Способ немедикаментозной коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов

Изобретение относится к области медицины, психологии и психофизиологии, может быть использовано в спортивной медицине, восстановительной медицине, психосоматической медицине, медицинской психологии, психофизиологии профессиональной деятельности, клинической психофизиологии, социальной психофизиологии и предназначено для коррекции алекситимии и ее последствий в виде психосоматических расстройств. Проводят комплекс оздоровительных действий, который содержит релаксационно-дыхательные техники, техники чувственного осознавания, техники арт-терапии, психотехнические игры в спорте и техники креативной визуализации. В группе выполняют упражнения двумя циклами: коррекционно-обучающий, состоящий из 25 занятий, и поддерживающий, состоящий из 10 занятий, причем продолжительность занятий в коррекционно-обучающем цикле составляет по 50-60 минут 3 раза в неделю, а в поддерживающем цикле - по 50-60 минут 2 раза в неделю Способ направлен на предупреждение возникновения нарушений соматического здоровья и позволяет повысить эффективность медицинской реабилитации при психосоматических заболеваниях. 1 з.п. ф.-лы, 1 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к области медицины, психологии и психофизиологии, может быть использовано в спортивной медицине, восстановительной медицине, психосоматической медицине, медицинской психологии, психофизиологии профессиональной деятельности, клинической психофизиологии, социальной психофизиологии и предназначено для коррекции алекситимии и ее последствий в виде психосоматических расстройств.

Спортивную деятельность, особенно профессиональную, можно рассматривать как цепь физических и эмоциональных стрессовых ситуаций. Стрессогенные условия в спорте являются важнейшим средством совершенствования психофизических возможностей человека и развития его работоспособности. Тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов является основой адаптационных процессов, происходящих в организме. Специальная подготовка к стрессовым ситуациям влечет за собой формирование стрессоустойчивости. Психосоциальные обстоятельства в виде кризисных ситуаций в личной жизни и спортивной деятельности (спортивные неудачи, межличностные конфликты, острая конкуренция, опасность снижения социально-экономического статуса) наслаиваются на высокие тренировочные и соревновательные нагрузки. В определенной ситуации, особенно при наличии алекситимии в структуре личности, это приводит к дезадаптации: перенапряжению, ухудшению функционального состояния, значительному снижению работоспособности, возникновению аффективных расстройств (тревоги и депрессии) и, как следствие, возникновению заболеваний и травм, т.е. развитию психосоматических расстройств. При этом психоэмоциональный компонент стресса в развитии патологического процесса может оказаться намного выше, чем чрезмерность физических нагрузок. Психосоматические расстройства, возникающие в результате многолетних и интенсивных воздействий стрессорного характера, могут являться своеобразной «платой» за адаптацию к экстремальным условиям современного спорта. В связи с этим психокоррекционная работа со спортсменами приобретает огромную значимость. Она может быть не только средством специализированной подготовки, но и формой реабилитации, психофизической разрядки, активного отдыха.

Дезадаптация в спорте всегда имеет психосоматическую характеристику. Проведенные авторами исследования показали, что спортсмены, имеющие алекситимию в структуре личности, отличаются повышенной тревожностью, склонностью к депрессивным реакциям, снижением уверенности в себе и в своих силах, быстрой истощаемостью. Данные психопатологические проявления свидетельствовали о состоянии выраженного психоэмоционального напряжения. Если реакция напряжения циклически сменяется реакцией релаксации, то адаптивные возможности организма длительное время сохраняются на прежнем уровне (реакция тренировки) или возрастают (реакция активации), что способствует повышению стрессоустойчивости. Однако у спортсменов с алекситимией из-за ограниченного осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта происходит фокусирование эмоционального возбуждения (неотреагированных эмоций) на соматическом уровне, что приводит к усилению физиологических реакций на стрессовые ситуации, срыву адаптационных механизмов и развитию психосоматических расстройств.

Алекситимия не просто располагает к развитию психосоматической патологии, но и несет неблагоприятную прогностическую информацию о течении заболевания в целом, а также снижает эффективность проводимых реабилитационных мероприятий. Высокий уровень тревожности у алекситимичных пациентов повышает их устойчивость к терапии. В силу трудности дифференциации телесных ощущений и эмоциональных состояний спортсмены с алекситимией переживали психологический дискомфорт, но предъявляли жалобы только соматического характера, связанные в большей мере с утратой энергии (усталость, быстрая истощаемость) и алгическими проявлениями (боли в мышцах и суставах). При проведении восстановительных мероприятий большинство из них были настроены на устранение болевого синдрома, а не на психорегуляцию своего эмоционального состояния. Длительно сохраняющееся состояние психоэмоционального напряжения затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания и памяти, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние, ненаправленные действия. Все это отрицательно сказывается не только на спортивной, но и любой другой деятельности.

Известен способ лечения алекситимии при стенокардии (п. РФ №2203053 и п. РФ №2161969), заключающийся в приеме лекарственных средств.

Известен способ немедикаментозной коррекции психоэмоционального, нейрогормонального и иммунного статусов человека, выбранный в качестве прототипа, включающий комплекс воздействий (п. РФ №2314132). Способ заключается в комплексном использовании ритмических когерентных световых, звуковых и вибротактильных воздействий.

Задачей изобретения является создание высокоэффективного способа немедикаментозной коррекции алекситимии, предупреждения возникновения нарушений соматического здоровья и повышения эффективности медицинской реабилитации при психосоматических заболеваниях.

Способ немедикаментозной коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов, включающий комплекс оздоровительных действий, согласно изобретению комплекс содержит релаксационно-дыхательные техники, техники из чувственного осознавания, техники арт-терапии, психотехнические игры в спорте и техники креативной визуализации, выполнение осуществляют в группе двумя циклами: коррекционно-обучающий, состоящий из 25 занятий, и поддерживающий, состоящий из 10 занятий, при этом каждое занятие состоит из 4-6 упражнений и начинается с релаксационно-дыхательных техник с включением упражнений из метода чувственного осознавания, а остальные упражнения скомплектованы на основе анализа предыдущих занятий.

