Устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного средства гнсс-компасом и гирогоризонткомпасом
Владельцы патента RU 2488843:
Открытое акционерное общество научно-внедренческое предприятие "ПРОТЕК" (RU)
Изобретение относится к навигационному приборостроению, в частности к устройствам совместной обработки результатов измерения курса ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом, и может быть использовано в навигационных комплексах мобильных средств (МС). Технический результат - повышение точности. Для этого введены пороговое устройство для понижения составляющих погрешности, обусловленных случайными выбросами результатов измерения курса ГНСС-компасом, а также -многоканальный дискретный фильтр, обеспечивающий в составе предложенного схемотехнического решения понижение динамических составляющих погрешности, обусловленных непредсказуемыми маневрами мобильного средства по скорости и направлению. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Заявленное устройство относится к устройствам навигации, в частности к устройствам совместной обработки результатов измерения курса ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом. Здесь и далее ГНСС-компасом будем называть радионавигационную аппаратуру для определения фазо-метрическим методом пространственной ориентации подвижного объекта по сигналам ГНСС с использованием трех и более приемных антенн (например, аппаратура МРК-32, разработка Красноярского политехнического университета, Satellite Compass Model SC, разработка фирмы FURUNO, и ряд других).
Заявленное устройство может быть использовано в навигационных комплексах мобильных средств (МС).
Основным требованием, предъявляемым к устройствам совместной обработки, является уменьшение погрешности навигационных измерений.
Известно устройство [1-11], выполняющее в дискретном времени tm (m=1, 2, 3, …, М-1, М) совместную обработку текущих значений координат объекта, измеренных автономным и неавтономным навигационными каналами. Схема функциональная такого устройства приведена на фиг.1. Приведенную схему в известной литературе называют схемой компенсации ошибок.
Известное устройство содержит:
- вычитающие устройства 1 и 3 (всего 2 шт.);
- дискретный рекурсивный оптимальный фильтр Калмана 2.
На входы вычитающего устройства 1 поступают значения координат подвижного объекта Aa[m] и Ан[m], измеренные автономным и неавтономным навигационными каналами, соответственно. Кроме того, значения координат подвижного объекта Aa[m], измеренные автономным навигационным каналом, поступают на вход вычитающего устройства 3.
Выход вычитающего устройства 1 подключен к входу дискретного рекурсивного оптимального фильтра Калмана 2. Выход дискретного рекурсивного оптимального фильтра Калмана 2 подключен к входу вычитающего устройства 3. Выход вычитающего устройства 3 подключен к аппаратуре потребителя навигационной информации.
Вычитающее устройство 1 решает задачу расчета текущего значения псевдонаблюдения погрешности автономного навигационного канала P[m] по формуле
Фильтр Калмана 2 решает задачу определения оптимальной оценки погрешности определения текущих координат подвижного объекта
где
δ[m] - поправка, вычисляемая по формуле
K[m] - матрица коэффициентов передачи фильтра.
В приведенном алгоритме реализована концепция «экстраполяция - коррекция». Согласно этой концепции оценку погрешностей канала автономных средств навигации
Коэффициент передачи фильтра Калмана K[m] определяют с использованием следующих формул
где V[m/m-1] - вариация погрешностей экстраполяции;
V[m] - вариация погрешностей оценки состояния составляющих вектора ΔXa[m-1];
cov{nн[m]} - ковариация δ-коррелированных гауссовых шумов измерения неавтономного канала;
cov{na[m]} - ковариация δ-коррелированных гауссовых шумов измерения автономного канала;
I - единичная матрица;
T - знак транспонирования матрицы.
На входы вычитающего устройства 3 поступают от фильтра Калмана 2 совместная оптимальная оценка погрешности автономного навигационного канала
Совместная оптимальная оценка погрешности автономного навигационного канала поступает от вычитающего устройства 3 к потребителю навигационной информации.
В общем случае известное устройство проводит совместную обработку всех составляющих вектора состояния текущих координат подвижного объекта, и для его математического описания используют векторно-матричный аппарат теории пространства состояний. Ниже будет рассмотрен частный случай обработки информации о текущем состоянии только одной составляющей из состава вектора состояния текущих координат подвижного объекта. В этом случае все векторно-матричные величины, входящие в выражения (1-6), являются скалярными. Устройство совместной обработки информации о текущем состоянии только одной составляющей вектора состояния текущих координат подвижного объекта будем считать прототипом заявленного устройства.
К существенным признакам прототипа, совпадающим с существенными признаками заявляемого технического решения, относятся:
- назначение (оптимальная совместная обработка информации от разнородных навигационных датчиков);
- реализация канонической схемы компенсации ошибок автономного канала;
- реализация концепции «экстраполяция - коррекция» ошибок автономного канала (в рассматриваемом случае ошибок гирогоризонткомпаса);
- реализация рекурсивного метода обработки информации;
- функционирование в реальном масштабе времени.
