Способ костной пластики при лечении несращений, ложных суставов и дефектов костей
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии. Выполняют костную пластику трубчатым кортикально-губчатым аутотрансплантатом из гребня подвздошной кости в сочетании с металлоостеосинтезом. При этом производят открытую репозицию отломков с измерением имеющегося дефекта между ними, после этого формируют трансплантат на 4-6 мм длиннее дефекта, на торцевых поверхностях трансплантата производят резекцию кортикального слоя кости по 2-3 мм с каждой стороны. Затем после открытой репозиции и внедрения трансплантата между отломками достигают полный контакт кости и трансплантата за счет компактизации губчатого слоя торцов трансплантата на участке с резецированным кортикальным слоем. Далее производят накостный или интрамедуллярный остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом с обеспечением дополнительной стабильности при максимальном контакте за счет самоадаптации торцевых поверхностей трансплантата к отломкам. Способ обеспечивает хорошую ассимиляцию трансплантата с материнским ложем, позволяет начинать раннюю функциональную нагрузку, исключающая необходимость внешней иммобилизации верхней конечности с восстановлением функции смежных суставов. 4 ил., 1 пр.
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для хирургического лечения ложных суставов и дефектов длинных трубчатых костей.
Лечение несращений, ложных суставов и дефектов длинных трубчатых костей является проблемным разделом оперативной ортопедии, в особенности костей предплечья ввиду наличия двух субтильных костей, объединенных единой сложной биомеханикой. Это требует особой педантичности репозиции с учетом характера повреждений локтевой и лучевой костей в отдельности и восстановления ротационной функции этого сегмента в последующем.
Известны различные способы костной пластики при лечении этих повреждений. Для хорошей перестройки и ассимиляции костного трансплантата с материнским ложем необходим максимальный контакт в месте их соприкосновения и стабильная фиксация отломков и трансплантата. Общими проблемами известных способов являются сложность обеспечения полноценного полного контакта трансплантата и отломков, миграция костных трансплантатов, недостаточная стабильность остеосинтеза, что не позволяет приступить к ранней реабилитации конечности с целью устранения и профилактики контрактур и нарушения функции.
Наиболее близким к заявляемому является способ костной пластики при лечении псевдоартрозов и дефектов костей предплечья, который заключается в проведении костной пластики трубчатым кортикально-губчатым аутотрансплантатом из гребня подвздошной кости со сферической поверхностью торцов трансплантата и отломков в сочетании с металлоостеосинтезом [Способ лечения псевдоартрозов и дефектов костей предплечья / В.А. Неверов, С.Н. Черняев, А.А. Хромов с соавт. - № 2006119595; заявл. 05.06.06; опубл. 27.12.07. - Бюл. № 36].
Недостатками прототипа являются: необходимость наличия специального инструмента - вогнутых и выпуклых фрез для обработки трансплантата и материнского ложа кости, дрель с регулируемыми оборотами, дополнительная резекция кости при обработке фрезами торцов отломков и трансплантата.
Технической задачей и социальным эффектом предлагаемого способа является высокая эффективность и функциональность в лечении больных с переломами длинных трубчатых костей, использование простого доступного инструментария; полный контакт и компрессия трансплантата с отломками, вследствие чего наступает быстрая ассимиляция его с костным ложем; ранняя функциональная нагрузка, исключающая необходимость внешней иммобилизации верхней конечности с восстановлением функции смежных суставов.
Предлагаемый способ костной пластики при лечении несращений, ложных суставов и дефектов костей заключается в том, что производят открытую репозицию отломков с измерением имеющегося дефекта между ними, после этого формируют трансплантат на 4-8 мм длиннее дефекта, на торцевых поверхностях трансплантата производят резекцию только кортикального слоя кости по 2-4 мм с каждой стороны, затем после открытой репозиции внедряют трансплантат между отломками, достигая полного контакта кости и трансплантата при компактизации губчатого слоя торцов трансплантата за счет отсутствия распорки в виде кортикальной пластинки на трансплантате, далее производят накостный или интрамедуллярный остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом с обеспечением дополнительной стабильности при максимальном контакте за счет самоадаптации торцевых поверхностей трансплантата к отломкам.
Существенными отличиями предлагаемого способа являются: простота его реализации, обработка концов трансплантата путем резекции кортикального слоя по 2-4 мм с каждой стороны, что обеспечивает самоадаптацию трансплантата к материнскому ложу за счет сминания губчатого слоя, увеличение площади контакта отломков и трансплантата, при этом создается нагрузка на трансплантат по всей его контактной поверхности с отломками и длинной трубчатой кости и обеспечивается хорошая дальнейшая ассимиляция трансплантата с материнским ложем, а также увеличение стабильности за счет сдавления трансплантата между отломками.
