Зубчатое колесо
О П И С А Н И Е 255708
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскиз
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено ЗО.Х11.1967 (№ 1207552/25-27) Кл, 47Ь, 23 с присоединением заявки М
Приоритет
Опубликовано 28.Х.1969. Бюллетень ¹ 33
Дата опубликования описания 10.IV.1970
Мпк F 16с
УДК 621.833.12 (088.8) Комитет по делам изобретений и открьпнй при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
В. А. Белый, А. И. Свириденок, С. В. Щербаков и В. М. Кенько
Отдел механики полимеров АН Белорусской ССР
Заявитель гйтс нтно- i =.;:, .: .!; с; ;
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО
Предмет изобретения
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в различных отраслях промышленности, в частности на предприятиях Министерств общего, текстильного, химического и сельскохозяйственного м ашиностроения.
Известно зубчатое колесо, отдельные зубья которого выступают за пределы рабочей поверхности.
Цель изобретения — улучшение теплоотвода, повышение прочности и долговечности, уменьшение потерь и обеспечение реверсивности.
Для этого в предложенном зубчатом колесе при выполнении его, по крайней мере, частично из полимера выступающие части зубьев выполнены в виде профилированных лопастей, расположенных под углом не более 45 к оси колеса, и колесо снабжено ограничительными цилиндрическими обоймами, охватывающими лопасти, котортяе могут быть выполнены на обеих торцовых поверхностях зуба колеса.
На фиг. 1 показано зубчатое колесо; на фиг. 2 — то же, с обоймами.
Зубчатое колесо имеет пластмассовый (полностью или частично) зубчатый венец 1, некоторые зубья которого выступают за пределы рабочей поверхности в виде профилированных лопастей 2, расположенных под углом не более 45 к оси колеса. Размеры и количество лопастей и угол наклона определяются условиями эксплуатации и параметрами колеса.
Для уменьшения потерь лопасти 2 ограничены цилиндрическими обоймами 3 и 4; для обеспечения реверсивностн лопасти выполнены н» обеих торцовых поверхностях зуба колеса (на чертеже не показанс). В этом случае лопасти одной стороны колеса служат для нагнетания, а другой — для отсасывания воздуха.
10 Процесс изготовления такой конструкции зубчатого колеса легко автоматизировать, так как лопасти выполнены из того же полимера. что и зубчатый венец 1. (В равной мере это относится и к звездочке цегггчых передач).
Наибольший эффект дает применение предлагаемой конструкции в открытых передачах, работающих при ограниченной смазке пли без нее.
1. Зубчатое колесо, некоторые зубья которого выступают за пределы рабочей поверхности, оггги гггюгчеесл тем, что, с целью улучше25 ния теплоотвода, повышения прочности и долговечности, при выполнении его, по крайней мере, частично из полимера выступающие части зубьев выполнены в виде профилированных лопастей, расположенных под углом не
30 более 45 к оси колеса, 255708
Составитель А. Кадыкова
Редактор T. В. Данилова Техред 3. Н. Тараненко Корректоры: А. Николаева и М. Коробова
Заказ IO/1 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
2. Колесо по п. 1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения потерь, оно снабжено ограничительными цилиндрическими обоймами, обхватывающими лопасти.
3. Колесо по п. l, отличающееся тем, что, с целью обеспечения реверснвнэсти, лопасти выполнены на обеих торцовых поверхностях зуба колеса.

