Инклинометр для подземных скважин
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
252978
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Кл. 5а, 47/02
Заявлено 16.III.1968 (№ 1225115/22-3) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано ЗО.IX.1969. Бюллетень ¹ 30
Дата опубликования описания 25.II.1970
МПК Е 21Ь
УДК 622.243.27.002.54 (088.8) Комитет па делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
В. Л. Семенов и В. Г. Исаков
Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт горной геомехаиики и маркшейдерского дела
ИНКЛИНОМЕТР ДЛЯ ПОДЗЕМНЫХ СКВАЖИН
Известны инклинометры, содержащие два или более корпуса, сочленных шарнирами, с дистанционным съемом показаний на реохордах для определения пространственного положения оси скважины способом последовательных ходов.
Однако эти приборы характеризуются невысокой точностью стабилизации реохордов маятниковым стабилизирующим подвесом, вследствие чего снимается дополнительный, лож. мый и некомпенсируемый сигнал.
Предлагаемый инклинометр отличается от известных тем, что одна из опор стабилизирующего ivtBHTHHKB установлена внутри KQIIHрующего стержня базового корпуса, и маятник связан с этой опорой при помощи двухзвенного шарнира, а движок азимутального потепциометра жестко соединен с промежуточным звеном этого же шарнира.
Такое выполнение повышает точность ориентирования датчиков азимутальных и зснитных углов относительно горизонта.
На чертеже показана принципиальная схема предлагаемого инклинометра.
Инклинометр состоит из двух корпусов: базового 1 и измерительного 2, сочлененных шаровым шарниром 8. Полый копирующий стержень 4 жестко соединен с базовым корпусом и входит в измерительный корпус. Средняя часть стержня закреплена во внутреннем кольце сферического шарикоподшипника, наружнее кольцо которого соединено со втулкой 5 измерительного корпуса.
Внутри стержня размещены шарикоподшчпники подвижной опоры 6, связанной со стабилизирующим маятником 7 при помощи двухзвенного шарнира, состоящего из горизонтального 8 и поперечного 9 шарниров.
Азимутальный потенциометр 10 жестко ое10 динен со стабилизирующим маятником, а его движок 11 жестко связан с промежуточным звеном 12 шарниров 8 и 9. Шарикоподшипник
18 является другой опорой маятника.
Измеритель 14 зенитного угла представлен в виде автономного маятникового датчика, плоскость измерения его стабилизируется по вертикали отдельным маятником 15 на опорах
1б или общим для обеих систем маятником 7.
20 Инклинометр работает следующим ооразом.
Корпус потенциометра всегда перпендикулярен вертикальной плоскости, благодаря наличию маятника 7. Копирующий стержень при искривлении между корпусами 1 и 2 пере»е25 щается, увлекая опоры б. При этом перемещения стержня в вертикальной плоскости гасятся в горизонтальном шарнире, а перемещения, . перпендикулярные этой плоскости, вызывают соответствующие перемещения движка, кото30 рый вращается в поперечном шарнире.
252978
Составитель Т. Исаева
Редактор Н. Суханова Техред 3. Н. Тараненко Корректор С. А. Кузовенкова
Заказ 282/10 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Движок длиной до 300 — 500 мм перемещ»ется при любом отклонении стержня (в пределах <-2 ) по обмотке потенциометра почти по прямой линии.
Опоры б и 18 выполняются на прецизиончых шарикоподшипниках,для уменьшения момента трения и получения более точной стабилизации потенциометра 10 относительно горизонтальной плоскости.
В предлагаемом инклинометре можно повысить точность стабилизации в 2 — 3 раза по сравнению с известными конструкциями без дополнительного увеличения габаритов.
Предмет изобретения
Инклинометр для подземных скважин с дистанционным потенциометрическим сьемом показаний, состоящий из базового корпуса с копирующим стержнем, соединенного шаровым шарниром с измерительным корпусом, 5 внутри которого расположены датчик зенитного угла и азимутальный потенциометр, ориентируемые относительно горизонта при помощи маятников, отличающиася тем, что, с целью повышения точности ориентирования
10 датчиков, одна из опор стабилизирующего маятника установлена внутри копирующего стержня базового корпуса и соединена с маятником двухзвенным шарниром, а движок азимутального потенциометра жестко связан с промежуточным звеном этого же шарнира.

