Смазочное устройство зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах смазываемым ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня жестко укреплена на оси, установленной в корпусе передачи, и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом передачи, с поджатием к нему. Ось установлена в подшипниках-направляющих. На оси жестко укреплен кулачок в виде усеченного цилиндра, усеченная часть кулачка примыкает к ролику-толкателю, жестко установленному на корпусе передачи. К неусеченной части кулачка примыкает тормозной диск, установленный шарнирно на рамке, шарнирно установленной на корпусе передачи и снабженной пружиной, прижимающей рамку с тормозным диском к кулачку. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом.

Известно ротапринтное смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее смазывающий элемент в виде шестерни, обкатывающей при работе передачи зубья одного из ее смазываемых зубчатых колес. Зубья шестерни изготовлены из прессованного смазочного материала, шестерня установлена к смазываемому зубчатому колесу зубчатой передачи, причем прижатие выполняется по линии, соединяющей центры вращения шестерни и смазываемого колеса (радиальное поджатие), для чего шестерня посредством оси установлена на одном из плеч коромысла, укрепленном в корпусе редуктора, с возможностью поворота в общей плоскости вращения шестерни и колеса, а прижатие выполнено посредством пружины растяжения, укрепленной на корпусе передачи и втором плече коромысла (см., например, Дроздов Ю.Н. и др. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник / Ю.Н. Дроздов, В.Г. Павлов, В.Н. Пучков. - Машиностроение, 1986. - 224 с.: ил. - (Основы проектирования машин), стр. 191, 192, рис. 2, а).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что перенос смазочного материала с зубьев смазочной шестерни, из которого изготовлены эти зубья, на поверхности зубьев смазываемого зубчатого колеса осуществляется путем их взаимного обкатывания, при котором перенос осуществляется за счет сил трения качения и скольжения между сопряженными зубьями шестерни и колеса. При этом эти силы направлены вдоль сопряженных боковых поверхностей зубьев шестерни и колеса. А этих сил трения может быть недостаточно для осуществления процесса массопереноса смазочного материала, на этот процесс также влияет состав смазочного материала, из которого изготовлены зубья шестерни. Увеличение же величины взаимного поджатая шестерни и колеса может приводить к деформированию зубьев шестерни (как наиболее слабого звена в прочностном плане в паре зацепления шестерня-колесо) и - к их излому, что приводит к выходу смазочного устройства из строя.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства, реализующего взаимное тангенциальное поднятие зубьев смазывающей шестерни и смазываемого зубчатого колеса (см. описание прототипа (см. выше) - стр. 191, 192, рис. 2, б). Смазочное устройство содержит смазывающую шестерню, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, причем шестерня выполнена из двух половин одинаковой формы в плоскости вращения шестерни, обе половины установлены на одной оси и подпружинены друг относительно друга с созданием усилия, стремящимся провернуть обе половины шестерни друг относительно друга в плоскости вращения шестерни. Зубья обеих половин шестерни находятся в зацеплении с зубьями колеса, и боковыми поверхностями своих зубьев контактирует при этом с боковыми поверхностями зубьев колеса - отстающие боковые поверхности зубьев одной шестерни контактируют с набегающими боковыми поверхностями зубьев колеса, а набегающие боковые поверхности зубьев другой шестерни контактируют с отстающими боковыми поверхностями зубьев. Такой контакт имеет место для каждой пары смещенных друг относительно друга зубьев обеих половин шестерни в каждой впадине зубчатого венца колеса.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которого изготовлены из прессованного смазочного материала, укрепленной на оси, установленной в корпусе передачи, и находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым колесом передачи, с поджатием к нему; причем ось установлена в подшипниках - направляющих с возможностью свободного перемещения в обе стороны вдоль своей оси; на оси, соосно ей, жестко укреплен кулачок в виде косоусеченного цилиндра, скошенной стороной примыкающий к ролику-толкателю, жестко закрепленному на корпусе передачи; с неусеченной стороны кулачка, с примыканием к нему, расположен тормозной диск, соосный кулачку и с отверстием для свободного перехода сквозь него оси; диск шарнирно установлен на рамке, шарнирно закрепленной на корпусе передачи и снабженной пружиной, прижимающей рамку с тормозным диском к кулачку.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: общий вид зубчатой передачи и смазочного устройства - фиг. 1, смазочное устройство зубчатой передачи - фиг. 2, фрагмент смазочного устройства - фиг. 3.

