Вента, способ сборки и эксплуатации
Заявленное изобретение относится к литейному производству. Вента содержит несколько расширенных корпусов со стержнями. Концы стержней с одной стороны жестко закреплены на кольцевой площадке, а с другой стороны формируют рабочий торец, соответствующий конфигурации поверхности литейной оснастки. В центре венты образован открытый конусообразный канал, суженный к ее рабочему торцу. Часть стержней имеют шляпку на свободном конце. Корпуса венты соединены в блок и скреплены между собой посредством захода свободных концов стержней один за другой и с образованием открытого канала, расширяющегося в сторону кольцевых площадок. Обеспечивается повышение пропускной способности воздушного потока через венту и улучшение удаления засора из полости венты. 5 ил.
Изобретение относится к области литейного производства, в частности к устройствам, применяемым в моделях и стержневых ящиках при изготовлении форм и стержней различными способами.
Известна вента, предназначенная для выпуска воздуха из оснастки, содержащая корпус с поперечным сквозным пазом для разрежения полости венты, и соединяющими отдельные венты между собой в блок (см. А.С.917894, бюл. №1982) - аналог.
К недостаткам таких блочных вент относится то, что такие блочные венты трудоемки в изготовлении и требуют дополнительного посадочного места в оснастке, т.е. некомпактно, имеет ограниченную технологическую возможность.
Известна также вента для литейной оснастки, содержащая стержни, концы которых с одной стороны жестко закреплены на площадке, а свободные концы с другой стороны формируют рабочий торец соответствующей конфигурации поверхности литейной оснастки, при этом в центре венты образован открытый конусообразный канал, сужающийся к ее рабочему торцу, часть стержней имеют шляпку на свободном конце, а корпус венты выполнен расширяющимся (патент 2397840 от 27.08.2010) - прототип.
К недостаткам такой венты относится то, что недостаточная пропускная способность воздушного потока, некачественное удаление песка и пыли, большая номенклатура вент, согласно ГОСТ 19395-74 их диапазон диаметров колеблется от 2 до 25 мм.
От указанных недостатков свободна предлагаемая группа изобретений, задачей которой является повышение качества удаления песка и пыли из полости венты, снижение номенклатуры вент.
Для достижения указанного результата вента для литейной оснастки, содержащей корпус из стержней, концы которых с одной стороны жестко закреплены на площадке, а свободные концы с другой стороны формируют рабочий торец, при этом в центре венты образован открытый конусообразный канал, а корпус выполнен расширяющимся; такие корпусы не менее двух соединены в блок-венту (в дальнейшем - вентой), скрепленные между собой заходом свободными концами стержней один за другой в зоне их соединения, причем в зоне за их соединением образован открытый канал, расширяющийся в сторону кольцевых площадок.
Отличительными являются следующие признаки: вента содержит не менее двух корпусов, соединенных между собой, а в центре за зоной соединения образован открытый канал, расширяющийся в сторону кольцевых площадок.
Таким образом, происходит дополнительное разрежение активной зоны венты в зонах соединения и двух зон смыкания, т.е. между их корпусами, это улучшает качество работы венты. При этом происходит облегчение удаления песка и пыли при разъединении корпусов, кроме того, создается возможность уменьшить номенклатуру вент и свести их до минимума посредством набора различных корпусов.
Для достижения вышеуказанных технических результатов предлагается способ сборки венты, заключающийся заходом свободных стержней одного корпуса в другой с образованием зазора между кольцевыми площадками.
Отличительными признаками является то, что создается возможность снизить номенклатуру вент, так например, из набора двух корпусов о 6 мм получается вента о 8 мм, а из 4 корпусов о 12 мм для соответствующего посадочного места в оснастке.
Для лучшего разрежения венты между корпусами в момент запрессовки образуется канал, направленный с расширением в сторону кольцевых площадок, что является отличием. Для облегчения удаления засора и пыли из венты она извлекается из посадочного места оснастки, корпусы разъединяются, т.е. нарушается ее целостность, что способствует беспрепятственному удалению песка и пыли, чем и достигается положительный эффект.