К недостаткам прототипа, применительно к случаю оптимальной совместной обработки информации о курсе мобильного средства с использованием ГНСС-компаса и гирогоризонткомпаса, относятся отсутствие возможности анализа реальных ошибок навигационных измерений в динамике движения и, как следствие, отсутствие возможности принятия мер, исключающих:
- возрастание погрешности оптимальной совместной обработки информации при наличии выбросов результатов измерения курса ГНСС-компасом;
- наличие погрешности оптимальной совместной обработки информации вследствие неадекватности математических форм представления переходного коэффициента погрешности гирогоризонткомпаса и шумов измерения гирогоризонткомпаса неавтономного каналов, используемых в фильтре Калмана, реальным физическим процессам.
Математические формы адекватного представления изменений погрешностей измерения навигационных параметров МС в динамике его движения неизвестны, а их разработка связана с непреодолимыми трудностями, так как МС в общем случае выполняет непредсказуемые маневры по скорости и азимутальному углу.
Задачей технического решения является уменьшение погрешности оптимальной совместной обработки информации о курсе мобильного средства. Схема функциональная заявленного устройства совместной обработки приведена на фиг.2.
Поставленная задача решается благодаря тому, что в заявленном устройстве совместной обработки результатов измерения курса мобильного средства ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом, содержащем вычитающие устройства 1 и 5 (всего 2 шт.), пороговое устройство 2, дискретный многоканальный фильтр 3 и устройство сравнения 4, предусмотрены следующие отличия от известного прототипа:
- включены в его состав пороговое устройство, дискретный многоканальный фильтр и устройство сравнения;
- исключен дискретный оптимальный фильтр Калмана, вместо которого включены в состав изделия многоканальный дискретный фильтр и устройство сравнения.
Между совокупностью существенных признаков заявленного объекта и достигаемым техническим результатом существует причинно-следственная связь, а именно:
- включение в состав заявленного объекта порогового устройства 2 уменьшает погрешность оптимальной обработки информации при появлении выбросов в результатах измерения курса ГНСС - компасом;
- включение в состав устройства дискретного многоканального фильтра и устройства сравнения уменьшает погрешность оптимальной обработки информации, обусловленную неадекватностью математических форм представления переходного коэффициента погрешности автономного канала и шумов измерения реальным физическим процессам.
Согласно схеме функциональной, приведенной на фиг.2, на входы вычитающего устройства 1 поступают значения курса МС Aa[m] и Aн[m], измеренные гирогоризонткомпасом и ГНСС-компасом, соответственно. Кроме того, значение координаты подвижного объекта Aa[m], измеренное автономным навигационным каналом поступает на вход вычитающего устройства 5. Выход вычитающего устройства 1 подключен к входу порогового устройства 2. Выход порогового устройства 2 подключен к входу дискретного многоканального фильтра 3. Выход дискретного многоканального фильтра 3 подключен к входу устройства сравнения 4. Выход устройства сравнения 4 подключен к входу вычитающего устройства 5. Выход вычитающего устройства 5 подключен к входу аппаратуры потребителя навигационной информации.
Вычитающее устройство 1 решает задачу расчета текущего значения псевдонаблюдения погрешности автономного навигационного канала P[m] по формуле
Пороговое устройство 2 сравнивает абсолютное значение псевдонаблюдения Р[m] с заданным порогом Z. Если порог не превышен, то псевдонаблюдение без изменения поступает на вход многоканального дискретного фильтра 3, иначе пороговое устройство подает на вход многоканального дискретного фильтра 3 псевдонаблюдение P[m-1], задержанное относительно P[m] на такт счета.
Дискретный многоканальный фильтр 3 решает следующие задачи:
- рассчитывает элементы
по формуле
где
- рассчитывает элементы
по формуле
где α - коэффициент «экспоненциального затухания»;
- выдает результаты расчета элементов матриц
Устройство сравнения 4 решает следующие задачи:
- определяет номер строки i* и столбца j*, на пересечении которых находится минимальный элемент матрицы
где arg - функция, возвращающая номера строки и столбца элемента матрицы;
- выбирает значение элемента матрицы
Иными словами, дискретный многоканальный фильтр определяет зависимость текущего значения оценки погрешности гирогоризонткомпаса
Вычитающее устройство 5 решает задачу расчета совместной оптимальной оценки курса МС по формуле
Совместная оптимальная оценка курса МС поступает от вычитающего устройства 5 к потребителю навигационной информации.
Устройство изготавливают в виде программно-аппаратного модуля с использованием перспективных программируемых логических интегральных схем (ПЛИС) фирмы Xilinx на основе программных пакетов MATLAB-Simulink R2008b с использованием библиотечных элементов Xilinx, экспортируемых из программного пакета Xilinx ISE 11.
