Электромеханическое устройство для счета 'количества зубьев зубчатых колес
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
258630
Совэ Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
Кл. 42b, 26/02
42m, 1. 06
Заявлено 27Х11.1968 (№ 1261229/18-24) с присоединением заявки ¹
Приоритет
МПК G 01Ь
G 06m
УДК. 621.374.32:531.717,2:
: 621.833 (088.8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 03.Х11.1969. Бюллетень № 1 за 1970
Дата опубликования описания 21.IV.1970
Авторы изобретения
Ю. В. Орлов, А. И. Суровцев и М. Е. Трахтенберг
Заявитель
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЧЕТА КОЛИЧЕСТВА ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС Предлагаемое устройство относится к ооласти точного машиностроения для контроля количества зубьев зубчатых колес разных по типу передачи, параметрам и геометрии зацепления, размерам и конструктивным особенностям, а так же количества отверстий, впадин, выступов, расположенных на деталях окружности.
В настоящее время контроль количества зубьев зубчатых колес производится либо на сложных установках в комплексе с другими параметрами, либо на приспособлениях методом обкатки замеряемого колеса с эталонным.
Однако гакой контроль не универсален и достаточно трудоемок.
Цель изобретения — создание надежного в работе, высокопроизводительного и простого по конструкции устройства для контроля количества зубьев зубчатых колес с непосредственны vI автоматическим отсчетом и широким диапазоном использования.
Эта цель достигается тем, что в предложенном устройстве приводной вал снабжен диском с пазом в форме неравнобокой трапеции, связанным посредством пальца, кронштейна с роликом и микропереключателем, установленным в цепи двигателя, и имеет два зенкерообразных конуса, расположенные вне корпуса, между которыми размещено контролируемое колесо, связанное с сухарем, соединенным с якорем электромехаиического реле, укрепленного на штанге.
Устройство позволяет осуществить фиксированный поворот детали иа 360 с необходимой точностью и допустимой скоростью, преобразование электромеханическим реле, имеющим четыре степенн свободы при настройке, чередований впадина — зуб в электрические импульсы и подачу их на счетчик электрических
10 импульсов.
На фиг. 1 дана конструктивная схема устройства в двух проекциях; на фиг. 2 — его электрокинематическая схема.
В корпусе 1 устройства осуществлена кине15 матпческая связь от электродвигателя 2 через червячную пару 3, вертикальный промежуточный валик 4 с подвижным блоком 5 зубчатых колес на шпиндель 6 с жестко закрепленными блоками 7 зубчатых колес, диском 8 с пазом формы неравнобокой трапеции и зенкерообразным конусом 9, служащим совместно с кронштейном 10, вертикальной штангой 11, траверсой 12, зенкерообразным конусом 18 и винтом 14 для установки и закрепления контролируемой детали.
Рукоятка управления блоком 5, предназначенным совместно с блоком 7 для варьирования скорости говорота детали, выведена через заднюю степку корпуса наружу. На горизон30 тальном валике 15 жестко закреплены рукоят258630 ки включения 1б, фиксирующий палец 17, удерживаемь:й в пазу диска 8 пружиной 18, и кронштейн 19 с роликом, образующие совместно с микропереключателем 20 при замыкающих накоротко якорь двигателя 2 нормально замкнутых контактах электромеханический фиксатор поворота, а также установочные кольца 21, допускающие в незакрепленном состоянии самоустанавливание пальца 17 и диска 8. Кронштейн 19 служит для регулировки смещения фиксации оборота.
Над верхней стенкой корпуса 1 расположено электромеханическое реле 22, предназначенное для преобразования чередования впадина — зуб в электрический импульс, выполненное с двумя контактными группами и имеющее при незакрепленных кронштейне 28, штанге 24 и шарнире 25 четыре степени свободы.
На лицевой стенке корпуса установлены оощий выключатель 2б и переключатель 27 контактных групп и счетчика электрических импульсов 28, электрически связанный с контактными группами 29 реле 22 штепсельным разьемом.
Счетчик работает следующим образом.
Контролируемое зубчатое колесо устанавливается между конусами 9 и 18 и закрепляется винтом 14. Фиксированием кронштейна 28, штанги 24 и шарнира 25 реле 22 устанавливается так, что сухарь 80 без касания входит во впадину. Переключателем 27 в цепь включается соответствую .цая контактная группа 29, а выключателем 2б на счетчик подается напряжение.
Поворотом валика 15 при помощи рукоятки
1б палец 17 выводится из паза диска 8, и роликом кронштейна 19 замыкаются нормально разомкнутые контакты микропереключателя 20. При этом на обмотки двигателя 2 подается напряжение. Вращение двигателя 2 через червячную пару 8, промежуточньш валик 4 и зубчатые колеса блоков 5 и 7 передается шпинделю б с диском 8 и конусам 9 и Ы с контролируемым колесом 81. Как только паз диска 8 переместится относительно пальца 17 так, что западание пальца в паз диска будет исключено, рукоятку 1б отпускают. Чередова5 нием впадина — зуб при вращении колеса Л и пружины 82 сухарю 80 реле 22 сооощается возвратно-поступательное движение, передаваемое пружинному контакту контакгной группы 29, разрывы которой под напряжением и
10 есть импульсы электрического тока, принимасмые и количественно определяемые счетчиком электических импульсов 28. При повороте шпинделя б с диском 8 и колесом 8(па один оборот палец 17 под действием пружины 18
15 западает в паз диска 8, ролик кронштейна 19 отходит от кнопки микровыключателя 20, нормально замкнутые контакты которого при этом замыкают накоротко якорь двигателя 2, обмотки возбуждения двигателя 2 и счетчика 28
20 остаются под напряжением, а в обмотках якоря двигателя 2 до момента его остановки возбуждается э.д.с., создающая тормозящий момент.
После этого снимают показания и произво25 дят «сброс».
Пр едм ет из о бр етения
Электромеха ическое устройство для счета количества зубьев зубчатых колес, содержаЗО щее электродвигатель зубчатой передачи, электромеханическое реле, расположенные внутри корпуса, и счетчик электрических импульсов, отличающееся тем, что с целью повышения надежности, в нем приводной вал снабжен
35 диском с пазом в форме неравнобокой трапеции, связанным посредством пальца, кронштейна с роликом с микропереключателем, установленным в цепи двигателя, и имеет два зенкерообразных конуса, расположенные вне
40 корпуса, между которыми размещено контролируемое колесо, связанное с сухарем, соединенным с якорем электромеханического реле, укрепленного на штанге.
258630 о Уб
Л „г
Составитель H. П. Макаренко
Редактор Л. А. Утехина Техред T. П. Курнлко Корректор В. И. Жолудева
3 ак аз 791 3 Тираж 499 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва )К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