На чертеже показаны: смазочная шестерня 1, зубья 2 шестерни, ось 3 шестерни, смазываемое зубчатое колесо 4 с зубьями 5, парное зубчатое колесо 6 передачи с зубьями 7, подшипники - направляющие 8, корпус 9 передачи, кулачок 10, ролик-толкатель 11, консоль 12, тормозной барабан 13, шарнир 14, рамка 15, шарнир 16, пружина 17, отверстие 18; направления вращения: шестерни - ω1, колес - ω2 и ω3; величина смещения L смазочной шестерни 1 относительно смазываемого колеса 4; направления V перемещения оси 3.

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала; шестерня 1 жестко укреплена на оси 3 и находится в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом 4 передачи посредством его зубьев 5; смазываемое колесо (5) находится в зацеплении с парным колесом 6 посредством его зубьев 7. Ось установлена в подшипниках - направляющих 8, укрепленных на корпусе 9 передачи, с возможностью перемещения (V) в этих направляющих в обе стороны вдоль своей оси. На оси 3 жестко укреплен кулачок 10, выполненный в виде косоусеченного цилиндра, к усеченной стороне которого примыкает ролик-толкатель 11, установленный на консоли 12, жестко закрепленной на корпусе 9 передачи; к неусеченной поверхности цилиндра (кулачка) 10 примыкает тормозной диск 13, выполненный в виде диска, диск посредством шарнира 14 укреплен на ролике 15, шарнирно (16) установленном на корпусе 9 передачи. Рамка 15 снабжена пружиной 17, поджимающей рамку 15 с диском 13 к кулачку 10. А по центру диска 13 выполнено сквозное отверстие 18 для свободного прохода сквозь него оси 3.

Работает данное устройство следующим образом. При вращении смазываемого колеса 4, его зубья 5 взаимодействуют с зубьями 2 смазочной шестерни 1, приводя ее во вращение. При вращении шестерни 1, жестко укрепленной на своей оси 3, вращается и кулачок 10, также жестко укрепленный на этой оси (3). Посредством пружины 17, рамки 15 и тормозного диска 13 кулачок 10 отжимается к ролику-толкателю 12, прижимаясь к нему, кулачок 10 стремится сместиться вправо по направлению к ролику-толкателю 12; ролик-толкатель 12, жестко установленный на корпусе 9 передачи, ограничивает смещение кулачка 10 вправо. При вращении шестерни 1 (и кулачка 10), вращается и ось 3, на которой шестерня и кулачок жестко закреплены; при этом - за счет взаимодействия профиля вращающегося кулачка 10 и неподвижного роликотолкателя 11 - происходит периодическое колебательное перемещение оси 3 (V) в подшипниках-направляющих 8. Смещение зубьев 2 шестерни 1 поперек зубьев 5 смазываемого колеса 4 способствует повышению качества переноса смазочного материала с зубьев шестерни на зубья колеса. Тормозной диск 13 осуществляет функцию поджатия кулачка 10 к ролику-толкателю 11, задавая вместе с кулачком перемещение оси 3. Кроме того, тормозной диск 13 обеспечивает притормаживание вращения кулачка 10, тем самым обеспечивается притормаживание вращения и шестерни 1 относительно смазываемого колеса 4, что обеспечивает взаимное поджатие зубьев 2 шестерни 1 и зубьев 5 смазываемого шестерней колеса 4.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочного устройства обеспечивает поджатие зубьев смазочной шестерни и смазываемого ею зубчатого колеса (боковых рабочих поверхностей их зубьев); кроме того, задается взаимное смещение боковых рабочих поверхностей этих зубьев (поперек этих поверхностей). Это обеспечивает требуемое качество смазывания зубьев колеса смазочным материалом зубьев смазочной шестерни.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно ротапринтное, содержащее смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала, укрепленной на оси, установленной в корпусе зубчатой передачи передачи, и находящейся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом зубчатой передачи, с поджатием к нему, отличающееся тем, что шестерня жестко укреплена на оси, ось установлена в подшипниках-направляющих с возможностью свободного перемещения в них в обе стороны, на оси, соосно ей, жестко укреплен кулачок в виде косоусеченного цилиндра, скошенной стороной примыкающий к ролику-толкателю, жестко укрепленному на корпусе передачи; с неусеченной стороны кулачка, с примыканием к ней, расположен тормозной диск, соосный кулачку и с отверстием для свободного прохода оси, диск шарнирно установлен на рамке, шарнирно закрепленной на корпусе зубчатой передачи и снабженной пружиной, прижимающей рамку с тормозным диском к кулачку.