Эти признаки обусловили повышение пропускной способности воздушного потока за счет дополнительного разрежения от зоны соединения и двух зон смыкания к ее периферии и в сторону кольцевых площадок, а при разъединении корпусов происходит свободное удаление песка и пыли.
Заявленная группа изобретений имеет отличия от наиболее близких аналогов, следовательно, предлагаемые решения удовлетворяют условию патентоспособности изобретений «новизна».
Анализ уровня техники в этой области показал, что признаки, отличающие заявленные решения, не были выявлены, что удовлетворяет условию патентоспособности изобретений - «изобретательский уровень».
Заявленные решения взаимосвязаны на столько, что образуют единый изобретательский замысел.
Действительно, такую венту для литейной оснастки можно изготовить лишь по предлагаемым технологиям, следовательно, удовлетворено требованиям - «единство изобретения».
Предлагаемые изобретения иллюстрируются чертежами, где на фиг.1 изображена вента из двух корпусов в разрезе, общий вид; на фиг.2 показан момент захода кольцевых площадок в посадочное место оснастки; на фиг.3 - вента, запрессованная в посадочное место корпуса оснастки, разрез; на фиг.4 - то же, вид А сверху на рабочую поверхность венты; на фиг.5 - то же, вид Б снизу на кольцевые площадки корпусов и активный канал.
Предлагаемая вента 1 (фиг.1) содержит минимум два одинаковых корпуса 2 или разных типоразмеров 3 с рабочей поверхностью 4, образованной зоной соединения 5 посредством свободных концов 6 с образованием зазора 7 между кольцевыми площадками 8 и 9.
Способ сборки венты 1 (фиг.1) заключается заходом свободных концов стержней 6 корпуса 2, свободные концы корпуса 3 с образованием зазора 7 между кольцевыми площадками 8 и 9, определяется суммарный габаритный размер кольцевых площадок 8 и 9 не более посадочного места 11 оснастки 10, сжимаются свободные концы 6 и за счет чего уменьшается зазор 7 и кольцевыми площадками 8 и 9 вента опускается в посадочное место 11 (фиг.2) и двумя боковыми противоположными расширяющимися поверхностями свободных концов частично касается поверхности посадочного места оснастки с образованием свободных полостей 12 и производится запрессовка (фиг.3), где распределяются и заполняются свободные полости 12 свободными концами 6, где последние в зонах 13 (фиг.4) смыкаются, образуя целостность рабочей поверхности венты 1 и дополнительно активный канал 14 (фиг.5), направленный в сторону кольцевых площадок 8 и 9 от центра полости к ее периферии.
Способ эксплуатации заключается в прохождении воздушного потока через рабочую поверхность 4 венты 1, который устремляется через разреженную зону смыкания 13 и зону соединения 5 в сторону кольцевых площадок 8 и 9. Ликвидация засора из пространства венты осуществляется удалением венты из оснастки 10, разъединения корпусов 2 и 3, чем и достигается положительный эффект.
Группа изобретений промышленно приемлема в литейном производстве. Она не требует больших капитальных затрат и длительного времени для внедрения в производство, дает удобство, простоту в эксплуатации, надежность в работе, позволяет снизить номенклатуру вент, а это уменьшает затраты на изготовление оснастки и, самое главное, дает возможность отказаться от закупок импортных вент.
Вента для литейной оснастки, содержащая корпус со стержнями, концы которых с одной стороны жестко закреплены на кольцевой площадке, а свободные концы с другой стороны формируют рабочий торец, соответствующий конфигурации поверхности литейной оснастки, при этом в центре венты образован открытый конусообразный канал, суженный к ее рабочему торцу, часть стержней имеют шляпку на свободном конце, а корпус венты выполнен расширенным, отличающаяся тем, что она содержит дополнительные корпуса, соединенные в блок и скрепленные между собой посредством захода свободных концов стержней один за другой и с образованием открытого канала, расширяющегося в сторону кольцевых площадок.