Продолжительность занятий в коррекционно-обучающем цикле составляет по 50-60 минут 3 раза в неделю, а в поддерживающем цикле - по 50-60 минут 2 раза в неделю.

Релаксационно-дыхательные техники состоят из 17 упражнений: уставшая рука, мысленное движение I, мысленное движение II, образная релаксация, дифференцированная релаксация, диафрагмальное дыхание, расслабляющее дыхание, дыхание на счет, дыхание в ритме пульса, спонтанное дыхание, управление дыханием, направленное дыхание, рука руку чувствует, дыхание через ладони, круговое дыхание, исцеляющее дыхание, противоболевое дыхание.

Техники из чувственного осознавания состоят из 29 упражнений: распределенное внимание, знакомство с собой, выпустить свою фантазию наружу, говорить правду легко и приятно, мысленный ревизор, марионетка, постоим, стоять - это отношение, исследование ступней, ходьба, осанка, осознание тела, контакт рук, контакт спиной, диалог руками, слепой - поводырь, похлопывание тела, прикосновение, подари прикосновение, научи прикосновению, дать поддержку, круги ощущений, двойное сознание, раздвоение, путешествие по состояниям, звуки, партитура жестов, партитура состояний, проба жанра.

Техники арт-терапии состоят из 8 действий: рисунок человека, зеркало, рисование в воздухе, индивидуальное рисование, рисование «нерабочей» рукой, создание групповой фрески, групповое рисование по кругу, рисование с партнером.

Психотехнические игры в спорте включают 24 упражнения: пальцы, муха, фокусировка, лентяй и труженик, сверхвнимание, лабиринт, волшебный карандаш, термометр, антивремя, бег ассоциаций, домино, чудеса техники, синестезии, перевоплощения, рефлексия, монета, гомеостат, стена, робот, стыковка, анабиоз, разведчик, на страже, дискуссия.

Техники креативной визуализации включают 9 упражнений: святое место, проводник, исцеляющая медитация, медитация для избавления от боли, постановка цели, карта ценностей, здоровье и красота, мысленный экран, уверенность в себе.

Предложенный способ немедикаментозной коррекции алекситимии является результатом синтеза ранее известных методов телесной терапии, выполняемых в определенной последовательности и адаптированных к определенному контингенту лиц, например к спортсменам молодого возраста, с учетом специфичности их вида деятельности, состояния их психосоматического здоровья, и представляет собой обоснованный комплекс упражнений (таблица), направленный на устранение психоэмоционального напряжения, коррекцию алекситимических черт личности и улучшение психосоматического здоровья спортсменов.

В отличие от известных способов предлагаемый способ основан на комплексном биопсихосоциальном подходе к пациенту. Человек рассматривается как система, состоящая из трех основных элементов: соматического, психического и социального.

Эффективность способа обусловлена тем, что в его основе лежит воздействие на различные уровни: нейровегетативный, мышечно-фасциальный и психоэмоциональный. Воздействие на организм предусматривает снижение психоэмоционального напряжения, коррекцию алекситимических черт личности и улучшение психосоматического здоровья спортсменов.

В основу использования релаксационных и дыхательных техник положено обучение спортсменов с алекситимией запускать универсальную реакцию релаксации с помощью техник саморегуляции. Психофизиологическим обоснованием механизмов эффективности релаксационных и дыхательных техник является то, что если на уровне вегетативной нервной системы, отчасти доступном сознательному контролю, реакция напряжения в целом связана с активацией ее симпатического (эрготропного) отдела, то реакция релаксации представляет переход к парасимпатическому (трофотропному) преобладанию. То же справедливо и для психоэмоциональной составляющей реакции релаксации. Практическая значимость подобного подхода несомненна: регулярное целенаправленное использование реакции релаксации нормализует психоэмоциональное состояние в целом и функциональное состояние внутренних органов в частности. Релаксационные и дыхательные техники позволяют сознательно регулировать уровень стрессового напряжения для предупреждения разрушительных дистрессовых состояний. С помощью релаксационных и дыхательных техник можно снизить темп обмена веществ, уровень глюкозы и холестерина в крови, уровень гормонов надпочечников и щитовидной железы, уровень тревожности, уменьшить мышечное и психоэмоциональное напряжение, устранить болевые ощущения, нормализовать уровень артериального давления, частоту сердечных сокращений, ритм дыхания, усилить альфа-активность головного мозга. Таким образом, реакция релаксации является универсальным механизмом снятия психофизической напряженности, повышения стрессоустойчивости и борьбы с психосоматическими расстройствами.

Другим не менее важным аспектом релаксации является то, что она является способом достижения природно-естественного, «детского» состояния нервной системы - физиологической возрастной регрессии. Во время релаксации происходит как бы возврат в детство: как на психологическом уровне - возврат к детскому первичному восприятию и информационной восприимчивости - искусственный сенситивный период, так и на физиологическом. Последнее представляет собой временный переход нервной системы к определенным функциональным состояниям, свойственным именно детскому возрасту и характеризующимся повышенной обучаемостью за счет повышения активности правого полушария мозга. Считается, что алекситимия является следствием недостаточной связи левого (сознательного, речевого, малоэмоционального) и правого (подсознательного, невербального, эмоционального) полушарий. При этом у алекситимика по сравнению с обычными людьми в большей степени выражено доминирование речевого полушария и подавление невербального, бессознательного. В связи с этим релаксационные техники, способствующие достижению состояния возрастной регрессии, не только открывают доступ к глубинным адаптационным ресурсам и позволяют осуществить разрядку накопленного психологического напряжения. За счет сглаживания межполушарных различий мозговой активности они создают благоприятный фон для воздействия других «правополушарных» методик (чувственное осознавание, арт-терапия, - психотехнические игры, креативная визуализация) на эмоциональную, когнитивную и личностную сферы спортсмена с алекситимией, повышая тем самым эффективность ее коррекции.