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, находящуюся в зацеплении со смазываемым зубчатым колесом и погруженную в масляную ванну.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания косозубых колес. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно косозубого колеса быстроходной ступени многоступенчатой зубчатой передачи с картерным смазыванием, содержит вспомогательную косозубую смазочную шестерню, находящуюся в пассивном зацеплении со смазываемым зубчатым колесом.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала и порошкообразный магнитоактивный смазочный материал, активируемый магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач ротапринтным способом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным способом. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни 1, зубья 2 которой изготовлены из прессованного смазочного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых передач с картерным смазыванием посредством смазкоподающего элемента. Смазочное устройство содержит смазкоподающий элемент в виде цилиндра с торцевыми заглушками, укрепленного на приводном валу. Цилиндр расположен вдоль ширины смазываемого зубчатого колеса. Снаружи смазкоподающий элемент охвачен секторообразным кожухом, открытым с набегающей стороны цилиндра. Боковые стенки кожуха перекрывают нижние части торцов колеса, днище кожуха охватывает снизу цилиндр и сверху примыкает с зазором к колесу, передняя стенка кожуха перекрывает зазор между цилиндром и колесом, а на внутренней стороне стенки укреплен вдоль кожуха скребок, примыкающий к цилиндру и имеющий зазор относительно колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазкоподающий элемент в виде лопастного колеса с лопастями, установленного на валу, кинематически связанном с вращающимися элементами передачи. Лопастное колесо своей нижней частью погружено в масляную ванну с верхним уровнем, расположенную в корпусе зубчатой передачи. Лопастное колесо расположено под смазываемыми элементами. Лопастное колесо снабжено сегментообразным кожухом, образованным двумя вертикальными плоскими стенками и окружной поверхностью. Кожух установлен на корпусе зубчатой передачи неподвижно относительно вращающегося колеса, симметрично относительно вертикали. Кожух охватывает нижнюю часть колеса, погруженную в масляную ванну, и расположен с превышением по высоте верхнего уровня ванны. В нижней части каждой вертикальной плоской стенки кожуха, с примыканием к его окружной поверхности, выполнено заливное отверстие, симметричное вертикали кожуха. На участках плоских боковых стенок кожуха, погруженных в масляную ванну, выполнены радиально ориентированные вырезы, по всей своей длине снабженные открылками, расположенными относительно вертикальной оси симметрии кожуха со стороны вырезов, обратных этой оси симметрии. Обеспечивается расширение функциональных возможностей смазочного устройства. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым способом. Смазочное устройство зубчатой передачи, включающей корпус, изготовленный из диамагнитного материала, и зубчатые колеса, изготовленные из ферромагнитного материала, содержит порошковый магнитоактивный материал, помещенный внутрь корпуса и источник магнитного (электромагнитного) поля, создающий магнитную связь между смазочным материалом и зубьями зубчатых колес. Зубчатые колеса снабжены П-образными скребками, охватывающими их зубчатые венцы со стороны вершин и торцов зубьев и прилегающие к венцам участки торцов тел колес. Скребки выполнены из магнитопассивного материала и расположены со стороны входа зубчатых колес во взаимное зацепление радиально относительно зубчатых колес. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий рулевых винтов вертолетов. Редуктор рулевого винта вертолета включает в себя корпус, выходной вал для соединения с рулевым винтом, установленный с возможностью вращения в корпусе и имеющий открытый конец в нем, входной элемент, установленный с возможностью вращения в корпусе, зубчатую передачу, обеспечивающую соединение, передающее мощность между входным элементом и выходным валом. Вал управления шагом лопастей размещен внутри выходного вала с возможностью вращения в нем и движения относительно него вдоль оси вращения выходного вала. Приводной элемент для осуществления осевого движения вала управления шагом является подвижным в осевом направлении выходного вала, но удерживается от вращения вместе с ним. Подшипниковый узел расположен между валом управления шагом и приводным элементом для обеспечения относительного вращения между ними. Редуктор включает в себя по меньшей мере один конструктивный элемент для отвода масла, рассеянного внутри корпуса при эксплуатации, в направлении открытого конца выходного вала. Обеспечивается надежная смазка подшипника и увеличение срока службы подшипника. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, состоящую их ступицы и зубчатого венца с зубьями, установленную на оси, укрепленную в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. В зубьях со стороны набегающих их боковых поверхностей выполнены вырезы - на высоту зубьев, вырезы выполнены меньшей ширины, чем ширина зубьев, симметрично относительно торцов зубьев. Вырезы не доходят до отстающих боковых поверхностей на одинаковое расстояние по всей высоте зубьев. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к деталям машин. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса внутреннего зацепления и окружностью, описываемой в проекции на его тело точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле упомянутого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси его вращения укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса перпендикулярно ему установлено наружное кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Высота наружного кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела зубчатого колеса внутреннего зацепления укреплена кольцевая вставка. В нижней части внутреннего кольца по его периметру выполнен ряд сквозных отверстий, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо зубчатой передачи. С обоих торцов этого колеса расположена пара скребков, жестко укрепленных на корпусе передачи, неподвижно относительно вращающегося колеса и прилегающих к торцам колеса по всей своей длине. Скребки расположены выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Нижние концы скребков расположены на вертикальной оси симметрии колеса, выше нижних точек окружностей, описываемых точками соприкосновения поверхностей торцов тела колеса с верхним уровнем смазочного материала ванны. Верхние концы скребков подведены к началу зоны зацепления сопряженных зубьев зубчатых колес, с перекрытием вершин зубьев зубчатого венца. Скребки в своих проекциях на торцы колеса имеют вид дуг, выгнутых в стороны вершин зубчатого венца этого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной. На внутренние поверхности корпуса нанесено маслобензостойкое покрытие с антиадгезионным свойством по отношению к смазочному материалу. Покрытие нанесено на поверхности, расположенные выше верхнего уровня смазочного материала ванны. Достигается снижение расхода смазочного материала за счет нанесенного на поверхность покрытия. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи. В масляной ванне, вдоль плоскости вращения колеса, установлен ряд вертикальных пластинчатых перегородок, укрепленных на дне ванны и стенках корпуса, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Перегородки имеют высоту большую, чем высота верхнего уровня масляной ванны; на участках перегородок, совпадающих в плане с колесом, выполнены вырезы, с образованием зазоров между перегородками и колесом, а в перегородках выполнены сквозные окна, низ которых расположен выше дна ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо. С каждой из двух сторон выхода при вращении нижерасположенного колеса из ванны над верхним уровнем ванны расположен скребок П-образной формы, жестко укрепленный на корпусе передачи относительно вращающегося колеса. Скребки расположены зеркально относительно друг друга и симметрично относительно вертикальной оси симметрии колеса. Скребки охватывают с прилеганием к ним вершины и торцы зубчатого венца и части торцов тела колеса. Скребки ориентированы снизу вверх от зубчатого венца к телу колеса под острым углом относительно горизонтали. Верхние концы скребков сведены вместе. Со стороны вершин зубчатого венца к каждому скребку прилегает фартук, жестко укрепленный на корпусе передачи, ориентированный вниз по вертикали и перекрывающий зазор между скребком и днищем ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.
Наверх