Судно на воздушной подушке
25507I
ОПИСАНИ Е
ИЗО6РЕТ ЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическиз
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 26.1.1967 (№ 1129226.27-11) М. Кл. В 60v 3/06 с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 08.11.1973. Бюллетень ¹ 10
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УД1 629.124.9.039.002..54 (088,8) Дата опубликования описания 20.IV 1973
Авторы изобретения
А. А. Животовский, В. P. Шенберг, Ю. А. Лобашов, М. Г. Хаймович и В. Г. Савиновский
Завод «Красное Сормово» им. А. А. Жданова,.
Заявитель
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ
Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам на воздушной подушке.
Известны суда на воздушной подушке с инжекторами, каждый из которых содержит воздухозаборник с газотурбинным двигателем и рабочим соплом, камеру смещения, диффузор и распределительное сопло.
В известных судах воздухозаборник с газотурбинным двигателем и рабочим соплом каждого инжектора смещены в корму, что не позволяет наиболее эффективно использовать встречный набегающий поток атмосферного воздуха при движении судна для создания путем эжекции выхлопными газами области повышенного давления под днищем судна, а это приводит к повышенным энергетическим затратам на режимы висения и движения судна над водой.
Цель изобретения — снизить энергетические затраты на режимы висения и движения судна над водой.
Это обеспечивается тем, что воздухозаборник с газотурбинным двигателем и рабочим соплом каждого инжектора расположен горизонтально в носу судна и через камеру смешения сообщается с диффузором и распределительным соплом; которые смещены от носа в корму судна и направлены под острым углом к его днищу.
В таком судне целесообразно рабочее сопло, камеру смешения, диффузор и распределительное сопло каждого инжектора выполнять плоскими, что уменьшает габариты судна по высоте.
Для обеспечения управляемости судна при движении между камерами смешения инжекторов может быть смонтирован вертикальный руль, а на днище в носу, корме и за распределительным соплом каждого инжектора могут быть установлены поворотные заслонки.
10 На чертеже схематически изображено судно на воздушной подушке в двух проекциях с продольными разрезами.
Судно на воздушной подушке выполнено с
15 инжекторами, каждый из которых содержит газотурбинный двигатель 1, рабочее сопло 2, камеру 8смешения,,диффузор 4, распределительное сопло 5 и воздухозаборник б. Рабочее сопло 2, двигатель 1 и воздухозаборник рас20 положены горизонтально в носу судна. Воздухозаборник через камеру 3 сообщается с дпффузором 4 и соплом 5. Диффузор и сопло 5 смещены от носа в корму и наклонены под острым углом к днищу, под которым перебор25 ка 7 образует продольные секции. Днище имеет поворотную заслонку 8, размещенную за соплом 5, и поворотные заслонки 9 и 10, установленные соответственно в носу и корме судна. С помощью заслонок 8, 9 и 10 регули30 руется скорость хода, крен и дифферент судна в режиме висения и движения над водой.
255071
7 9
Составитель В. Бернадский
Техред 3. Тараненко
Корректоры: E. Миронова и Н. Стельмах
Редактор А. Торопова
Заказ 1018/4 Изд. № 1268 Тираж 632 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Между камерами инжекторов смонтирован вертикальный руль 11, с помощью которого изменяют курс движения судна.
Ограждение области повышенного давления воздушной подушки с бортов судна выполнено в виде жестких скегов 12. Ограждение может быть выполнено в виде надувных эластичных емкостей (на чертеже не показаны).
Сопло 5 и заслонка 9 делят каждую продольную секцию поперек.
При работе каждого двигателя 1 выхлопные газы, проходя через сопло 2, засасывают атмосферный воздух через воздухозаборник б.
В камере 9 воздух смешивается с выхлопными газами. Смесь поступает в диффузор 4, где создается необходимое избыточное давление и поддерживается необходимая температура смеси. Далее смесь через сопло 5 поступает под днище судна, образуя под ним область с повышенным давлением.
Предмет изобретения
1. Судно на воздушной подушке с инжекторами, каждый из которых содержит воздухоза борник с газотурбинным двигателем и рабочим соплом, камеру смешения, диффузор и распределительное сопло, отличающееся тем, что, с целью снижения энергетических
5 затрат на режимы висения и движения судна над водой, воздухозаборник с газотурбинным двигателем и рабочим соплом каждого инжектора расположен горизонтально в носу судна и через камеру смешения сообщается с дифlO фузором и распределительным соплом, которые смещены от носа в корму судна и направлены под острым углом к его днищу.
2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что, с
15 целью уменьшения габаритов судна по высоте, рабочее сопло, камера смешения, диффузор и распределительное сопло каждого инжектора выполнены плоскими.
3. Судно по пп. 1 и 2, отличающееся тем, 20 что, с целью обеспечения управляемости судна при движении, между камерами смешения инжекторов смонтирован вертикальный руль, а на днище в носу, корме и за распределительным соплом каждого инжектора установ25 лены поворотные заслонки.

