Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена
Изобретение относится к способам тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта. Тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом. Сочетанием заданного количества неподвижных и мобильных световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону. Программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций и фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена. Компьютер определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена. О наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.
Изобретение относится к способам тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта: хоккее, футболе и баскетболе. Вместе с тем, предложенный способ может быть использован и в других видах спорта, а также в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке, например, при исследовании динамики изменения игровых стереотипов спортсмена.
Образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. Поэтому, как указывал И.П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) - нежелательно [1].
Технические приемы в спортивных играх отличаются большим многообразием. Структура движений игрока, их скорость, ритм постоянно меняются в зависимости от конкретной обстановки игры и осуществляемой тактической задачи. В быстро изменяющихся условиях игры действия игрока часто автоматические и в ряде случаев стереотипны. Для эффективной подготовки и оценки потенциала игрока, а также построения эффективной игры команды в целом, тренеру важно знать о наличии стереотипов спортсменов.
Единого универсального метода определения стереотипов спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины определения стереотипа реагирования следует использовать разнородные тесты.
Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].
Однако такие системы не предназначены для тренировок спортсменов.
Известен способ интерактивной тренировки одного или нескольких игроков в светодинамических зонах по патенту WO 2003/100568 А2 [3]. Данный комплекс предназначен, прежде всего, для мультимедийных развлечений и создания аэробных упражнений, которые формируются указанием направлений движения пользователей различными звуковыми и световыми сигналами.
Недостатком данного способа тренировки является его малая функциональная возможность, не позволяющая определять стереотип реагирования спортсмена.
Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий выполнение тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [4].
Недостатком данного способа тренировки является его низкая эффективность при определении стереотипа реагирования.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности определения стереотипа реагирования спортсмена в игровых видах спорта и оценки его качества.
Технический результат достигается тем, что тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменение положения, формы и площади световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом, включающим световой излучатель и видеокамеру, установленные над игровым полем. Сочетанием заданного количества неподвижных и мобильных световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации, в которых игра формируется зонами таким образом, чтобы у спортсмена была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Причем новым является то, что программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляются спортсмену в заданном или случайном порядке с непредсказуемыми для спортсмена промежутками времени;
программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации, при этом он определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена;
о наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.
Предлагаемый способ определения стереотипа реагирования спортсмена осуществляется следующим образом.
Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь этих зон. Изменением положений, формы и площади световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему со спортивным снарядом в свободную зону. При этом программно-аппаратный комплекс в течение установленного тренировкой периода времени формирует заданные тренером игровые ситуации, имеющие несколько вариантов решения. Повторения типовых ситуаций задаются с заданным интервалом времени или непредсказуемо для спортсмена.
Программно-аппаратный комплекс, включающий видеокамеру, фиксирует все игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации. Программно-аппаратный комплекс вычисляет суммарное число одинаковых реакций спортсмена в одинаковых игровых ситуациях и определяет их процентное соотношение. Наиболее часто проявляемая реакция спортсмена определяется как стереотип реагирования спортсмена.
О качестве, силе стереотипа судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.
При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства. Для компьютерной обработки информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.
Заявляемый способ позволяет создать условия тренировки, при которых эффективно определяется стереотип реагирования спортсмена. Это осуществляется в искусственно созданной среде, максимально приближенной к реальным игровым условиям. Вместе с тем, данный способ дает возможность оценить силу стереотипа игрока, что немаловажно знать для определения потенциала спортсмена и его профессионального развития.
Таким образом, заявляемый способ подготовки спортсменов обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.
Источники информации
1. http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/fiziologiyz/fiziologiyz_vyisshey_nervnoy_deyatelnosti_i_sensomyih_sistem/dinamicheskiy_stereotip.
2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
3. Патент WO 2003/100568 A2 (LIGHTSPACE CORP.), 04.12.2003
4. Патент РФ 2444392 , МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.
Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена, осуществляемый на игровом поле с управляемой программно-аппаратным комплексом светодинамической подсветкой, при помощи которой задают разрешенные и запрещенные световые зоны, для моделирования игровых ситуаций, в которых игра формируется зонами таким образом, чтобы у спортсмена была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю, отличающийся тем, что программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляются спортсмену в заданном или случайном порядке с заданными интервалами времени или непредсказуемо для спортсмена; программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации, при этом он определяет суммарное число одинаковых реакций спортсмена и вычисляет их процентное соотношение, выявляя наиболее часто проявляемую реакцию спортсмена; о наличии стереотипа реагирования и его характеристиках судят по ярко выраженному процентному соотношению количества одинаковых реакций спортсмена на однотипные игровые ситуации.