Устройство для гашения колебаний в железнодорожном транспортном средстве, выполняющем грузовые перевозки
Владельцы патента RU 2569970:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВПО ИрГУПС) (RU)
Изобретение относится к машиностроению. Устройство содержит подвижную контейнерную площадку, грузовой контейнер и дополнительную цепь виброзащиты. Фрикционные гасители колебаний выполнены в виде закрепленных на боковой поверхности грузового контейнера цилиндров. Штоки размещены во внутренних полостях цилиндров. Цилиндры опираются на контейнерную площадку. Гайки-маховики составляют несамотормозящие винтовые кинематические пары с внутренней стенкой цилиндров и со штоками. Свободные внутренние полости цилиндров заполнены гидравлической смесью. В гайках-маховиках выполнены дроссельные каналы. Достигается снижение инерционных нагрузок. 2 ил.
Предлагаемое техническое решение относится к отрасли железнодорожного транспорта в части организации процесса грузовых перевозок.
Известно техническое решение «Способ организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» [1], согласно которому традиционная конструкция единичного рабочего звена перевозочного процесса (грузовой вагон, платформа, полувагон) заменена конструктивным комплексом, сочетающим в себе подвижную контейнерную площадку с размещенным на ней грузовым контейнером. Такое соединение дает возможность применения в конструктивном комплексе средств эффективного гашения колебаний в относительном движении его частей.
Прототипом предлагаемого технического решения является «Устройство для гашения линейных и крутильных колебаний в подвеске тягового электродвигателя с опорно-осевой подвеской» [2], в котором исключение угловых флуктуации крутильных колебаний и поперечных компонентов вертикального движения тягового двигателя обеспечивается применением несамотормозящей винтовой пары в дополнительной цепи виброзащиты, параллельной основной механической цепи, содержащей пружины и блоки резиновых амортизаторов. Однако возможности известного решения [2] ограничены конструктивными особенностями узла крепления тягового двигателя, обуславливающими однобокое, консольное применение дополнительной цепи виброзащиты. Кроме того, в известном решении [2] не оговорены условия предотвращения попадания пыли и грязи в зону фрикционного контакта винтовой пары.
Предлагаемая схема конструктивного комплекса, представляющего собой единичное рабочее звено процесса грузовых перевозок, решает задачу создания дополнительной цепи для гашения колебаний в относительном движении объектов, составляющих это звено, - подвижной контейнерной площадки и размещенного на ней грузового контейнера. Дополнительная цепь последовательно связана с основной цепью, представленной упругой связью буксы с подвижной контейнерной площадкой, выполняющей роль тележки транспортного средства. Решение этой задачи проиллюстрировано схемами на фиг.1 и фиг.2.
На фиг.1 видом вдоль оси продольного движения экипажа представлена схема связи подвижной контейнерной площадки 7 с грузовым контейнером 2 посредством стационарных упругих элементов 3, выполненных в виде пружины или резино-металлического амортизатора, и цилиндров 4 - фрикционных гасителей колебаний. Для размещения стационарных упругих элементов 3 в опорных поверхностях контейнера 2 и площадки 1 выполнены углубления. Связи цилиндров 4 с площадкой 7 и контейнером 2 представляют собой сферические шарнирные опоры 5, защищенные от попадания пыли и грязи эластичными кожухами.
На фиг.2 представлен продольный разрез цилиндра 4 - фрикционного гасителя колебаний, где 5 - сферические шарнирные опоры, 6 - шток, 7 - гайка-маховик, составляющая несамотормозящие винтовые кинематические пары со штоком 6 своей внутренней резьбовой поверхностью и с цилиндром 4 - внешней резьбовой поверхностью. Опирание штока 6 на площадку (поз.7 на фиг.1) осуществляется в нижнем сферическом шарнире 5, опирание цилиндра 4 на стенку контейнера (поз.2 на фиг.1) - в верхнем сферическом шарнире 5. Предотвращение попадания пыли и грязи во внутреннюю полость цилиндра 4 обеспечивается уплотнениями 8.
Демпфирование колебаний в относительном движении контейнерной площадки и размещенного на ней контейнера осуществляется за счет диссипации энергии во фрикционных винтовых кинематических парах «гайка-маховик 7 - шток 6» и «гайка-маховик 7 - цилиндр 4».
Как вариант конструктивного исполнения, внутренняя полость цилиндра - фрикционного гасителя колебаний может быть заполнена гидравлической смесью; при этом гайка-маховик, в которой просверлены каналы, параллельные оси цилиндра, выполняет роль дросселя, а цилиндр приобретает свойства гидравлического гасителя колебаний.
Техническим результатом внедрения предлагаемого устройства является снижение инерционных нагрузок на элементы конструкции рабочей единицы процесса грузовых перевозок в моменты неустановившегося движения экипажа.
Используемые источники
1. Патентная заявка №2013147190. Способ организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. ФИПС, - М., 2013.
2. Патент РФ на полезную модель №29504. Устройство для гашения линейных и крутильных колебаний в подвеске тягового электродвигателя с опорно-осевой подвеской. Бюл. №14, 2003 г. ФИПС, - М.
Устройство для гашения колебаний в железнодорожном транспортном средстве, выполняющем грузовые перевозки, состоящем из подвижной контейнерной площадки и размещенного на ней грузового контейнера и содержащем дополнительную цепь виброзащиты, использующую фрикционные гасители колебаний, выполненные в виде закрепленных на боковой поверхности грузового контейнера цилиндров, во внутренних полостях которых размещены штоки, опирающиеся на контейнерную площадку, и гайки-маховики, составляющие несамотормозящие винтовые кинематические пары с внутренней стенкой цилиндров и со штоками, отличающееся тем, что свободные внутренние полости цилиндров заполнены гидравлической смесью, а в гайках-маховиках выполнены дроссельные каналы.