Литература
1. Степанов О.А. Состояние, перспективы развития и применения наземных систем навигации для подвижных объектов. // Гироскопия и навигация. 2005. №2 (49). - С.95-121.
2. Харисов В.Н., Горев А.П. Синтез тесносвязанного алгоритма инерциально-спутниковой навигации. // Радиотехника. 2000. - №7. - С.80-86.
3. Харисов В.Н., Аникин А.Л., Оганесян А.А. Статистический анализ характристик помехоустойчивости алгоритма глубокой интеграции приемника спутниковой навигации и инерциальных датчиков. // Радиотехника. Радиосистемы. 2005. - №7. - С.21-26.
4. Синтез и анализ комплексированных ГЛОНАСС/ИНС приемников: Дис. маг. техники и технологий: 05.12.04. / Шатилов А.Ю. МЭИ, 2004. - 132 с.
5. Перов А.И., Шатилов А.Ю. Сравнительный анализ характеристик двух алгоритмов комплексной вторичной обработки информации в инерциально-спутниковых навигационных системах. II Радиотехника. Радиосистемы. 2003. - №7. - С.88-98.
6. Kreye C., Eissfeller B., Winkel J.O. Improvements of GNSS Receiver Performance Using Deeply Coupled INS Measurements. // ION GPS 2000. Salt Lake City, UT: 2000. - September 19-22. - Pp.844-854.
7. Перов А.И., Шатилов А.Ю. Синтез и анализ вторичных алгоритмов обработки информации в комплексных ГЛОНАСС/ИНС системах. // Сборник тезисов докладов 8-й Международной конференции «Радиотехника, электротехника и энергетика». - T.1. М.: МЭИ, 2002 - с.114.
8. Ривкин С.С. Метод оптимальной фильтрации Калмана и его применение в инерциальных навигационных системах. Л.: Судостроение, 1974. - 219 с.
9. Шебшаевич B.C., Дмитриев П.П. и др. Сетевые спутниковые радионавигационные системы. - М.: "Радио и связь", 1993. - 408 с.
10. Ярлыков М.С. Статистическая теория радионавигации [Текст] / Ярлыков М.С.: Радио и связь, 1985. - 344 с.
11. Ю.П.Гришин, В.П.Ипатов, Ю.М.Казаринов и др. Радиотехнические системы. Учеб. для вузов по спец. "Радиотехника" [Текст] / Ю.М.Казаринов. М.: Высшая школа, 1990. - 496 с.
1. Устройство совместной обработки результатов измерения курса мобильного средства ГНСС-компасом и гирогоризонткомпасом, включающее первое и второе вычитающие устройства, пороговое устройство, дискретный многоканальный фильтр и устройство сравнения и отличающееся тем, что значения курса мобильного средства (МС), измеренные гирогоризонткомпасом и ГНСС-компасом, соответственно, подаются на входы первого вычитающего устройства, и значение курса, измеренное гирогоризонткомпасом, подается на один из входов второго вычитающего устройства, выход первого вычитающего устройства подключен к входу порогового устройства, выход порогового устройства подключен к входу дискретного многоканального фильтра, выход дискретного многоканального фильтра подключен к входу устройства сравнения, выход устройства сравнения подключен к входу второго вычитающего устройства, выход второго вычитающего устройства подключен к входу аппаратуры потребителя навигационной информации.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения погрешности оптимальной совместной обработки информации при появлении выбросов в результатах измерения курса ГНСС-компасом, в состав устройства включены первое вычитающее устройство, рассчитывающее разность значений курса мобильного средства, измеренных гирогоризонткомпасом и ГПСС-компасом, и пороговое устройство, ограничивающее эту разность по абсолютной величине перед подачей ее на вход дискретного многоканального фильтра.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что, с целью уменьшения динамической погрешности оптимальной совместной обработки информации, обусловленной непредсказуемыми маневрами мобильного средства по скорости и направлению движения, в состав устройства включен дискретный многоканальный фильтр для определения зависимости текущего значения оценки погрешности гирогоризонткомпаса и зависимости среднеквадратического значения разности между экстраполированным значением погрешности гирогоризонткомпаса и ее псевдонаблюдением от величины переходного коэффициента и коэффициента передачи фильтра, и включено устройство сравнения для отыскания минимума среднеквадратического значения разности между экстраполированным значением погрешности гирогоризонткомпаса и ее псевдонаблюдением, определения значений переходного коэффициента и коэффициента передачи, соответствующих найденному минимуму, и отыскания оптимальной совместной оценки погрешности автономного канала, соответствующей полученным значениям переходного коэффициента и коэффициента передачи.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что для получения оптимальной совместной оценки курса МС в состав устройства включено вычитающее устройство, вычитающее из значения курса МС, измеренного гирогоризонткомпасом, оптимальную совместную оценку погрешности гирогоризонткомпаса.