Техники чувственного осознавания - это обучение спортсменов дифференцированному восприятию телесных проявлений и эмоций, установлению взаимосвязи между ними, развитие способности осознавать эмоции и открыто их выражать, повышение уровня сенсорного и чувственного восприятия, концентрации внимания. По своей сути, техники чувственного осознавания являются терапией движением, дыханием и расслаблением, тренировкой психического равновесия и психологической устойчивости, основанной на самонаблюдении, изучении собственного тела, обнаружении и устранении участков застойного мышечного напряжения, а также связанных с ними психологических стереотипов. Таким образом, чувственное осознавание подразумевает, в первую очередь, осознавание кинестетических ощущений. При этом полнота осознания собственного тела достигается за счет деавтоматизации восприятия - привлечения внимания к обычно игнорируемым ощущениям, отключения его интеллектуализации, приостановки вербализации сенсорного опыта. Тем самым посредством физиологической возрастной регрессии, оживления детской телесной памяти человек обучается ощущать свое тело с «детской непосредственностью», возвращает себе природную, естественную полноту переживаний, свойственных маленькому ребенку.

Другим существенным аспектом метода чувственного осознавания является изучение процесса невербальной коммуникации между участниками группы, в частности прикосновений, с помощью которых спортсмены учились ощущать на телесном уровне степень близости и дистанции, чувство окружения, взаимопомощи и ответственности, а также различные эмоциональные состояния (агрессивность, беспокойство, радость и др.) при тактильном взаимодействии.

Техники чувственного осознавания - важный инструмент не только коррекции алекситимических черт личности, но и терапии психосоматических расстройств у спортсменов. Обоснованием этого положения являются психофизиологические аспекты данного метода. Полный контакт человека со своими чувствами представляется как осознавание им всего спектра телесных ощущений, связанных с эмоциями. Чем больше эмоция осознается, тем больше возможности ею управлять. Поэтому навык самонаблюдения, отслеживания кинестетических ощущений помогает управлять не только вниманием, но и эмоциями. Психофизиологическая основа сенсорного осознавания - направленность внимания на правополушарную активность, в то время как левополушарная активность связывается с какой-либо монотонной, отчасти автоматической деятельностью. Таким образом, одним из наиболее важных моментов данного метода является приобретение навыка самонаблюдения, представляющего собой основу самоконтроля во всех сферах психики и телесности, доступных для саморегуляции. Помимо контроля эмоций, у спортсмена с алекситимией развивается навык контроля и управления состоянием сознания. Как известно, дискомфортные психоэмоциональные состояния во многом создаются и «подпитываются» негативными мыслями (самообвинительными, тревожными, пессимистичными), которые нарушают самооценку человека или угрожают другим значимым для него ценностям. Сенсорное осознавание за счет переключения внимания позволяет разорвать порочный круг дезадаптивных мыслей и тем самым устранить причину эмоциональных расстройств. В целом, данные упражнения направлены на подавление излишней рационализации, на возврат к естественности, непосредственности и открытости чувств. Физиологически этот эффект достигается за счет временного снижения левополушарной активности - выключение логического осмысления реальности, «опустошения ума» - и наполнения его невербальным содержанием, кинестетическими образами (правополушарная активация). Для спортсменов с алекситимией чувственный опыт ограничивается переживанием комфорта и дискомфорта. При этом дискомфортные телесные ощущения являются соматизацией тревоги, приводящей к специфическому расстройству восприятия - снижению порогов соматосенсорной (кинестетической и висцеральной) чувствительности. Подобное повышение чувствительности (гиперестезия) приводит к усилению и неадекватной интерпретации естественных, нормальных телесных ощущений, которые начинают расцениваться как проявления болезни. В связи с этим навык сенсорного осознавания особенно важен для борьбы с телесными проявлениями психосоматических расстройств у спортсменов.

Техники арт-терапии применяются с целью диагностики и коррекции психосоматического состояния спортсменов с алекситимией. Тест «рисунок человека» позволяет наиболее полно и адекватно оценить невербальное, бессознательное отношение пациента к себе и своему телу. При этом отдельные части тела приобретают для него индивидуальное значение и могут стать выражением эмоций, значимой сферы, «осью адаптации». Анализ рисуночного теста обнаруживает тесную взаимосвязь между характером изображения человека и выделенными зонами «легкости», «напряжения» и «боли». Респондент бессознательно схватывает и вырисовывает участки тела таким образом, что в стиле изображения и характере прорисовывания отдельных частей тела можно увидеть проявление как психических, так и соматических дисфункций. На языке психофизиологии это объясняется нейрофизиологическим обеспечением процесса рисования. Явный или скрытый физический дефект всегда представлен в коре головного мозга, что выражается в изменении кровообращения либо обменных процессов в определенном его участке. Поэтому, изображая какую-то часть тела, пациент невольно искажает ту область графического изображения, которая соответствует «поврежденной зоне» в функциональной системе, обеспечивающей процесс рисования. Таким образом, тест «рисунок человека» в отличие от вербальных диагностических методик обладает большей информативностью, что имеет особую ценность в работе с алекситимичными спортсменами, которые испытывают определенные трудности в вербальном описании эмоций, а также в дифференциации чувств и телесных ощущений. С помощью данного теста можно получить адекватный «психофизический портрет» спортсмена, определить основные направления индивидуальной коррекционной работы и наблюдать динамику его психосоматического состояния.

Наряду с диагностическим значением, техник арт-терапии имеют большую терапевтическую ценность. Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт-терапия не только улучшает общее физическое и психическое состояние пациентов, но и способствует коррекции психосоматических нарушений. Объективность этих данных подтверждается психофизиологическими исследованиями. В процессе терапии искусством изменяется отношение пациента к собственному прошлому травматическому опыту, переживаниям и болезням, достигается состояние психологического комфорта, а полученный терапевтический эффект выражается в упорядочивании психосоматических процессов.

Обоснованием включения техник арт-терапии в методику коррекции алекситимии у спортсменов является то, что они:

- Развивают внимание к чувствам и способствуют эмоциональному самовыражению. Рисунок возникает в результате творческого акта, который дает возможность прояснить зрительные, кинестетические ощущения и различные эмоции, позволяет экспериментировать с ними.