Способ иллюстрируется клиническим примером со ссылкой на чертеж и рентгенограммы:
на фиг. 1 - схема предложенного способа костной пластики:
1 - дистальный отломок
2 - проксимальный отломок
3 - трансплантат
4 - интрамедуллярный стержень
5 - блокирующие винты
6 - зоны сминания губчатого слоя трансплантата (самоадаптация) в месте контакта с материнским ложем;
на фиг. 2 - рентгенограммы больной Р. при поступлении:
а - рентгенограмма предплечья в прямой проекции
б - рентгенограмма предплечья в боковой проекции;
на фиг. 3 - рентгенограммы больной Р. после реконструкции:
а - рентгенограмма предплечья в прямой проекции
б - рентгенограмма предплечья в боковой проекции;
на фиг. 4 - рентгенограммы больной Р. через 6 мес после реконструкции:
а - рентгенограмма предплечья в прямой проекции
б - рентгенограмма предплечья в боковой проекции.
Клинический пример
Пациентка Р., 23 лет, поступила в клинику с диагнозом: Несросшийся перелом лучевой кости в средней трети, состояние после накостного остеосинтеза, перелом пластины. (Фиг. 2 а, б). Травма произошла 2 года назад в результате нападения, лечилась в одной из больниц Ленинградской области. Был произведен накостный остеосинтез лучевой кости пластиной с угловой стабильностью винтов. Через 2 года произошел усталостный перелом пластины. Была произведена реконструктивная операция, которая заключалась в следующем (Фиг. 1, 3 а, б): под общей анестезией произведен доступ к сломанной конструкции, выявлен перелом пластины в зоне несращения, конструкция удалена, при этом нестабильности винтов не выявлено. Выполнена экономная резекция концов отломков, открытая репозиции отломков, образовавшийся дефект кости составил 2,5 см. Был сформирован аутотрансплантат из гребня подвздошной кости длиной 30 мм, на торцевых поверхностях трансплантата был резецирован кортикальный слой кости на протяжении 2,5 мм с каждой стороны, затем после открытой репозиции и внедрения трансплантата между отломками достигли полного контакта кости и трансплантата за счет компактизации губчатого слоя торцов трансплантата на участке с резецированным кортикальным слоем, после чего произвели интрамедуллярный блокирующий остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом. С первых дней после операции больная прошла курс реабилитационного лечения с полным восстановлением ротационной функции предплечья и функции смежных суставов. Через 6 мес при контрольной рентгенографии констатирована перестройка трансплантата и его ассимиляция с материнским ложем (Фиг. 4 а, б).
Таким образом, предложенный способ позволяет произвести реконструкцию длинных трубчатых костей с получением полного контакта трансплантата с отломками за счет самоадаптации трансплантата с отломками, при этом создается оптимальная нагрузка на трансплантат по всей его контактной поверхности с отломками и обеспечивается хорошая дальнейшая ассимиляция трансплантата с материнским ложем; при этом удается получить большую стабильность фиксации и исключить подвижность трансплантата за счет компрессии между ним и отломками, что исключает необходимость внешней иммобилизации и обеспечивает возможность ранней функциональной нагрузки профилактики контрактур смежных суставов.
Список литературы
1. Способ лечения псевдоартрозов и дефектов костей предплечья / В.А. Неверов, С.Н. Черняев, А.А. Хромов с соавт. - № 2006119595; заявл. 05.06.06; опубл. 27.12.07. - Бюл. № 36.
2. Чаклин В.Д. Основы оперативной ортопедии и травматологии. - М.: Медицина, 1964. - С. 141-144.
3. Чаклин В.Д. Костная пластика. - М.: Медицина, 1971. - С. 27-46, 54-57.
Способ костной пластики при лечении несращений, ложных суставов и дефектов длинных трубчатых костей, включающий проведение костной пластики трубчатым кортикально-губчатым аутотрансплантатом из гребня подвздошной кости в сочетании с металлоостеосинтезом, отличающийся тем, что производят открытую репозицию отломков с измерением имеющегося дефекта между ними, после этого формируют трансплантат на 4-6 мм длиннее дефекта, на торцевых поверхностях трансплантата производят резекцию кортикального слоя кости по 2-3 мм с каждой стороны, затем после открытой репозиции и внедрения трансплантата между отломками достигают полный контакт кости и трансплантата за счет компактизации губчатого слоя торцов трансплантата на участке с резецированным кортикальным слоем, далее производят накостный или интрамедуллярный остеосинтез, создавая компрессию между отломками и трансплантатом с обеспечением дополнительной стабильности при максимальном контакте за счет самоадаптации торцевых поверхностей трансплантата к отломкам.