Колесный узел
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции приводов ведущих колес одноосных транспортных средств, включая кресла-коляски. Колесный узел содержит ось ведущего колеса, ступицу, обод, выполненный с внутренним зацеплением под колесо, установленное на ведущем валу, кинематически связанном водилом с осью ведущего колеса. Индивидуальный бортовой привод ведущего вала установлен шарнирно на водиле маятникового исполнения, имеющего торсионную связь с корпусом транспортного средства. При этом периферийная часть колеса в зацеплении и ведущее колесо могут иметь пневматическое исполнение или иметь накатку под зацепление. Технический результат - расширение функциональных возможностей колесного узла. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции приводов ведущих колес одноосных транспортных средств, включая кресла-коляски.
Известен (см. авт. свид. №1643209, кл. B60K 17/32, от 19.01.1989) колесный узел, содержащий ось ведущего колеса, ступицу, обод, выполненный с внутренними зубьями, находящимися в зацеплении со звездочкой, установленной на ведущем валу, кинематически связанном водилом с осью ведущего колеса, с установленным на ведущем валу рычагом.
К недостаткам известного колесного узла следует отнести перекос грузонесущей платформы (по прототипу - остова), возникающий в одноосных транспортных средствах, где поворот и разворот осуществляются противовращением бортовых ведущих колес. Амортизационная рессора на одноплечем рычаге в конструкции узла-прототипа не устраняет отмеченного недостатка, что особенно заметно на режимах движения, когда нагрузка на одном бортовом ведущем колесе меньше номинальной, а на другом бортовом ведущем колесе больше номинальной.
Для устранения отмеченного недостатка в техническом решении по предлагаемому изобретению в колесном узле, содержащем ось ведущего колеса, ступицу, обод, выполненный с внутренним зацеплением под колесо, установленное на ведущем валу, кинематически связанном водилом с осью ведущего колеса, индивидуальный бортовой привод ведущего вала установлен шарнирно на водиле маятникового исполнения, имеющего торсионную связь с корпусом транспортного средства. При этом периферийная часть колеса в зацеплении и ведущее колесо могут иметь пневматическое исполнение или иметь накатку под зацепление.
Предлагаемое изобретением техническое решение иллюстрируется чертежом.
Предлагаемый изобретением колесный узел содержит ось 1 ведущего колеса 2, ступицу, обод 3, выполненный с внутренним зацеплением под колесо 4, установленное на ведущем валу 5, кинематически связанном водилом 6 с осью 1 ведущего колеса 2. При этом индивидуальный бортовой привод 7 ведущего вала 5 установлен шарнирно на водиле 6 маятникового исполнения, имеющего торсионную связь 8 с корпусом 9 транспортного средства. При этом периферийная часть колеса 4 в зацеплении и ведущее колесо 2 могут иметь пневматическое исполнение или иметь накатку под зацепление.
Ведущее колесо 2 по предлагаемому изобретением техническому решению приводится во вращение колесом 4, находящимся в зацеплении с ободом 3. При этом зацепление может быть по конусной части обода 3 (см. АВ чертеже) или по цилиндрической части обода 3 (см. ВС на чертеже). Технологические и/или эксплуатационные биения беговых дорожек обода 3 под колесом 4 компенсируются шарнирной установкой ведущего вала 5 на водиле 6, а неравномерное сопротивление дороги вращающемуся ведущему колесу 2 гасится торсионной связью 8 водила 6 с корпусом 9 транспортного средства.
Использование технического решения по предлагаемому изобретению устраняет недостатки прототипа и расширяет функциональные возможности колесного узла с применением в конструкциях приводов ведущих колес одноосных транспортных средств, включая кресла-коляски.
Таким образом, по мнению заявителя, предлагаемое техническое решение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
1. Колесный узел, содержащий ось ведущего колеса, ступицу, обод, выполненный с внутренним зацеплением под колесо, установленное на ведущем валу, кинематически связанном водилом с осью ведущего колеса, отличающийся тем, что индивидуальный бортовой привод ведущего вала установлен шарнирно на водиле маятникового исполнения, имеющего торсионную связь с корпусом транспортного средства.
2. Колесный узел по п.1, отличающийся тем, что периферийная часть колеса в зацеплении и ведущее колесо могут иметь пневматическое исполнение или иметь накатку под зацепление.