- Предоставляют возможность для выражения негативных эмоций, агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование является одним из безопасных способов разрядки напряжения. Продукт изобразительного творчества сублимирует разрушительные, агрессивные тенденции автора и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в поступках.

- Позволяют работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Особенно значимо это для спортсменов с алекситимией, которые на невербальном языке могут сообщить о своих проблемах и чувствах, научиться понимать и анализировать свои эмоции.

- Способствуют возникновению чувства внутреннего контроля и порядка. Рисование приводит к необходимости организовывать формы и цвета.

- Усиливают ощущение собственной личностной ценности. «Побочным продуктом» терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.

- Решают задачу активного, творческого участия спортсмена в процессе коррекции, повышая его компетенцию в вопросах саморегуляции своего психосоматического состояния.

- Ускоряют прогресс в коррекционной работе. Спортсмену с алекситимией внутренние переживания легче выразить с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психокоррекции. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры.

- Дают основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе коррекции. Содержание и стиль рисунка предоставляет адекватную информацию о психосоматическом состоянии спортсмена.

- Позволяют развивать коммуникативные навыки посредством активизации невербальных, а затем вербальных форм коммуникации. Элементы совпадения в изобразительном творчестве членов группы ускоряют развитие эмпатии и способствуют возникновению стойких положительных эмоций. Это, в свою очередь, помогает разрешать внутригрупповые конфликты, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом.

Психотехнические игры используются с целью развития у спортсменов с алекситимией внимания, памяти, воображения, рефлексивного мышления, эмпатии, навыков самоконтроля, саморегуляции и невербального общения. Данные техники направлены не только на коррекцию алекситимии, улучшение межличностных взаимоотношений, повышение стрессоустойчивости и результативности спортивной деятельности, но и на улучшение психосоматического здоровья спортсменов.

Внимание является динамической стороной всех когнитивных процессов, оно связано, прежде всего, с памятью, мышлением и эмоциями. Внимание создает наилучшие условия для психической деятельности, помогает различным психическим процессам эффективнее отражать действительность. От состояния внимания зависит вся деятельность человека, его ориентировка и адаптация в окружающем мире. Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Одним из фундаментальных механизмов человеческого взаимопонимания является рефлексия - способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и «проигрывать» ситуацию за него. Рефлексивное мышление - важнейший элемент тактического мастерства спортсмена. Чем выше квалификация спортсменов, тем тоньше психологическая борьба. В единоборствах взаимная рефлексия соперников образует один из внутренних планов их поединка. По мнению специалистов в области спортивной психологии, умение предугадывать намерения противника и маскировать свои собственные - одно из наиболее важных качеств спортсмена. Рефлексивное мышление значимо не только в поединке. Именно рефлексия лежит в основе «сыгранности» спортивной команды. В сложных и непредсказуемых ситуациях сила игроков заключается в живом, непосредственном и мгновенном взаимопонимании. Четкая и слаженная игра невозможна без умения налету схватывать замыслы партнера и видеть ситуацию глазами товарища по команде. Однако в основе слаженной игры лежит не только работа мысли. Гармония действий на поле вряд ли достижима, если у игроков нет «чувства партнера», эмоционального контакта друг с другом, навыка бессловесного общения.

Помимо расстройств аффективных функций, у спортсменов с алекситимией имеют место нарушения когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления), что является серьезной причиной снижения результативности спортивной деятельности. Психотехнические игры на внимание позволяют спортсмену ознакомиться с основными характеристиками своего собственного внимания (концентрация, устойчивость, переключаемость, объем, распределение) и тренировать его. Приемы мнемотехники значительно расширяют возможности памяти. Упражнения на развитие рефлексивного мышления, эмпатии, навыка невербального общения помогают воспитанию необходимых в спорте умений и навыков: ставить себя на место соперника или партнера, принимать за него наиболее вероятные решения и согласовывать с ним свои собственные действия, учитывать его попытки «думать за тебя» и действовать с поправкой на это думанье, находиться в эмоциональном контакте с партнерами, использовать язык игрового общения (жесты, кивки, мимика, междометия). Для лиц с алекситимией характерно преобладание наглядно-действенного мышления. В целом, психотехнические игры способствуют развитию способности к игре, посредством которой осуществляется переход к абстрактно-логическому мышлению, как более позднему этапу онтогенетического развития мышления.

Бедность фантазии и воображения при алекситимии существенно ограничивают возможности идеомоторной тренировки, которая прочно вошла в арсенал средств подготовки спортсменов. Упражнения на развитие воображения способствуют более продуктивному использованию идеомоторной тренировки для овладения спортсменами новыми движениями и совершенствования двигательной координации. Техники саморегуляции помогают решению многих проблем в спорте: повышение стрессоустойчивости спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей результативности в момент ответственного старта, управление процессом восстановления, реабилитация после неудачного выступления, мобилизация сил. Саморегуляция применяется не только в целях более гибкого и полного использования резервов здорового организма, но и для борьбы с психосоматическими расстройствами. Зачастую нежелательные последствия предстартовых напряжений проявляются в апатии, мышечной слабости, расстройстве координации и других снижающих спортивную форму нарушениях. Произвольная регуляция позволяет компенсировать последствия психофизических перегрузок. Упражнения на развитие навыков самоконтроля и саморегуляции из психотехник были включены в методику коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов в качестве игрового дополнения к систематическому курсу занятий релаксационно-дыхательными техниками и упражнениями из метода чувственного осознавания.

Техники креативной визуализации включены в методику коррекции алекситимии у спортсменов с целью развития воображения и его активного использования для саногенного управления собственным физическим состоянием, гармонизации психосоматических соотношений. С помощью образного мышления человек может настроить себя на выздоровление. Чем яснее пациент видит мысленным взором свой организм и его пораженные участки на уровне сознания, тем успешнее его подсознание считывает эти послания и координирует внутренние защитные силы. Считается, что управляемое фантазирование и визуализация передаются иммунной системе и воздействуют на нее. Освоение техник визуализации предусматривало налаживание связи между внутренними телесными процессами, происходящими в организме и обычно не поддающимися сознательному контролю. При этом диффузная, слабо дифференцированная интероцепция, символически переведенная на язык образов, постепенно становится более точной, доступной наблюдению, пониманию и управлению. Креативная визуализация способствуют приобретению положительного опыта самоуважения и самопринятия, укреплению чувства собственного достоинства, положительной коррекции мотивационной сферы в целом и формированию потребности в достижении успеха в любой деятельности в частности.

Данный способ предлагает два цикла занятий: коррекционно-обучающий и поддерживающий. Оба цикла являются обязательными для коррекции алекситимии и не могут применяться отдельно. Количество занятий, продолжительность и порядок упражнений были получены опытным путем в результате получения положительных результатов после проведения серии предлагаемых в данном способе оздоровительных циклов.

Применение данного способа оказывает воздействие на эмоциональную, когнитивную и личностную сферы и позволяет, кроме перечисленного выше, улучшить межличностные взаимоотношения, повысить результативность учебной и профессиональной деятельности.

Патентные исследования не выявили способов, характеризующихся заявленной совокупностью признаков, следовательно, можно предположить, что указанный способ соответствует критерию «новизна».

Использование совокупности отличительных признаков также не известно, что говорит о соответствии критерию «изобретательский уровень».

Заявляемый способ может быть осуществлен в любом специализированном медицинском учреждении, следовательно, он соответствует критерию «промышленная применимость».

Сущность способа поясняется таблицами и схемами:

Таблица - упражнения, входящие в методику коррекции алекситимии у спортсменов.

Схема 1 (чертеж) - примерный перечень упражнений по каждому занятию.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (1984) определяет реабилитацию как комплекс мероприятий лечебного, физического, психологического, социального, профессионального и педагогического характера, направленных на восстановление здоровья, физического, психологического и социального статусов, утраченных в результате заболевания или травмы. Предложенный способ коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов представляет собой систему мероприятий по восстановлению психофизических возможностей, улучшению физических качеств, повышению психоэмоциональной устойчивости, функционального состояния и адаптационных резервов организма спортсмена средствами и методами физической реабилитации. Физический, психологический и социальный аспекты данного способа позволяют рассматривать его не как узконаправленную методику, а в более широком значении - как программу физической реабилитации для спортсменов с алекситимией, разработанную с позиций психосоматического подхода.

Разработка способа коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов, а также построение предлагаемой схемы упражнений осуществлялись в соответствии с физиологически обоснованными принципами реабилитации, изложенными ниже.

Индивидуальный подход к каждому спортсмену. Составление реабилитационной программы проводилось с учетом возраста спортсменов, их спортивной квалификации и специализации, выраженности алекситимии и характера соматических нарушений. Данные критерии учитывались и при формировании групп для занятий. Например: в одну из групп вошли 10 квалифицированных спортсменов (II, III взрослый разряд), представляющих игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей), в возрасте 18-22 лет. Из них: 6 человек имели алекситимию в структуре личности (74 и более баллов по Торонтской алекситимической шкале), 4 - находились в зоне риска по алекситимии (от 63 до 73 баллов). Все спортсмены имели психосоматические расстройства: 2 - реакции, 4 - состояния, 4 - заболевания. В основе модификации упражнений, заимствованных из ранее известных методов, также лежит принцип индивидуальности. Из 87 упражнений 35 - адаптированы к определенному контингенту лиц (спортсменам молодого возраста) с учетом специфичности их вида деятельности и состояния психосоматического здоровья (таблица).

Комплексность применения необходимых средств физической реабилитации. Методика коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья представляет собой комплекс упражнений (таблица), позволяющий осуществлять воздействие на различные компоненты здоровья спортсменов: физический, соматический, психический и социальный. Вместе с тем реализация разработанной программы осуществлялась на фоне рационального построения общего режима жизни каждого спортсмена и применения восстановительных средств в спорте высоких достижений (сбалансированное питание, витамины, адаптогены, массаж, бальнеопроцедуры и др.). Подбор восстановительных средств, удельный вес того или иного из них, их сочетание, дозировка, продолжительность и тактика использования определялись спортивным врачом в зависимости от конкретного состояния атлета, уровня его тренированности, вида спорта, этапа и методики тренировки, режима тренировочных занятий и др. При работе со спортсменами, имеющими органическое поражение определенных органов (как крайняя степень нарушения психосоматических соотношений), предложенный способ не исключает использование и других средств физической реабилитации (диетотерапия, физиотерапия, фитотерапия, механотерапия, массаж и др.), назначенных специалистами в соответствии с принципом индивидуальности. На занятиях по разработанной методике использовалась музыкотерапия - метод, в котором музыка является средством воздействия на психику и через нее на организм пациента. Музыкальные произведения со звуками природы (щебетание птиц, шум леса, журчание воды, шелест волн и др.) способствовали более эффективному расслаблению при выполнении релаксационных упражнений.

Социальная направленность восстановительных мероприятий. Одним из главных направлений реабилитации является восстановление личностных свойств пациента, повышение его работоспособности, поддержание его профессионального статуса на том оптимальном уровне, который позволяет сохранять и развивать его психические и физические возможности. Предложенный способ позволяет снизить уровень алекситимии, а значит, и уменьшить особо значимые для спортивной деятельности ее проявления в виде соматических нарушений и склонности к травмам, минимизировать тревожные и депрессивные тенденции, улучшить межличностные взаимоотношения, повысить мотивацию на успех, а также уверенность в себе и своих силах. Все это способствует не только росту спортивного мастерства, но и успешности в любой другой деятельности.

Этапность реабилитации. Соблюдение этого принципа предусматривало реализацию разработанной программы в два цикла (схема 1). Первый цикл (25 занятий) - коррекционно-обучающий, основными задачами которого являлись: коррекция алекситимии и психосоматических расстройств, обучение спортсменов техникам произвольной регуляции своего психоэмоционального состояния. Второй цикл (10 занятий) - поддерживающий, основные задачи: поддержание психосоматического состояния спортсменов, достигнутого в процессе занятий первого цикла реабилитации, закрепление сформированных навыков саморегуляции.

Систематичность - основа эффективности реабилитации, так как только систематические занятия могут обеспечить оптимальное воздействие, позволяющее улучшить функциональное состояние организма пациента. Занятия по разработанной методике проводились 3 раза в неделю через день (коррекционно-обучающий цикл) и 2 раза в неделю с интервалом в два дня (поддерживающий цикл). Общий курс составил 35 занятий (схема 1). Несмотря на то что предложенный способ коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья является достаточно длительным процессом (3-3,5 месяца), его обучающая направленность позволяет спортсменам в дальнейшем осуществлять контроль своего психосоматического состояния и активно использовать освоенные техники саморегуляции (ежедневно и/или в стрессовых ситуациях). Тем самым решаются не только терапевтические, но и профилактические задачи.

Системность (поочередность) воздействия. В связи с тем, что спортсмены с алекситимией находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, обусловливающее усиление соматических проявлений, работа с данным контингентом лиц должна проводиться по двум направлениям: релаксация (снижение психоэмоционального напряжения) и воздействие на эмоциональную, когнитивную и личностную сферы (коррекция алекситимии). С учетом психофизиологических аспектов включенных в программу реабилитации методов была определена последовательность выполнения упражнений на занятии: 1) релаксационные и дыхательные техники; 2) техники креативной визуализации; 3) техники чувственного осознавания; 4) техник арт-терапии, упражнения-игры. Релаксационные и дыхательные упражнения способствуют не только снижению уровня тревожности, снятию мышечного и психоэмоционального напряжения, устранению болевых ощущений. За счет временного перехода нервной системы к состоянию физиологической возрастной регрессии (повышение активности правого полушария мозга) происходит сглаживание межполушарных различий мозговой активности (при алекситимии доминирующим является левое полушарие), что существенно повышает эффективность упражнений из «правополушарных» методик (чувственное осознавание, креативная визуализация, арт-терапия, психотехнические игры). Каждое занятие методики коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов состоит из 4-6 упражнений с обязательным включением релаксационно-дыхательных техник и упражнений из метода чувственного осознавания (схема 1). Несмотря на то что техники креативной визуализации, арт-терапии и упражнения-игры являются дополнением к систематическому курсу занятий релаксационно-дыхательными техниками и упражнениями из метода чувственного осознавания, их роль в процессе реабилитации достаточно высока. Визуализация способствует развитию воображения, положительной коррекции мотивационной сферы. Арт-терапия развивает внимание к чувствам, коммуникативные навыки, способствует эмоциональному самовыражению. Психотехнические игры помогают развить внимание, память, воображение, рефлексивное мышление, эмпатию, навыки самоконтроля, саморегуляции и невербального общения. Таким образом, данные техники позволяют осуществлять более полное воздействие на эмоциональную, когнитивную и личностную сферы спортсмена с алекситимией, способствуя более эффективной. ее коррекции. Кроме того, они создают благоприятную эмоциональную атмосферу, повышают интерес к занятиям, улучшают отношения в группе, ускоряя тем самым прогресс в коррекционной работе.

Принцип постепенности. Подбор упражнений как для всей программы реабилитации, так и для отдельного занятия осуществлялся в соответствии с принципом «от простого - к сложному». Так, первые занятия методики включают элементарные релаксационные и дыхательные техники и упражнения из метода чувственного осознавания (схема 1). При этом каждое последующее занятие строится по следующей схеме: повторение упражнений предыдущего занятия, затем разучивание новых, более сложных упражнений. В зависимости от степени сложности упражнения для его полного освоения требуется 2-3 занятия. В дальнейшем на занятиях поддерживающего цикла сформированные навыки закрепляются. Упражнение «Расслабляющее дыхание» является подводящим к упражнениям «Дыхание на счет», «Дыхание в ритме пульса», «Управление дыханием», поэтому оно разучивается на 4-м занятии, повторяется на 5-11-м и закрепляется на 28-м. Техники креативной визуализации, арт-терапии, а также упражнения-игры равномерно распределяются на протяжении всего процесса реабилитации в соответствии с принципом «от простого - к сложному», многие из них не повторяются. Авторская модификация отдельных техник атр-терапии («Зеркало», «Рисование в воздухе», «Рисование «нерабочей» рукой») и креативной визуализации («Исцеляющая медитация», «Здоровье и красота») предусматривает 2-3 варианта выполнения этих упражнений.

Контроль эффективности реабилитации. Для объективной оценки эффективности разработанной методики применялись следующие методы исследования:

- Экспериментально-психологический - тестирование по Торонтской алекситимической шкале (TAS), предложенной G.J.Taylor и соавт. (1985) и адаптированной в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева (Ересько Д.Б. с соавт., 1994) «Алекситимичными» считались спортсмены, набравшие 74 и более баллов по TAS, «неалекситимичными» - 62 и менее баллов, к зоне риска по алекситимии были отнесены лица с числом баллов от 63 до 73. Обследование проводилось до коррекции, после первого, второго циклов реабилитации и через месяц после окончания занятий в группах. В качестве дополнительной психодиагностики использовались тест «Рисунок человека» (на 1, 25 и 34 занятиях) и упражнение «Индивидуальное рисование» (на 2 и 35 занятиях) из техник арт-терапии, с помощью которых составлялся «психофизический портрет» каждого спортсмена и косвенно оценивалась динамика его психосоматического состояния в процессе коррекции.

- Клинический - изучение данных амбулаторных карт спортсменов, сбор анамнеза и методики объективного медицинского обследования. Опрос являлся дополнительным методом при изучении субъективной оценки спортсменами динамики своего состояния.

- Параклинический - в зависимости от локализации соматических проявлений, до и после реабилитации проводилось обследование, с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), реоэнцефалографии (РЭГ), электрокардиографии, ультразвукового исследования, электромиографии, фиброэзофагодуоденоскопии.

Методика коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья применена у 30 спортсменов (16 мужчин и 14 женщин) в возрасте от 18 до 24 лет: 17 человек - с алекситимией и 13 - находящихся в зоне риска по ней. Из них: 5 человек - с психосоматическими кратковременными реакциями (головными и мышечно-суставными болями), 11 - с более стойкими психосоматическими состояниями (сердечными, головными и мышечно-суставными болями), 14 - с психосоматическими заболеваниями (вегетативно-сосудистая дистония, артериальная гипертония, гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертиреоз). После первого цикла занятий уровень алекситимии снизился у 27 человек, после второго - у всех 30 человек. Из них: 14 человек - не имели алекситимии, 11 - находились в зоне риска, и только 5 - так и остались алекситимичными. Через месяц после окончания занятий уровень алекситимии снизился у 21 спортсмена. У 12 человек отмечено отсутствие психосоматических реакций и состояний, у 2 - состояния перешли в редкие кратковременные реакции. У всех 14-ти спортсменов с психосоматозами наблюдалось снижение количества рецидивов заболевания. Снижение количества травм отмечено у 27 человек, все они указали на положительную динамику своего состояния. Улучшение показателей ЭЭГ (усиление альфа-активности головного мозга, свидетельствующее о снижении уровня тревожности и психоэмоционального напряжения) наблюдалось у 25 спортсменов, показателей РЭГ - у всех 30.

Таким образом, предложенный способ является эффективным не только для коррекции алекситимии, но и предотвращения развития дистресса, а также терапии психосоматических расстройств без необходимости использования медикаментозных средств. Кроме того, после прохождения комплекса занятий по данному способу появляется возможность самостоятельно поддерживать организм.

Пример 1. Спортсмен М., 19 лет. Занимается борьбой 14 лет, кандидат в мастера спорта. Имеет алекситимию (76 баллов) в структуре личности. Жалобы: на частые боли в мышцах и суставах. Считает себя больным 2 года. Отмечает у себя склонность к спортивным и бытовым травмам (более 10 в год).

Спортсмену проведена коррекция алекситимии и предлагаемым способом. Перед началом курса пациенту была проведена разъяснительная беседа о причинах отклонений в состоянии его здоровья, необходимости коррекции алекситимии и психосоматического расстройства в виде болевых ощущений, возможности восстановления психологического и соматического здоровья немедикаментозным методом. Пациент посетил все 35 занятий: 25 - 3 раза в неделю, 10 - 2 раза в неделю. Освоил техники эмоционально-мышечной релаксации, которые с успехом практиковал в стрессовых ситуациях. Уровень алекситимии снизился до 70 баллов (зона риска) после первого цикла, 64 баллов (зона риска) - после второго цикла, 60 баллов (отсутствие алекситимии и зоны риска) - через месяц после окончания занятий. За указанный период пациентом отмечено отсутствие мышечно-суставных болей и травм, улучшение общего состояния, межличностных взаимоотношений (в семье, учебном коллективе и спортивной команде), повышение результативности учебной и спортивной деятельности. В частном спектре энцефалограммы наблюдалось уменьшение представленности быстрых колебаний бета-диапазона и соответствующее возрастание удельной мощности альфа-волн, что свидетельствовало о снижении психоэмоционального напряжения и динамической перестройке функциональной ассиметрии полушарий (сглаживание межполушарных различий и синхронизация активности левого и правого полушарий). Положительная динамика отмечена и в общей картине РЭГ (нормализация пульсового кровенаполнения артериального русла, улучшение венозного оттока).

Пример 2. Спортсменка В., 21 год. Занимается волейболом 10 лет, имеет 1 взрослый разряд. Уровень алекситимии составляет 80 баллов. Диагноз: хронический гастродуоденит. Состоит на учете у гастроэнтеролога 4 года. Обострение заболевания - 2-3 раза в год. За последний год количество рецидивов увеличилось до 8, прослеживается их четкая связь со стрессовыми факторами, связанными со спортивной деятельностью (соревнования, травмы, конфликты с тренером). Жалобы помимо основного заболевания: на частые боли в мышцах и суставах, периодические (1-2 раза в месяц) головные боли. Отмечает снижение результативности своей спортивной деятельности, частые конфликтные ситуации в команде. Подумывает об уходе из большого спорта.

Спортсменке проведена коррекция алекситимии и психосоматических расстройств предлагаемым способом. Несмотря на то что перед началом курса пациентке была проведена разъяснительная беседа о причинах отклонений в состоянии ее здоровья, необходимости коррекции алекситимии, возможности восстановления психосоматического здоровья немедикаментозным методом, спортсменка В. была настроена на устранение, прежде всего, соматического дискомфорта, а не на психорегуляцию своего эмоционального состояния. Повышение интереса к занятиям пациентка отметила после 6-7 посещения, когда снизилось эмоционально-мышечное напряжение, появилось чувство комфорта, появились дружеские отношения в группе. Пациентка посетила 33 занятия: 23 - 3 раза в неделю, 10 - 2 раза в неделю. Проявила скрытую способность к рисованию. Приобрела статус лидера в группе. Уровень алекситимии снизился до 73 баллов (зона риска) после первого цикла, 64 баллов (зона риска) - после второго цикла, 62 баллов (отсутствие алекситимии и зоны риска) - через месяц после окончания занятий. В общей картине ЭЭГ и РЭГ - положительная динамика. Пациенткой отмечено отсутствие головных болей, существенное снижение частоты возникновения мышечно-суставных болей, улучшение соматического состояния в общем, отсутствие обострений имеющегося психосоматоза в частности. Положительная динамика хронического гастродуоденита под воздействием коррекционных мероприятий подтверждена данными фиброэзофагодуоденоскопии. Налажены взаимоотношения с тренером и спортивной командой. В связи с улучшением состояния здоровья и постановкой новых личных целей спортивную арену покидать не собирается.

Таблица
Способ немедикаментозной коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов
Название упражнения Целевая установка Источник
Релаксационные и дыхательные техники
1 Уставшая рука Эмоционально-мышечная релаксация Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практич. рук-во / М.Е.Сандомирский. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.
2 Мысленное движение (I)
3 Мысленное движение (II)
4 Образная релаксация*
5 Дифференцированная релаксация
6 Диафрагмальное дыхание* Дыхательная саморегуляция
7 Расслабляющее дыхание
8 Дыхание на счет
9 Дыхание в ритме пульса
10 Спонтанное дыхание
11 Управление дыханием
12 Направленное дыхание
13 Рука руку чувствует
14 Дыхание через ладони
15 Круговое дыхание
16 Исцеляющее дыхание
17 Противоболевое дыхание
Метод чувственного осознания
18 Распределенное внимание* Управление вниманием и чувственное осознавание Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: практич. рук-во / М.Е.Сандомирский. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.
19 Знакомство с собой
20 Выпустить свою фантазию наружу
21 Говорить правду легко и приятно*
22 Мысленный ревизор
23 Марионетка*
24 Постоим* Осознавание ощущений Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия: справочник / И.Г.Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2007. - 752 с.
25 Стоять - это отношение*
26 Исследование ступней*
27 Ходьба
28 Осанка*
29 Осознание тела*
30 Контакт рук Невербальная коммуникация
31 Контакт спиной
32 Диалог руками*
33 Слепой - поводырь*
34 Похлопывание тела
35 Прикосновение
36 Подари прикосновение*
37 Научи прикосновению
38 Дать поддержку
39 Круги ощущений* Сенсорное и чувственное восприятие, управление вниманием
40 Двойное сознание*
41 Раздвоение*
42 Путешествие по состояниям*
43 Звуки*
44 Партитура жестов
45 Партитура состояний*
46 Проба жанра*
Арт-терапия
47 Рисунок человека Психодиагностика, выражение эмоций на символическом уровне, невербальная и вербальная коммуникация Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И.Г.Малкина-Пых. - М.: Эксмо, СПб: Сова, 2003. - 928 с.
48 Зеркало*
49 Рисование в воздухе*
50 Индивидуальное рисование
51 Рисование «нерабочей» рукой*
52 Создание групповой фрески*
53 Групповое рисование по кругу
54 Рисование с партнером
Психотехнические игры в спорте
55 Пальцы Развитие внимания, самоконтроль Цзен Н.В. Психотехнические игры в спорте / Н.В.Цзен, Ю.В.Пахомов. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 160 с.
56 Муха
57 Фокусировка
58 Лентяй и труженик
59 Сверхвнимание*
60 Лабиринт Развитие воображения, памяти, саморегуляция
61 Волшебный карандаш*
62 Термометр
63 Антивремя*
64 Бег ассоциаций*
65 Домино
66 Чудеса техники
67 Синестезии
68 Перевоплощения*
69 Рефлексия Развитие рефлексивного мышления, эмпатии, навыка бессловесного общения
70 Монета
71 Гомеостат
72 Стена*
73 Робот
74 Стыковка
75 Анабиоз
76 Разведчик
77 На страже
78 Дискуссия*
Креативная визуализация
79 Святое место Развитие воображения, его активное использование при саморегуляции психосоматического состояния Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И.Г.Малкина-Пых. - М.: Эксмо, СПб: Сова, 2003. - 928 с.
80 Проводник
8t Исцеляющая медитация*
82 Медитация для избавления от боли
83 Постановка цели*
84 Карта ценностей
85 Здоровье и красота*
86 Мысленный экран*
87 Уверенность в себе*
Примечание: * - упражнения, модифицированные авторами

1. Способ немедикаментозной коррекции алекситимии и улучшения психосоматического здоровья спортсменов, включающий комплекс оздоровительных действий, отличающийся тем, что комплекс содержит релаксационно-дыхательные техники, техники чувственного осознавания, техники арт-терапии, психотехнические игры в спорте и техники креативной визуализации, в группе выполняют упражнения, указанные в таблице 1, содержащейся в описании, двумя циклами: коррекционно-обучающий, состоящий из 25 занятий, и поддерживающий, состоящий из 10 занятий, причем перечень упражнений по каждому занятию каждого цикла указан в схеме 1, содержащейся в описании.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что продолжительность занятий в коррекционно-обучающем цикле составляет по 50-60 мин 3 раза в неделю, а в поддерживающем цикле - по 50-60 мин 2 раза в неделю.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и медицинской технике. .
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано при коррекции веса тела человека и нормализации пищевого поведения. .
Изобретение относится к области медицины, в частности к психотерапии, психиатрии, терапии, эндокринологии. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в практической психологии, преимущественно в психоанализе с выявлением травмирующих факторов и последующим психотерапевтическим воздействием на эти факторы.
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к психиатрии, психотерапии. .

Изобретение относится к спортивной медицине и может быть использовано при тренировке спортсменов различной направленности, в частности в лечебной физкультуре, а также к способам при тренировках, направленных на коррекцию телосложения человека - типа "Шейпинг".
Изобретение относится к области коррекционной психологии, медицинской психологии, психотерапии и может использоваться в процессах психологической реабилитации, психологической коррекции патологических состояний личности, связанных с синдромом выгорания - профессионально-личностных деформаций, кризисов, пролонгированных дистрессов.

Изобретение относится к медицине, а именно к косметологии и дерматологии, и может быть использовано для оздоровления и омоложения кожи
Изобретение относится к области медицины, конкретно к психотерапии, и предназначено для коррекции психологического состояния
Изобретение относится к медицине, неврологии и реабилитации, к восстановительному лечению больных в острой стадии инсульта
Изобретение относится к медицине, неврологии, психотерапии и касается оптимизации режима реабилитации пациентов с болезнью Паркинсона

Изобретение относится к области восстановительной и оздоровительной психологии

Изобретение относится к медицине, а именно к устройствам и способам для воздействия на моторные автоматизмы человека
Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии, и может быть использовано для социальной адаптации личности, смены неэффективных стереотипов поведения, лечения заболеваний, связанных с тупиковыми событийными потоками
Наверх