместно с данными мотор-редукторами перемещаются под разными углами в горизонтальной плоскости посредством соединенных с ними дополнительными мотор-редукторами углового положения шнеков. Все мотор-редукторы через блок управления приводами подключены к центральной системе управления надводным судном. В варианте подводного судна транцевая плита с расположенными на ней мотор-редукторами со шнековыми движителями имеет возможность поворачиваться в вертикальной плоскости с помощью закрепленной на ее оси мотор-редуктора углового поворота плиты. Достигается повышение КПД и увеличение скорости хода плавсредства, увеличение маневренности плавсредства и исключение кавитации. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к способу управления движением буксирной системы. Для управления движением буксирной системы определяют непрерывно значение координат в определенных точках в пределах контура буксирующего судна, вычисляют поперечные смещения от заданной линии положения диаметральной плоскости, вырабатывают сигнал управления по определенному закону для отдельных элементов или всего движительно-рулевого комплекса буксирующего судна, используют определенную координатную систему, меняют ее положение в зависимости от особенностей маневрирования судна для обеспечения вывода и удержания управляемого судна в заданном положении или на заданной траектории движения, формируют два сигнала управления определенным образом в зависимости от положения точек относительно выбранной оси, формируют сигнал управления на автоматическую буксирную лебедку в зависимости от длины буксирного троса. Обеспечивается приведение буксирующего и буксируемого судна в заданное положение на плоскости и движение по заданной траектории. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к способу управления движущимся судном. Для управления движущимся судном определяют непрерывно координаты двух максимально удаленных друг от друга точек в пределах контура судна, одна из которых расположена к носу судна, а другая - к его корме, определяют поперечные и продольные отклонения от заданной оси, вырабатывают сигналы управления по определенному закону для работы отдельных элементов или всего движительно-рулевого комплекса, меняют положение и ориентацию выбранной координатной системы с учетом особенностей осуществляемого маневрирования судна при выполнении конкретной ключевой судовой операции, прогнозируют возможность выполнения маневра на базе математической модели судна с учетом его динамических свойств, влияния внешних факторов, технических параметров работы движительно-рулевого комплекса, требований энергетической эффективности и безопасности выполнения ключевой судовой операции, принимают решение о дальнейшем управлении движении судна или прекращении маневра. Обеспечивается безопасность и энергетическая эффективность выполнения ключевой судовой операции. 5 ил.

Изобретение относится к способу управления движущимся судном. Для управления движущимся судном размещают антенны спутниковой навигационной системы в определенных точках судна, определяют непрерывно их координаты, а также поперечные и продольные отклонения от определенной оси, вырабатывают сигналы управления для работы отдельных элементов или всего движительно-рулевого комплекса по определенному закону, формируют вручную или автоматически сигнал на изменение положения начала координатной системы, значения координат которой определяют исходя из заданного положения судна на заданной траектории маневрирования, формируют сигнал на изменение кинематических параметров движения судна с учетом текущих и заданных их значений определенным образом. Обеспечивается эффективность и безопасность при приведении или удержании судна в заданном положении или при движении судна по заданной траектории для его прихода в заданную точку. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Устройство относится к области судостроения, в частности ходовой части водного судна, и может быть использовано для повышения эффективности его ходовых качеств. Устройство ходовой части водного судна содержит основной вал с гребным винтом, и снабжено по крайней мере одним дополнительным валом с гребным винтом на нем, соосно основному валу, причем с переменной и отличающейся от основного вала скоростью вращения. На пути потока, который нагнетается вторым дополнительным гребным винтом, предусмотрена по крайней мере одна дополнительная плоскость поворотного, горизонтального и вертикального управления водным судном. Дополнительная плоскость имеет поверхность профильной кривизны, по форме близкую к внешней изобаре нагнетаемого потока. Достигается повышение надежности ходовой части водного судна, увеличение общего усилия на валу гребного винта без увеличения рабочих мест движителя по ширине судна. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх